ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-306/2023 от 18.09.2023 Красноборского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-306/2023

УИД 29RS0011-01-2023-000325-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2023 года село Верхняя Тойма

Красноборский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Королевой Я.А.

при секретаре Кичевой Е.А.,

с участием старшего помощника прокурора Верхнетоемского района Архангельской области Фоминой С.А.,

заместителя прокурора Верхнетоемского района Архангельской области Худякова Ю.А.,

представителя ответчика администрации Верхнетоемского муниципального округа по доверенности Деревцова А.В.,

представителя ответчика ООО «ЭкоИнтегратор» Ершова В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верхнетоемского района Архангельской области в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к администрации Верхнетоемского муниципального округа, обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор», министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхнетоемского района Архангельской области Вилков Д.Л. обратился в суд с иском в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к администрации Верхнетоемского муниципального округа и ООО «ЭкоИнтегратор» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обустроить контейнерную площадку накопления ТКО. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района в ходе проведения проверки по коллективному обращению жителей д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области выявлены нарушения, допущенные администрацией Верхнетоемского муниципального округа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - TKO), а также нарушения федерального законодательства при осуществлении региональным оператором своих обязанностей в сфере обращения с ТКО. Так, установлено, что в д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области отсутствуют контейнерные площадки (включенные в территориальную схему) для накопления ТКО, ближайшая контейнерная площадка к д. Евдокимовская находится примерно в 14,6 км (по прямой), а именно в д. Першинская, то есть располагается на расстоянии более 100 м от жилых домов данной деревни, и как следствие, нарушает права жителей на благоприятную окружающую среду. Кроме этого, непринятие своевременных мер по созданию мест накопления отходов ТКО (контейнерных площадок) является недопустимым, не отвечает целям функционирования органов местного самоуправления, является грубым нарушением законодательства, возлагающего на орган местного самоуправления обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки установлено, что жителям д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области при отсутствии контейнерной площадки поступают из ООО «ЭкоИнтегратор» квитанции об оплате услуги по вывозу ТКО, что в соответствии с законодательством Российской Федерации незаконно. Так, по сведениям начальника Пучужского территориального отдела Шошиной О.С., ею в 2022 г. в адрес ООО «ЭкоИнтегратор» предоставлены списки граждан, проживающих и зарегистрированных в д. Евдокимовская, тогда как при отсутствии установленных на территории деревни контейнерных площадок списки граждан не могут быть предоставлены, поскольку фактически услуга ООО «ЭкоИнтегратор» не осуществляется. Таким образом, действия Шошиной О.С. являются незаконными. Также прокуратурой района установлено, что контейнеры для сбора ТКО установлены в количестве 8 штук в п. Закодимский в нарушение правил СанПин, поскольку в указанном месте отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, также расположение данных контейнеров не соответствует нормам расположения на расстоянии не менее 20 метров, но не более 100 метров от индивидуальных жилых домов. Таким образом, фактически услуга региональным оператором не оказывается, в связи с чем у жителей д. Евдокимовская отсутствуют основания для внесения ежемесячных платежей за вывоз ТКО, а у регионального оператора отсутствуют основания для начисления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Причиной выявленных нарушений явилось ненадлежащее исполнение обязанностей должностными лицами ООО «ЭкоИнтегратор», а условием - отсутствие должного контроля за их работой со стороны руководства общества.

Просит признать бездействие администрации Верхнетоемского муниципального округа в части не создания места (площадки) накопления ТКО в д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области в соответствии с требованиями действующего законодательства незаконным и обязать администрацию Верхнетоемского муниципального округа создать места (площадки) накопления ТКО в д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Просит признать действие (бездействие) ООО «ЭкоИнтегратор» в части неправомерного начисления платы за услуги по обращению с ТКО жителям д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области, исходя из отсутствия фактического оказания услуги, отказе в произведении перерасчета платы за услуги ТКО в отношении жителей д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области незаконным и обязать ООО «ЭкоИнтегратор» организовать своевременный и бесперебойный вывоз ТКО на территории д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области, в соответствии с требованиями законодательства; исключить случаи неправомерного начисления платы за услуги по обращению с ТКО исходя из отсутствия фактического оказания услуги; произвести перерасчет платы за услуги ТКО в отношении жителей д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области.

В своем возражении представитель ООО «ЭкоИнтегратор» по доверенности Ершов В.С. указывает, что между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО «ЭкоИнтегратор» 29 октября 2019 года заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Архангельской области, в связи с чем Общество наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО в данном регионе. Региональный оператор оказывает услуги по обращению с ТКО на территории Архангельской области с 01 января 2020 года. С момента начала осуществления Региональным оператором деятельности по обращению с ТКО в соответствующей зоне обслуживания презюмируется факт оказания услуг по вывозу ТКО всем лицам, которые на законном основании владеют объектами, расположенными в данной зоне. Услуга для жителей д. Евдокимовская оказывается с 01 сентября 2020 года (момент установки контейнерной площадки). Контейнерная площадка установлена на границе д. Евдокимовская и п. Закодимский. Количество контейнеров, установленных на контейнерной площадке, составляет 8 штук объемом 0,75 м3. Данного количества контейнеров достаточно для указанных населенных пунктов. Расстояние от края д. Евдокимовская до контейнерной площадки составляет менее 1000 метров, таким образом, жители могут пользоваться указанной площадкой. Обращает внимание на то, что сам факт отсутствия мест размещения ТКО (контейнеров) в д. Евдокимовская не свидетельствует о неоказании или ненадлежащем оказании услуги по обращению с ТКО региональным оператором, поскольку на регионального оператора возложена обязанность принимать ТКО именно в местах (площадках) накопления, а места накопления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации определяются органом местного самоуправления. Удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для изменения платы за услугу по обращению с ТКО. Отмечает, что Региональным оператором обслуживаются общедоступные контейнерные площадки, а у потребителей имеется обязанность складировать отходы в местах накопления ТКО, потребители имеют возможность получать услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайшей к их территории контейнерной площадки, расположенной в месте общего пользования. По мнению представителя, оказание Региональным оператором услуг по транспортированию ТКО всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное. Обращает внимание, что свалок вблизи деревни Евдокимовская не зафиксировано, доказательств заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с иной специализированной организацией не представлено. Отмечает, что самовольное обращение с отходами запрещено в силу законодательства Российской Федерации, поскольку только Региональный оператор имеет право осуществлять деятельность по обращению с ТКО (ч. 1. ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Таким образом, по мнению административного ответчика, услуга по обращению с ТКО оказывается, согласно графику, разработанному с учетом потребностей жителей населенного пункта и количества образуемых отходов. Наличие твердых коммунальных отходов у потребителей является неоспоримым фактом, поскольку в процессе жизнедеятельности так или иначе образуются ТКО. Материалами проверки не установлено, куда жители д. Евдокимовская складируют свои отходы. Вероятнее всего, отходы складировались именно на контейнерной площадке, указанной выше. Кроме того, указывает, что согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Полагает, что по данному исковому заявлению, прокурор не имел полномочий обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц. Считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований.

В своем возражении и.о. главы Верхнетоемского муниципального округа Чецкий И.В. заявляет о несогласии с заявленными требованиями. Отмечает, что администрацией МО «Верхнетоемский муниципальный район» в рамках осуществления полномочий в сфере организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов начиная с 2019 года ежегодно осуществлялись работы по обустройству контейнерных площадок ТKO и КГО на территории Верхнетоемского муниципального района, в том числе и после преобразования Верхнетоемский муниципальный округ. Администрация не оспаривает гот факт, что не на всей территории Верхнетоемского муниципального округа в полном объеме обустроены места (площадки) накопления ТКО, однако не согласна с выводами прокурора о бездействии администрации. Указывает, что на территории бывшего сельского поселения «Пучужское», в том числе в д. Евдокимовская и в п. Закодимский, необходимо осуществить строительство площадок для накопления ТКО в количестве не менее 28 штук. Бюджет Верхнетоемского муниципального округа на 2022 год был принят с дефицитом, запланировать денежные средства на строительство площадок накопления ТКО не представилось возможным. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований к администрации Верхнетоемского муниципального округа отказать.

В судебном заседании 11 мая 2023 года в качестве заинтересованного лица привлечено министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

В своем отзыве представитель министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по доверенности Макаров А.В. указал, что в соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. При этом, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Согласно п. 4. СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров. Отмечает, что по имеющейся у министерства информации контейнерная площадка расположена примерно в 1000 метрах от д. Евдокимовская Верхнетоемского района. При этом бестарный способ накопления отходов в данном населенном пункте не осуществляется. На основании изложенного полагает, что исковое заявление подлежит удовлетворению в части требований к администрации Верхнетоемского муниципального округа. В части удовлетворения требований к ООО «ЭкоИнтегратор» возражает, поскольку, по мнению представителя, само по себе нарушение нормы об удаленности контейнерной площадки не более чем на 100 метров еще не свидетельствует о том, что население д. Евдокимовская ей не пользовалась и вывоз отходов не осуществлялся. В данном случае региональный оператор осуществлял вывоз ТКО с места накопления, определенного органом местного самоуправления. Отмечает, что, скорее всего, согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов жилые помещения в д. Евдокимовская приписаны к спорной контейнерной площадке как источники образования отходов. Следовательно, нарушений со стороны ООО «ЭкоИнтегратор» не имеется.

В судебном заседании 31 мая 2023 года в качестве заинтересованного лица привлечен Котласский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Архангельской области.

В своем отзыве начальник Котласского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области Елсакова М.А. поддержала заявленные исковые требования.

В судебном заседании 19 июня 2023 года изменен процессуальный статус министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области с заинтересованного лица на административного ответчика.

В отзыве, поступившем в суд 28 июля 2023 года, представитель министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по доверенности Макаров А.В. указал о несогласии с заявленными требованиями по доводам и основаниям, аналогичным указанным в предыдущем отзыве, просил в удовлетворении требований к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области отказать в полном объеме.

В судебном заседании 19 июля 2023 года в качестве заинтересованного лица привлечено АО «Центр Расчетов».

В судебном заседании 18 августа 2023 года прокурор Верхнетоемского района изменил заявленные исковые требования.

Просит признать бездействие администрации Верхнетоемского муниципального округа в части не создания места (площадки) накопления ТКО в д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области в соответствии с требованиями действующего законодательства незаконным и обязать администрацию Верхнетоемского муниципального округа создать места (площадки) накопления ТКО в д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Просит признать незаконными действия ООО «ЭкоИнтегратор» в части начисления платы за услуги по обращению с ТКО жителям дер. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области, исходя из отсутствия фактического оказания услуги; обязать ООО «ЭкоИнтегратор» организовать своевременный и бесперебойный вывоз ТКО с территории д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области в соответствии с требованиями законодательства; обязать ООО «ЭкоИнтегратор» прекратить начисление платы за услуги по вывозу ТКО в отношении жителей д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области до момента организации вывоза ТКО с территории д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области в соответствии с требованиями законодательства.

В дополнительном пояснении, поступившем в суд 18 сентября 2023 года, представитель ООО «ЭкоИнтегратор» указал, что вывоз ТКО с контейнеров, установленных на границе деревни Евдокимовская и поселка Закодимский, в настоящий момент производится Региональным оператором в соответствии с установленным графиком. Услуга жителям указанных деревень оказывается, в связи с чем требование прекратить начисление платы за услуги по вывозу ТКО является не обоснованным. В случае если бы Региональный оператор не вывозил отходы с указанных контейнеров, то на их месте образовалась бы несанкционированная свалка, что негативно бы сказалось на окружающей среде и жителях ближайших населенных пунктов. В материалах дела отсутствуют доказательства неоказания Региональным оператором услуг по обращению с ТКО жителям деревни Евдокимовская. Тот факт, что контейнеры не стоят в реестре контейнерных площадок, не свидетельствует о том, что услуга не оказывается, поскольку образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов. Прокуратурой Верхнетоемского района не было установлено, куда именно складировались отходы жителями деревни Евдокимовская. Получается, что отходы складировались либо в контейнеры, расположенные на границе деревни Евдокимовская и поселка Закодимский, либо выбрасывались незаконно на несанкционированную свалку. Данные обстоятельства Прокуратурой Верхнетоемского района не установлены. Таким образом, отходы складировались жителями деревни Евдокимовская в установленные администрацией Верхнетоемского района контейнеры. Обращаем внимание, что установка контейнеров была согласована с жителями деревни Евдокимовская и поселка Закодимский. Обращает внимание на то, что Региональным оператором при оказании услуг были понесены расходы по транспортированию ТКО с указанных контейнеров и размещению вывезенных отходов на полигон размещения. Получается, что в случае удовлетворения исковых требований, у жителей деревни Евдокимовская возникнет неосновательное обогащение и услуги им будут оказаны бесплатно. Считает, что сам по себе факт расположения контейнеров на расстоянии более 100 метров от жилых домов не может служить основанием для освобождения жителей указанных деревень от оплаты коммунальной услуги. При наличии фактической возможности осуществлять складирование ТКО в контейнерах, расположенных на границе деревень Евдокимовская и поселка Закодимский, а также на любых других в пределах муниципального образования площадках, расстояние до места накопления ТКО правового значения не имеет. Доказательства того, что жители деревни Евдокимовская осуществляли самостоятельный вывоз твердых коммунальных отходов, не нарушая требования Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не предоставлено, равно как доказательства заключения жителями деревни Евдокимовская договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключенного с региональным оператором, обращения с заявлениями к ответчику о перерасчете начисленных сумм в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю.

Просит отказать в удовлетворении исковых требований к ООО «ЭкоИнтегратор» в полном объеме.

В судебном заседании старший помощник прокурора Верхнетоемского района Фомина С.А. поддержала заявленные увеличенные и уточненные исковые требования.

Представитель административного ответчика администрации Верхнетоемского муниципального округа по доверенности Деревцов А.В. ранее в судебных заседаниях возражал против удовлетворения заявленных требований к администрации округа по доводам, изложенным в возражениях.

Административные ответчики - ООО «ЭкоИнтегратор», министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили, ходатайств об отложении или заявлений об уважительности причин неявки суду не представили.

Заинтересованные лица - Котласский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, АО «Центр расчетов» надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили, ходатайств об отложении или заявлений об уважительности причин неявки суду не представили.

Заслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 2 ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу положений ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ об отходах производства и потребления) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно положениям п.п. 1, 3, 4 м 6 ст. 13.4 ФЗ об отходах производства и потребления, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. В пункте 3 указанных Правил закреплено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

При этом, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Правил). Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 12 Правил).

В соответствии с п. 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 ФЗ об отходах производства и потребления собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно пункту 10 которых, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Верхнетоемского района проведена проверка администрации Верхнетоемского муниципального округа и ООО «ЭкоИнтегратор» на предмет соблюдения и исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В ходе указанной проверки выявлено, что в д. Евдокимовская Верхнетоемского муниципального округа отсутствует включенная в территориальную схему контейнерная площадка для накопления ТКО. При этом, ближайшая контейнерная площадка к д. Евдокимовская находится примерно в 14,6 км (по прямой), а именно в д. Першинская.

Постановлением Правительства Архангельской области от 11.04.2017 № 144-пп (в редакции от 02.12.2022) «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области» утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области (далее - Территориальная схема). Ссылка на документ расположена по адресу - https://office.dvinaland.ru/~4NsBZ. Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, ссылка - http://arh.shemaothodov.ru/.

В Приложении 6 «Реестр мест накопления отходов» Территориальной схемы ни в д. Евдокимоская, ни в п. Закодимский не имеется мест накопления отходов.

Постановлением администрации Верхнетоемского муниципального округа от 25 марта 2022 года № 10/1 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Верхнетоемского муниципального округа, который размещен на официальном сайте администрации Верхнетоемского муниципального округа. В указанном реестре под номером 240 указана деревня Евдокимовская, где размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов только планируется.

Как указано администрацией Верхнетоемского муниципального округа ближайшее место (площадка) накопления отходов располагается в д. Першинская на расстоянии более 14 км от д. Евдокимовская и предназначено для размещения отходов жителей только д. Першинская.

В судебном заседании свидетель Беляев С.Л. являющийся начальником отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Верхнетоемского муниципального округа, пояснил, что в деревне Евдокимовская отсутствует контейнерная площадка. Контейнеры находятся в соседней деревне, рядом с магазином, поскольку на создание контейнерной площадки требуются значительные финансовые средства. Возможно в д. Евдокимовская также есть контейнеры.

Оценив представленные доказательства с учетом обстоятельств по конкретно рассматриваемому делу суд приходит к выводу о том, что в данном случае со стороны администрации Верхнетоемского муниципального округа усматривается бездействие в части не создания места (площадки) накопления ТКО в д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области в соответствии с требованиями действующего законодательства незаконным.

Доводы администрации Верхнетоемского муниципального округа об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств на исполнение заявленных требований не имеет правового значения для рассматриваемого спора и не является основанием для освобождения административного ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по созданию и содержанию мест накопления ТКО от их финансовой возможности.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться следующие сведения, а именно в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В связи с признанием незаконным бездействия со стороны администрации Верхнетоемского муниципального округа в части не создания места (площадки) накопления ТКО в д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области в соответствии с требованиями действующего законодательства суд полагает необходимым возложить на указанного административного ответчика обязанность создать места (площадки) накопления ТКО в д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 01 сентября 2024 года.

С учетом ранее приведенных норм закона и установленных обстоятельств, суд приходит к следующему. На территории д. Евдокимовская Верхнетоемского района отсутствует место (площадка) накопления ТКО, факт реального оказания жителям указанной деревни услуги по обращению (вывозу) с ТКО, в том числе путем сбора в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, как это указано в пункте 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, со стороны административного ответчика ООО «ЭкоИнтегратор» не подтвержден.

В связи с чем суд приходит к выводу, что административным ответчиком услуга по обращению с ТКО не оказывается, поэтому начисление платы за фактически не оказанную услугу является незаконным, поэтому на последнего подлежит возложению обязанность организовать своевременный и бесперебойный вывоз ТКО с территории д. Евдокимовская Верхнетоемского района в соответствии с требованиями законодательства, а также обязанность прекратить начисление платы за услуги по вывозу ТКО в отношении жителей д. Евдокимовская Верхнетоемского района до момента организации вывоза ТКО с территории д. Евдокимовская Верхнетоемского района в соответствии с требованиями законодательства.

При этом, суд признает несостоятельным довод административного ответчика об отсутствии у прокурора полномочий на обращение в суд с настоящим иском, поскольку в рассматриваемом случае, по мнению представителя ООО «ЭкоИнтегратор» круг лиц по сути определен, несмотря на то что он значительный. Как усматривается из материалов дела и действующего законодательства в сфере обращения с отходами, допущенные нарушения в указанной области, в том числе связанные с созданием мест (площадок) накопления ТКО, касаются не только прав и свобод лиц, проживающих на территории населенного пункта, но и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду

В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения.

С учетом положений под. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ административный ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Верхнетоемского района Архангельской области в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к администрации Верхнетоемского муниципального округа, обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор», министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации Верхнетоемского муниципального округа в части не создания места (площадки) накопления ТКО в д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области в соответствии с требованиями действующего законодательства незаконным.

Обязать администрацию Верхнетоемского муниципального округа создать места (площадки) накопления ТКО в д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 01 сентября 2024 года.

Признать незаконными действия ООО «ЭкоИнтегратор» в части начисления платы за услуги по обращению с ТКО жителям дер. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области, исходя из отсутствия фактического оказания услуги.

Обязать ООО «ЭкоИнтегратор» организовать своевременный и бесперебойный вывоз ТКО с территории д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области в соответствии с требованиями законодательства.

Обязать ООО «ЭкоИнтегратор» прекратить начисление платы за услуги по вывозу ТКО в отношении жителей д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области до момента организации вывоза ТКО с территории д. Евдокимовская Верхнетоемского района Архангельской области в соответствии с требованиями законодательства.

Административные исковые требования прокурора Верхнетоемского района Архангельской области в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области оставить без удовлетворения.

Об исполнении решения суда администрацией Верхнетоемского муниципального округа, обществом с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» должно быть сообщено в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областнойсудв течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноборский районный суд Архангельской области по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Победы, д. 3.

Решение в окончательной форме принято 02 октября 2023 года.

Председательствующий Я.А. Королева