ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-307/19 от 14.02.2019 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-307/2019 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2019 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,

с участием представителя административного ответчика – ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о признании действий незаконными, отмене протокола (решения),

у с т а н о в и л:

ФИО2 с учетом уточненного иска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее – ИГЖН Пермского края) о признании действий по внесению сведений о ФИО2 в список дисквалифицированных лиц от 06.07.2018 незаконными, отмене протокола (решения) от 05.09.2018 №15 об аннулировании квалификационного аттестата, вынесенного Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края.

В обоснование требований указала, что решение о лишении квалификационного аттестата было принято административным ответчиком в тот период, когда решение об аннулировании лицензии юридического лица по управлению многоквартирными домами не вступило в законную силу, что подтверждается определением об оставлении апелляционной жалобы без движения от 12.10.2018 дело №А50-7302/2018. Копия решения об аннулировании квалификационного аттестата направлена в нарушение п. 24 Порядка выдачи, аннулирования квалификационного аттестата не 10.09.2018, а только 12.09.2018. административный истец 15.10.2018 направила в адрес ИГЖН заявление об исключении её из списка дисквалифицированных лиц. Полагает, что автоматическое лишение квалификационного аттестата в связи с вынесением решения о лишении лицензии ООО «УралевроТЭК-Куб» нарушает её права, поскольку ею не были совершены действия (бездействие), повлекшие банкротство юридического лица, кроме того, у неё (административного истца) за период с 2014г. не имеется грубых нарушений в сфере жилищного законодательства, она не привлекалась к административной и уголовной ответственности.

Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, что подтверждается сведениями сайта «Почты России», представителя либо письменные пояснения, заявлений и ходатайства в суд не направила.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, указав, что решение арбитражного суда об аннулировании лицензии юридического лица на управление многоквартирными домами вступило в законную силу, ведением реестра дисквалифицированных лиц занимается Министерство строительства Российской Федерации, в которое ИГЖН Пермского края лишь направляет сведения.

Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226).

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами регулируется разделом X Жилищного кодека Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».

Согласно Положению об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 № 913-п (далее – Положение № 913-п), Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль.

В соответствии с ч. 5.4 ст. 198 ЖК РФ в случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

Согласно положениям ст. 195 ЖК РФ, сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе, в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации.

Ведение сводного федерального реестра лицензий и реестра дисквалифицированных лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы государственного жилищного надзора обязаны представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения, необходимые для ведения указанных реестров, в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в части 1 настоящей статьи, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в системе, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации. Перечень сведений, содержащихся в указанных реестрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.Запись в реестр дисквалифицированных лиц вносится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не позднее дня, следующего за днем представления органом государственного жилищного надзора сведений о вступлении в законную силу решения суда о назначении административного наказания в виде дисквалификации.

Сведения, внесенные в реестр дисквалифицированных лиц, а также сведения об аннулировании лицензии, внесенные в сводный федеральный реестр лицензий, подлежат хранению в течение трех лет с даты их внесения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждено Положение о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее – Положение о ведении реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций), которое устанавливает порядок ведения реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее – реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций).

Реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является общедоступным и открытым, формируется и ведется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а с 1 мая 2015 г. – в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Основанием для включения сведений в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является вступившее в законную силу решение суда об аннулировании лицензии или вступившее в законную силу постановление суда о применении административного наказания в виде дисквалификации. Основанием для исключения сведений из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций является истечение срока нахождения сведений в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций, предусмотренного пунктом 10 настоящего Положения, вступившее в законную силу решение суда об отмене решения суда об аннулировании лицензии или об отмене постановления о дисквалификации либо об изменении вида административного наказания.

В судебном заседании установлено, что решением Арбитражного суда Пермского края от 17.05.2018 (резолютивная часть оглашена 10.05.2018) аннулирована лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 07.05.2015 серия , выданная Обществу с ограниченной ответственностью «УралевроТЭК-Куб» (л.д. 39-43). Указанным решением установлено, что решением Арбитражного суда Пермского края от 15.12.2017 ООО «УралевроТЭК-Куб» признано несостоятельным (банкротом).

Приказом ИГЖН Пермского края от 25.06.2018 №СЭД- прекращено действие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной ООО «УралевроТЭК-Куб» в связи с её аннулированием (л.д. 44).

28.06.2018 ИГЖН Пермского края в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предоставлены сведения в отношении лицензиата, лицензия которого аннулирована, а именно в отношении ООО «УралевроТЭК-Куб» (л.д. 47-50).

06.07.2018 в ГИС ЖКХ внесены сведения о должностном лице лицензиата ООО «УралевроТЭК-Куб» - ФИО2, как дисквалифицированном лице, в связи с чем ИГЖН Пермского края принято решение аннулировать квалификационный аттестат №000114, выданный на имя ФИО2, что отражено в протоколе (решении) №15 об аннулировании квалификационного аттестата от 05.09.2018 (л.д. 51), о чем сведения размещены в ГИС ЖКХ 07.09.2018 (л.д. 51-52), а также направлены в адрес ФИО2

Письменное уведомление направлено в адрес ФИО2 12.09.2018, получено ею 25.09.2018, что подтверждается копией конверта и сведениями сайта «Почта России» (л.д. 16-17).

ФИО2 обратилась в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Пермского края от 17.05.2018 по делу №А50-7302/2018 и ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока, которая была принята к производству апелляционного суда определением от 09.11.2018 (л.д. 27).

Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 производство по апелляционной жалобе ФИО2 было прекращено (л.д. 78-81). Определение 21.01.2019 вступило в законную силу.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент направления сведений об аннулировании лицензии лицензиата ООО «УралевроТЭК-Куб» в июне 2018 года и на момент внесения сведений о дисквалифицированном лице ФИО2 июле 2018 года, у ИГЖН Пермского края имелись сведения о вступлении в законную силу решения арбитражного суда об аннулировании лицензии ООО «УралевроТЭК-Куб». На момент рассмотрения настоящего иска решение Арбитражного суда Пермского края по делу №А50-7302/2018 вступило в законную силу, поскольку производство по апелляционной жалобе ФИО2 прекращено.

При этом суд приходит к выводу, что сведения о дисквалифицированном лице вносятся в реестр уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ИГЖН Пермского края в рамках действующего положения только направляет соответствующие сведения для внесения указанных сведений в реестр.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 202 ЖК РФ квалификационный аттестат аннулируется в случае внесения сведений о должностном лице лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц.

Приказом Минстроя России от 05.12.2014 №789/пр утвержден Порядок выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, в соответствии с которым квалификационный аттестат аннулируется по решению органа государственного жилищного надзора до истечения срока его действия по следующим основаниям включения лица, получившего квалификационный аттестат, в реестр дисквалифицированных лиц (подп. «б» п. 22).

Поскольку по состоянию на 05.09.2018 сведения о ФИО2, как должностном лице ООО «УралевроТЭК-Куб», сведения о котором внесены в реестр дисквалифицированных лиц, являлись актуальными, ИГЖН Пермского края обоснованно было принято решение об аннулировании квалификационного аттестата ФИО2

В связи с чем суд не находит оснований для возложения обязанности на ИГЖН Пермского края по отмене протокола (решения) №15 от 05.09.2018, принимая во внимание также то обстоятельство, что в компетенцию суда входит только вопрос о проверке законности того или иного решения органа государственной власти, решение об отмене может быть принято только самим органом, принявшим незаконное решение.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административные исковые требования ФИО2 о признании незаконными действий Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края по внесению в реестр дисквалифицированных лиц сведений о ФИО2, об отмене протокола (решения) Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 05.09.2018 №15 об аннулировании квалификационного аттестата – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий <данные изъяты> Е.С. Оплетина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Мотивированное решение изготовлено 19.02.2019