Дело №...а-3070/2018
Поступило в суд 18.05.2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«24» декабря 2018 года г. Новосибирск
Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Семенихиной О.Г.,
При секретаре Каймышевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, главе администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства административным исковым заявлением к А. М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, главе А. М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в котором просит признать действия административного ответчика, выразившиеся в отказе регистрации Устава ТОС «М.», незаконными, признать незаконными действия главы А. М. сельсовета в регистрации Устава ТОС «М.», обязать А. М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, ФИО2 сельсовета Новосибирского района Новосибирской области устранить допущенные нарушения права.
В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ жители <адрес> провели учредительное собрание граждан по созданию ТОС «М.». По итогам учредительного собрания было принято решение о создании ТОС «М.», также собрание определило границы ТОС и утвердило Устав. Председателем ТОС «М.» был избран ФИО1
ФИО1 обратился с заявлением к председателю Совета депутатов с просьбой установить границы ТОС.
ДД.ММ.ГГГГ на очередной №... сессии Совета депутатов М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области были установлены границы ТОС «М.».
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ председатель Совета депутатов МО М. сельсовета ФИО3 подтвердил факт установления границ ТОС «М.».
Прокуратура Новосибирского района установила, что ДД.ММ.ГГГГ решением №... сессии Совета депутатов М. сельсовета учреждены границы ТОС «М.», и данное решение не направлено Г. М. сельсовета для подписания и опубликования, в связи с чем, председателю Совета депутатов М. сельсовета внесено представление об устранении нарушений.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в А. М. сельсовета с просьбой осуществить регистрацию Устава ТОС.
ДД.ММ.ГГГГГ. М. сельсовета ФИО4 отказал в регистрации Устава ТОС «М.».
Далее данное уведомление об отказе в регистрации Устава ТОС «М.» Новосибирским районным судом Новосибирской области было признано незаконным.
ДД.ММ.ГГГГГ. М. сельсовета ФИО 1 вновь отказал в регистрации Устава ТОС М.», с указанием, что решение №... сессии Совета депутатов М. сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении границ ТОС «М.» никто не отменял, оно являлось действующим на момент обращения в А. М. сельсовета о регистрации Устава ТОС «М.» и является действующим до сих пор.
Решение №... от ДД.ММ.ГГГГ очередной №... сессии Совета депутатов М. сельсовета об отказе в установлении границ ТОС «М.» обжаловано в Новосибирском районном суде Новосибирской области.
А. М. сельсовета отказала в регистрации Устава ТОС «М.», в том числе, по тем основаниям, что в границы территории ТОС «М.» входят земли общего пользования, земельные участки с коммуникациями, приусадебные участки и прочие территории, на которых не проживают и не могут проживать граждане, а также, что задачи и основные направления деятельности ТОС «М.» не соответствуют ни направлениям деятельности, ни требованиям действующего законодательства, в части присвоения полномочий в решении вопросов местного значения. В качестве самостоятельного основания для отказа в регистрации Устава ТОС «М.» указано на не опубликование итогов собрания граждан.
Административный истец считает данный отказ незаконным, в связи с чем, обратился в суд с указанными административными требованиями.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал административные исковые требования по указанным в иске основаниям.
Представители административного ответчика А. М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области ФИО5, ФИО6 административные исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении. В обоснование возражений ссылались на то, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в А. М. сельсовета с заявлением о регистрации ТОС «М.».
ДД.ММ.ГГГГА. М. сельсовета ФИО1 было отказано в регистрации устава ТОС «М.» со ссылкой на непоступление решения Совета депутатов М. сельсовета об утверждении границ ТОС в А. сельсовета.
ДД.ММ.ГГГГ Новосибирским районным судом Новосибирской области вынесено решение об обязании А. М. сельсовета повторно рассмотреть заявление ФИО1 Решение суда, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, было исполнено ДД.ММ.ГГГГ- заявление было повторно рассмотрено и в регистрации ТОС заявителю было отказано по следующим причинам. В соответствии с п.7.4. «Положения о территориальном общественном самоуправлении в М. сельсовета Новосибирского района», утвержденного Решением №... сессии Совета депутатов М. сельсовета №... от ДД.ММ.ГГГГА. М. сельсовета проведена проверка полноты представленных документов на соответствие требованиям Положения о ТОС, проверка устава территориального общественного самоуправления на соответствие требованиям действующего законодательства. Проверкой установлено, что обязательным условием для образования территориального общественного самоуправления является проживание граждан на территории общественного самоуправления. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории. Согласно положениям Устава М. сельсовета границы территории, на которой осуществляется ТОС, определяется решением Совета депутатов.
Между тем, решение №... сессии Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ не было не изготовлено, ни подписано, ни опубликовано и не вступило в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов М. сельсовета пятого созыва решением №... очередной №... сессии отказал в установлении границ ТОС «М.». Указанное решение вступило в законную силу, не оспорено и не признано незаконным.
ФИО1 было отказано в утверждении границ ТОС «М.» ввиду несоответствия предложенных им границ требованиям ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ.
Включение в территорию ТОС земель сельскохозяйственного назначения, земель водного фонда, не расположенных на территории населенного пункта- <адрес>, не отвечает целям создания и задачам ТОС, закрепленным в ст. 27 ФЗ-131, по смыслу которой ТОС создаются населением на части территории проживания граждан для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
Территория, заявленная ФИО1 как территория, на которой ТОС «М.» планирует осуществлять свою деятельность, не является территорией проживания граждан и для этого не предназначена.
В соответствие с п.7.6. Положения о ТОС отказ в регистрации устава возможен только в случае непредставления документов, предусмотренных Положением, либо несоответствия положений Устава ТОС требованиям действующего законодательства.
Итоги собрания (конференции) граждан отражаются в протоколе, который представляется в А. М. сельсовета вместе с заявлением о проведении регистрации устава ТОС. Итоги собрания граждан подлежат обнародованию в порядке, установленном муниципальным правовым актом. Таким муниципальным правовым актом является Устав М. сельсовета, положениями которого предусмотрено, что итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию или обнародованию. Неопубликование (необнародование) итогов собрания граждан не соответствует принципам гласности в деятельности общественной организации, общедоступности информации об учредительных и программных документах и осуществления территориального общественного самоуправления непосредственно населением, проживающим на данной территории.
Полагают, что акт о размещении информации от ДД.ММ.ГГГГ не доказывает факта официального опубликования или обнародования итогов собрания, поскольку не содержит итогов собрания, а по своему содержанию является сообщением (уведомлением) о проведении учредительного собрания с указанием на повестку дня.
Кроме того, ФИО1 сообщено, что в А. М. сельсовета поступило несколько обращений граждан, проживающих на территории, определенной как территория, на которой запланировано осуществление деятельности ТОС «М.», в которых жители не согласны с включением их в число членов ТОС, а их земельных участков – в состав территории ТОС «М.».
На основании изложенного, просили в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Ответчик- глава А. М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки не сообщил.
Изучив материалы дела, доводы административного иска, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу толкования части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания решения государственного органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ учредительным собранием граждан по организации территориального общественного самоуправления «М.» (ТОС «М.») было принято решение об организации территориального общественного самоуправления «М.», границах его действия, избрании органов и ревизора ТОС, об основных направлениях деятельности ТОС, принятии Устава.
ФИО1 был избран в совет ТОС, а также лицом, уполномоченным представлять жителей территории, на которой планируется организовать ТОС, при установлении границ ТОС и регистрации Устава ТОС.
ДД.ММ.ГГГГФИО1А. МО М. сельсовет Новосибирского района Новосибирской области было подано заявление о регистрации Устава Территориального общественного самоуправления «М.».
К заявлению были приложены: Устав ТОС «М.» в трех экземплярах, копия протокола собрания граждан по созданию ТОС «М.» от ДД.ММ.ГГГГ, копия письма Совета депутатов М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области об установлении границ ТОС от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из положений части 5 статьи 27 вышеуказанного Закона территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления, порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (части 5, 11 статьи 27 Закона).
Статьей 16 Устава М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, принятого решением Совета депутатов М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется решением Совета депутатов по предложению населения, проживающего на данной территории.
Решением внеочередной №... сессии <адрес>№... от ДД.ММ.ГГГГ принято Положение о территориальном общественном самоуправлении в М. сельсовете...
В соответствии с пунктами №... Положения регистрацию уставов территориального общественного самоуправления осуществляет А. М. сельсовета. Для регистрации устава в местную А. предоставляются следующие документы:
а) протокол собрания (конференции) граждан по созданию территориального общественного самоуправления, в котором содержатся принятые решения об организации и осуществлении на данной территории территориального
общественного самоуправления, о наименовании территориального общественного самоуправления, об основных направлениях деятельности территориального общественного самоуправления;
б) устав территориального общественного самоуправления, принятый собранием (конференцией) граждан;
в) в случае проведения конференции по организации территориального общественного самоуправления – протоколы собраний или подписные листы по выдвижению делегатов на конференцию.
Согласно пункту №... Положения А. М. сельсовета осуществляет проверку полноты представленных документов на соответствие требованиям пункта №... настоящего Положения, проверку устава территориального общественного самоуправления на соответствие требованиям действующего законодательства, и в течение одного месяца осуществляет регистрацию устава территориального общественного самоуправления.
Пунктом №... Положения предусмотрены случаи, при которых в регистрации устава ТОС может быть отказано: в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом №... настоящего Положения, либо несоответствия положений Устава территориального общественного самоуправления требованиям действующего законодательства.
Об отказе в регистрации устава территориального общественного самоуправления письменной форме информируются граждане, подавшие документы на регистрацию.
ФИО7 сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№...ФИО1 было отказано в регистрации Устава ТОС в связи с тем, что положения Устава ТОС «М.» не соответствуют требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устава М. сельсовета и Положения о ТОС, поскольку устав не содержит сведений об установленных требованиями действующего законодательства границах и территории, на которой должна осуществляться деятельность ТОС «М.», задачи и основные направления деятельности ТОС «М.», указанные в его уставе, не соответствуют ни направлениям деятельности, указанным в п. 7 Протокола учредительного собрания граждан по организации ТОС «М.» от ДД.ММ.ГГГГ, ни требованиям действующего законодательства, в части присвоения полномочий в решении вопросов местного значения.
Анализируя основания, указанные в отказе в регистрации Устава «ТОС», суд исходит из следующего.
Как следует из ч.3 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (п.11 ч.3 ст. 27 Федерального закона №131-ФЗ).
Исходя из приведенных норм, форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления ТОС является одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Согласно п.2.1. Положения о ТОС границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливается Советом депутатов М. сельсовета по предложению населения, проживающего на соответствующей территории.
Из п.2.4. Положения, с учетом изменений, принятых решением очередной 50-ой сессии Советов депутатов М. сельсовета №... от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение №... сессии Совета депутатов М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области», следует, что порядок согласования схемы границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливается правовым актом А. М. сельсовета. Границы ТОС должны устанавливаться с учетом следующих условий:
- границы территории ТОС не могут выходить за пределы территориального муниципального образования;
- на определенной территории не может быть более одного территориального общественного самоуправления;
ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов М. сельсовета №... созыва решением №... очередной №... сессии отказал в установлении границ ТОС «М.». Указанное решение в судебном порядке было обжаловано ФИО1
Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Совету депутатов М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным решения №... от ДД.ММ.ГГГГ отказано в полном объеме.
Указанным решением установлено, что действующее законодательство не содержит императивного запрета на включение в состав ТОС территорий поселения, которые фактически не являются территориями проживания граждан, однако при этом отвечают установленным целям создания и задачам территориального общественного самоуправления, между тем, установлен прямой запрет в той части, что границы территории ТОС не могут выходить за пределы территориального муниципального образования.
Как следует, из заключения кадастрового инженера №... от ДД.ММ.ГГГГ в границы ТОС были включены, в том числе земельный участок с кадастровым №... который относится к категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, участок с кадастровым №...
Из схемы, приложенной к Уставу следует, что вышеуказанные участки не включены в границы <адрес> в силу действующего законодательства, однако включены в состав границ ТОС «М.», что противоречит положениям ст. 27 Федерального закона № 1131-ФЗ и Положения о ТОС.
Поскольку, границы ТОС «М.» выходят за границы <адрес>, и в его границы включены земельные участки, не относящиеся к категории населенных пунктов, то решение Совета депутатов М. сельсовета №... от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении границ ТОС «М.» является законным и обоснованным.
Согласно ст. 62 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, решением суда вступившем в законную силу установлено, что границы ТОС «М.» не установлены, что является одним из оснований для отказа в регистрации Устава ТОС «М.».
Рассматривая довод административного ответчика, что Устав ТОС «М.» не содержит ряда обязательных требований, установленных действующим законодательством, включая требования об указании на организационно -правовую форму, условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения, порядок внесения изменений и дополнений в устав, имущественные права и обязанности участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона № 127-ФЗ территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Территориальное общественное самоуправление по смыслу положений ГК РФ создается в организационно-правовой форме общественной организации.
Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей (ст. 123.4 ГК РФ).
Как указано в ст. 123.5 ГК РФ устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.
Проанализировав Устав «М.» суд приходит к выводу об отсутствии в нем положений об условиях и порядке приобретения и утраты членства в общественном объединении, о правах и обязанностях членов данного объединения, порядок внесения изменений и дополнений в устав, имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации.
Таким образом, сведения, содержащиеся в Уставе ТОС «М.», который был передан в А. М. сельсовета на регистрацию, являются неполными, что противоречит нормам действующего законодательства.
Кроме того, основанием для отказа в регистрации Устава ТОС «М.» А. М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области указано неопубликование (необнародование) итогов собрания граждан.
Согласно ч. 6 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Решения собрания граждан, как правило, в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления и всех заинтересованных лиц. На основании решения собрания граждан органы и должностные лица местного самоуправления вправе принимать нормативно-правовые акты, которые также в официальном порядке опубликовываются.
Акт о размещении информации от ДД.ММ.ГГГГ, представленный административным истцом, не является доказательством, подтверждающим опубликование и обнародование итогов собрания, поскольку является лишь уведомлением о проведении учредительного собрания граждан по организации территориального общественного самоуправления «М.» с указанием вопросов повестки дня. Других доказательств, опровергающих довод административного ответчика о неопубликовании итогов собрания, в нарушение ст. 62 КАС РФ административным истцом не представлено.
Исходя из вышесказанного, суд приходит к выводу, что отказ административного ответчика в регистрации Устава ТОС «М.», по основаниям, указанным в письмеглавы А. М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 178-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований ФИО1А. М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, главе А. М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании действия незаконным, -отказать.
Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Новосибирского областного суда через Новосибирский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий /подпись/ О.<адрес>