ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-307/20 от 11.11.2020 Завитинского районного суда (Амурская область)

УИД:

Дело № 2а-307/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Завитинск 11 ноября 2020 г.

Завитинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Хробуст Н.О.,

при секретаре Наумовой М.С.,

с участием помощника прокурора Завитинского района Амурской области Кузенковой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Завитинского района в интересах неопределённого круга лиц – жителей муниципального образования г. Завитинск к Совету народных депутатов города Завитинска, администрации города Завитинска о признании незаконным решения Совета народных депутатов города Завитинска от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении представления прокурора Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», возложении обязанности повторно рассмотреть представление прокурора,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Завитинского района Амурской области обратился в Завитинский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к Совету народных депутатов города Завитинска, администрации города Завитинска с указанными административными исковыми требованиями, в обоснование указав, что прокуратурой Завитинского района в рамках надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции проведена проверка целевого расходования бюджетных средств администрацией города Завитинска, в ходе которой установлено следующее. На основании распоряжения -л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вступила в должность главы городского поселения «Город Завитинск» и является лицом, замещающим муниципальную должность городского поселения «Город Завитинск». Главой города Завитинска, являющейся подконтрольной Совету народных депутатов города Завитинска, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено распоряжение -л «О премировании работников администрации города Завитинска», в котором указано в том числе о поощрении денежной выплатой из фонда экономии заработной платы ФИО1 в сумме 5000 рублей. Аналогичное распоряжение вынесено ДД.ММ.ГГГГ-л о поощрении денежной выплатой из фонда экономии заработной платы ФИО1 в сумме 1000 рублей. Возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий. Однако, главой города Завитинска меры по недопущению возникновения, а также по урегулированию конфликта интересов приняты не были. Для устранения выявленных нарушений 23.06.2020 прокурором района в адрес председателя Совета народных депутатов города Завитинска внесено представление, в котором ставился вопрос о досрочном прекращении полномочий главы г. Завитинска. Согласно решению Совета народных депутатов города Завитинска от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении представления прокурора Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» представление прокурора оставлено без удовлетворения. Данное решение не содержит оснований и мотивов отказа в удовлетворении представления, вследствие чего невозможно дать оценку законности принятого решения. Учитывая, что урегулирование конфликта интересов является превентивной антикоррупционной мерой, выявленные нарушения антикоррупционного законодательства влекут негативные правовые последствия, выражающиеся в нарушении прав жителей города Завитинска, которые в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления главой города, надлежащим образом соблюдающим законодательство Российской Федерации. Продолжение деятельности главы города, нарушившего закон, влечет угрозу соблюдения прав, свобод и законных интересов избирателей. Допущенные нарушения представительного органа местного самоуправления влекут за собой негативные последствия в виде неисполнения одной из важнейших задач государства по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции. В связи с чем полагает, что принятое ДД.ММ.ГГГГ Советом народных депутатов города Завитинска решение является незаконным и не отвечающим требованиям Федеральных законов от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Полагает необходимым обязать Совет народных депутатов города Завитинска повторно рассмотреть представление прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием. В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования наделен широкими полномочиями по решению вопросов местного значения и замедление исполнения решения об обязании Совета народных депутатов города Завитинска рассмотреть представление прокурора в отношении главы города Завитинска может повлечь за собой отсутствие контроля по решению вопросов, связанных с исполнением бюджета города Завитинска, а также по принятию бюджета г. Завитинска на 2021 год и плановый период 2022-2023 г.г., что в свою очередь повлечет за собой нарушение прав граждан – жителей муниципального образования г. Завитинск.

На основании изложенного, прокурор Завитинского района просил суд признать незаконным решение Совета народных депутатов города Завитинска от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении представления прокурора Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции»; обязать Совет народных депутатов города Завитинска повторно рассмотреть представление прокурора Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» в соответствии с требованиями Федеральных законов от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; решение суда обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Завитинского района Кузенкова А.И. настаивала на удовлетворении заявленных административных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что как следует из протокола заседания Совета народных депутатов города Завитинска от ДД.ММ.ГГГГ и содержания оспариваемого решения, по существу доводам, содержащимся в представлении прокурора, оценка Советом не дана, что является незаконным. Продолжение деятельности главой, нарушившим закон, влечет угрозу соблюдения прав, свобод и законных интересов народа – избирателей, которые доверили выборному лицу представлять их интересы. А допущенные нарушения со стороны представительного органа местного самоуправления влекут за собой негативные последствия в виде неисполнение одной из важнейших задач государства по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.

В судебное заседание представители административных ответчиков - Совета народных депутатов города Завитинска, администрации города Завитинска, заинтересованное лицо – глава города Завитинска ФИО1, явка которых в силу закона не является обязательной и не признана судом обязательной, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения административного дела, не явились, представитель административного ответчика Совета народных депутатов города Завитинска просил о рассмотрении дела в его отсутствие, иные лица об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. При данных обстоятельствах с учетом положений ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся представителей административных ответчиков - Совета народных депутатов города Завитинска, администрации города Завитинска, заинтересованного лица – главы города Завитинска ФИО1 При этом возражений на заявленные административные исковые требования административным ответчиком - Советом народных депутатов города Завитинска, заинтересованным лицом – главой города Завитинска ФИО1 в адрес суда не представлено.

Из представленного в адрес суда письменного отзыва административного ответчика - администрации города Завитинска следует, что администрация города Завитинска считает себя ненадлежащим административным ответчиком, поскольку согласно ч. 4 ст. 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Согласно административному исковому заявлению прокурора Завитинского района административный истец обратился в суд с требованиями о признании незаконным решения Совета народных депутатов города Завитинска от ДД.ММ.ГГГГ и об обязании Совета народных депутатов города Завитинска повторно рассмотреть представление прокурора Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 10 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 10 ч. 1 ст. 25 Устава городского поселения «Город Завитинск» принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Согласно ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Согласно ст. 58.1 Устава городского поселения «Город Завитинск» городской Совет народных депутатов вправе удалить главу города в отставку по инициативе депутатов городского Совета народных депутатов или по инициативе губернатора Амурской области. В силу требований ч. 4 ст. 33 Устава городского поселения «Город Завитинск» решения городского Совета народных депутатов, не носящие нормативного характера, принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании городского Совета народных депутатов. С учетом изложенного, полагает, что администрация города Завитинска не может принять решение об удалении главы города Завитинска в отставку, повлиять на принятие решения Советом народных депутатов города Завитинска об удалении главы города Завитинска в отставку, либо инициировать процедуру удаления главы города в отставку. Требования административного истца к администрации города Завитинска также не адресованы.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.ч. 1, 4.1, 5 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Аналогичные положения содержатся в ч.ч. 1, 2, 5 ст. 29 Устава городского поселения «Город Завитинск», в соответствии с которыми глава города Завитинска является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом городского поселения собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Избирается на муниципальных выборах сроком на 5 лет и возглавляет администрацию города.

Глава города должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Глава города подконтролен и подотчетен населению городского поселения и городскому Совету народных депутатов.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 10 указанного Федерального закона под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.ч. 1, 2, 6 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, и обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. Непринятие лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 данного Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 4.1 ст. 12.1 указанного Федерального закона лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 13.1 названного Федерального закона лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

В соответствии с п. 2.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения содержатся в п. 2.1 ч. 9 ст. 29 Устава городского поселения «Город Завитинск».

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 25 Устава городского поселения «Город Завитинск» принятие решения об удалении главы города в отставку находится в компетенции городского Совета народных депутатов.

В соответствии с ч. 1, п. 4 ч. 2, ч. 3 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является в том числе несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования.

В силу ч. 1, п. 4 ч. 2, ч. 3 ст. 58.1 Устава городского поселения «Город Завитинск» Городской Совет народных депутатов вправе удалить главу города в отставку по инициативе депутатов городского Совета народных депутатов или по инициативе губернатора Амурской области. Основаниями для удаления главы города в отставку является, в том числе несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Инициатива депутатов городского Совета народных депутатов об удалении главы города в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов городского Совета народных депутатов, оформляется в виде обращения, которое вносится в городской Совета народных депутатов.

Судом установлено, подтверждается представленным в материалы дела решением избирательной комиссии городского поселения «Город Завитинск» Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, что по результатам выборов главы городского поселения «Город Завитинск» ФИО1 была избрана на должность главы городского поселения «Город Завитинск.

На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-л ФИО1 вступила в должность главы городского поселения «Город Завитинск» с ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Завитинского района была проведена проверка целевого расходования бюджетных средств администрацией города Завитинска, по результатам которой установлено, что главой города Завитинска ДД.ММ.ГГГГ было вынесено распоряжение -л «О премировании работников администрации города Завитинска», в котором указано в том числе о поощрении денежной выплатой из фонда экономии заработной платы ФИО1 в сумме 5000 рублей. Аналогичное распоряжение вынесено ДД.ММ.ГГГГ-л о поощрении денежной выплатой из фонда экономии заработной платы ФИО1 в сумме 1000 рублей. При этом главой города Завитинска меры по недопущению возникновения, а также по урегулированию конфликта интересов приняты не были.

Обстоятельства, установленные в ходе прокурорской проверки, лицами, участвующими в деле, не оспаривались, какими-либо допустимыми доказательствами не опровергнуты.

При этом из системного анализа приведенных выше норм Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 03.02.2020 № 47-КГ19-13.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором Завитинского района в адрес председателя Совета народных депутатов города Завитинска было внесено представление, в котором ставился вопрос о досрочном освобождении от должности главы города Завитинска ФИО1 в связи с неисполнением требований законодательства о противодействии коррупции.

Вместе с тем решением Совета народных депутатов города Завитинска от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении представления прокурора Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» представление прокурора ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции оставлено без удовлетворения.

Полагая указанное решение незаконным и необоснованным, прокурор Завитинского района обратился в суд с соответствующими административными исковыми требованиями.

Рассматривая требования прокурора, суд исходит из следующего.

Из протокола заседания Совета народных депутатов города Завитинска от ДД.ММ.ГГГГ, на котором в качестве 10 вопроса повестки дня рассматривалось представление прокурора Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ, следует, иного из содержания оспариваемого решения Совета народных депутатов города Завитинска от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается и лицами, участвующими в деле, путем предоставления каких-либо допустимых доказательств не подтверждено, что оставляя без удовлетворения представление прокурора, не переходя при этом к обсуждению и рассмотрению по существу содержавшихся в нем фактов выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений, Совет народных депутатов города Завитинска с учетом положений ст. 58.1 Устава городского поселения «Город Завитинск» исходил из того, что постановка перед представительным органом местного самоуправления вопроса об удалении главы города в отставку является прерогативой Губернатора Амурской области либо не менее чем одной трети депутатов городского Совета народных депутатов, выдвинувших соответствующее обращение, которого до настоящего времени в Совет народных депутатов города Завитинска не поступало, и соответственно из отсутствия соответствующего права у прокурора. Иных мотивов принятия оспариваемого решения из его содержания, а также из содержания протокола заседания Совета народных депутатов города Завитинска от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается

Вместе с тем суд находит указанные выводы необоснованными.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления.

Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами (абз. 1 п. 1 ст. 21 указанного Федерального закона).

В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

При этом положения ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также аналогичные положения ст. 58.1 Устава городского поселения «Город Завитинск» не свидетельствуют об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением органами местного самоуправления и их должностными лицами Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Таким образом, вывод о том, что постановка перед представительным органом местного самоуправления вопроса об удалении главы города в отставку является прерогативой Губернатора Амурской области либо не менее чем одной трети депутатов городского Совета народных депутатов, выдвинувших соответствующее обращение, и соответственно об отсутствия соответствующего права у прокурора, является ошибочным, что согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 22.08.2018 № 44-КГ18-9.

При этом учитывая, что урегулирование конфликта интересов является превентивной антикоррупционной мерой, суд соглашается с доводами прокурора о том, что допущенные при вынесении оспариваемого решения нарушения влекут негативные правовые последствия в виде неисполнения одной из важнейших задач государства в сфере противодействия коррупции, что в свою очередь влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей города Завитинска Амурской области, которые в соответствии с положениями Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» имеют право на осуществление в их интересах функций органами местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

На основании изложенного, суд полагает необходимым административные исковые требования прокурора Завитинского района к Совету народных депутатов города Завитинска удовлетворить – признать незаконным решение Совета народных депутатов города Завитинска от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении представления прокурора Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» и обязать Совет народных депутатов города Завитинска повторно рассмотреть представление прокурора Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Вместе с тем, принимая во внимание, что оспариваемое прокурором решение принято Советом народных депутатов города Завитинска, а также исходя из того, что согласно п. 10 ч. 1 ст. 25 Устава городского поселения «Город Завитинск» принятие решения об удалении главы города в отставку находится в исключительной компетенции городского Совета народных депутатов, суд приходит к выводу, что администрация города Завитинска в данном случае является ненадлежащим административным ответчиком, в связи с чем полагает необходимым отказать в удовлетворении предъявленных к ней административных исковых требований.

Рассматривая просьбу прокурора Завитинского района об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Вместе с тем принимая во внимание, что сведений о действительном наличии каких-либо особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения настоящего решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам, прокурором в обоснование заявленной просьбы об обращении решения суда к немедленному исполнению не приведено, исходя из существа и характера рассматриваемого дела, судом указанных обстоятельств не усматривается, в связи с чем оснований для обращения решения к немедленному исполнению, по мнению суда, не имеется.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение Совета народных депутатов города Завитинска от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении представления прокурора Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» незаконным.

Обязать Совет народных депутатов города Завитинска повторно рассмотреть представление прокурора Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Обязать Совет народных депутатов города Завитинска сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и прокурору Завитинского района в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Административные исковые требования прокурора Завитинского района к администрации города Завитинска – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.