ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3078/2021 от 31.08.2021 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0039-01-2021-004049-07

2а-3078/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 августа 2021 года г.Самара

Ленинский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3078/2021 по административному исковому заявлению Пермякова Александра Павловича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,

установил:

Пермяков А.П.обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В обоснование заявления указано, что 10.03.2021 административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего истцу на праве собственности. Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 30.04.2021 № РД-632 заявителю отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в связи с тем, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, а также топографическим материалам Департамента градостроительства г.о. Самара возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

С данным решением истец не согласен, считает причины отказа несостоятельными, в связи с чем просит признать названное распоряжение незаконным и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем заключения с ним соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с заявлением от 10.03.2021.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Качмарев М.В. требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенностиМатвеева Г.В. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.

Заинтересованные лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, СНТ "Шар" представителей в судебное заседание не направили, о слушании дела извещены.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Пунктом 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).

Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , площадью 882 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для ведения садоводства.

05.04.2021 в Департамент градостроительства г.о.Самара поступило заявление административного истца о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 1 132 кв.м.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 30.04.2021 № РД-632 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, а также топографическим материалам Департамента градостроительства г.о. Самара в данном случае возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с подп. 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

В силу ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.

Также одним из требований к образуемым земельным участкам является обеспечение доступа к землям общего пользования.

В соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, образуемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Предельный минимальный размер земельного участка для ведения садоводства в данной зоне составляет 300 кв.м.

Из заключения кадастрового инженера Хабибуллиной Р.А. следует, что площадь перераспределяемого земельного участка, образуемого из земель, государственная собственность на которые не разграничена, составляет 250 кв.м, его геометрия не является изломанной, не создает чересполосицы. Испрашиваемый земельный участок характеризуется тем, что его граница сформирована с северо-восточной стороны (точки 4-5) рельефом территории – оврагом с низкими отметками высот, который является естественным аэрационным коридором и, исходя из совокупности норм экологического права, а также положений Генерального плана г.о. Самара, не должен быть отведен под хозяйственное или жилое использование. Также из заключения следует, что испрашиваемый земельный участок является частью замкнутой территории площадью примерно 4132 кв.м, не имеющей доступа к территории общего пользования, транспортному каркасу. Кадастровым инженером сделан вывод об ошибочности выводов Департамента о возможности формирования самостоятельного земельного участка в районе испрашиваемой территории, поскольку не учтено наличие оврага с большим перепадом высот, который препятствует использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием для территориальной зоны Ж-1, а также не учтена транспортная доступность территории.

Суд находит указанное заключение обоснованным, поскольку оно подготовлено специалистом, имеющим соответствующую квалификацию, его выводы объективно подтверждаются топографическим планом земельного участка и фотоматериалами, по существу административным ответчиком не опровергнуты.

При таких обстоятельствах, поскольку возможность образования самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, в ходе судебного разбирательства не нашла подтверждения, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по приведенным в нем основаниям не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).

Учитывая, что схема расположения земельного участка уполномоченным органом не утверждена, при этом судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, требование истца о возложении на Департамент градостроительства г.о.Самара обязанности заключить соглашение о перераспределении земельных участков является преждевременным и удовлетворению не подлежит. Надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков. С учетом установленного п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ срока рассмотрения заявления возложенная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Пермякова Александра Павловича к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 30.04.2021 № РД-632 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу заново рассмотреть и принять решение по заявлению Пермякова Александра Павловича о перераспределении земельных участков.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено09.09.2021.