ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-307/2021 от 14.01.2021 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

УИД 86RS0001-01-2020-009681-54

Дело № 2а-307/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 января 2021 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд ХМАО – Югры в составе председательствующего судьи Черкашина В.В.,

при помощнике ФИО1,

с участием представителя административного истца адвоката Хутиева А.М.-Г., действующего на основании ордера от 11.01.2021г., представителя административного ответчика МОМВД России «Ханты-Мансийский» ФИО2, действующей на основании доверенности от 31.12.2020г. № 19,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело № 2а-307/2021 по административному исковому заявлению ФИО3 к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ханты-Мансийский» о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства и обязании зарегистрировать по месту жительства,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО3 обратился в Ханты – Мансийский районный суд к административному ответчику Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ханты-Мансийский» (далее МОМВД России «Ханты-Мансийский») о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства и обязании зарегистрировать по месту жительства.

Административные исковые требования мотивированы тем, истец 23.11.2020г. обратился к ответчику с подписанным истцом и собственником жилого помещения – племянником Хутиевым А.М.-Г. заявлением о регистрации по месту жительства у племянника Хутиева А.М.-Г. с целью постоянного проживания по адресу: г. <адрес>, представив все необходимые для регистрации документы. Решением МОМВД России «Ханты-Мансийский», выраженному в письме от 24.11.2020г. ФИО3 истцу было отказано в регистрации по месту жительства в связи с тем, что зарегистрироваться в жилых помещениях с указанным статусом земельных учавстков, а именно садово-огороднический кооператив, можно только собственнику и близким родственникам. С отказом в регистрации истец не согласен, так как действующее законодательство предусматривает регистрацию граждан по месту жительства в жилых помещениях как собственникам помещений, так и лицам, не являющимся собственниками помещений, но с согласия собственников. Просит признать незаконным отказ МОМВД России «Ханты-Мансийский» от 24.11.2020г. в регистрации истца по месту жительства, возложить на МОМВД России «Ханты-Мансийский» обязанность зарегистрировать истца по адресу: <адрес>.

Административный истец ФИО3, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

В судебном заседании представитель административного истца Хутиев А.М-Г. на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивал по основаниям указанным в иске. Просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика МОМВД России «Ханты-Мансийский» ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав стороны, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Как следует из представленных материалов дела и не оспаривается сторонами, административный истец ФИО3 обратился в МОМВД России «Ханты-Мансийский» с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: г. <адрес>, представив для регистрации все необходимые документы, в том числе согласие собственника дома Хутиева А.М.-Г. на регистрацию по указанному адресу административного истца ФИО3

Указанное жилое помещение по адресу г. <адрес>, принадлежит на праве собственности Хутиеву Амуру Магомед-Гиреевичу, что подтверждается представленной выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. При этом дом по указанному адресу имеет назначение: жилое.

Согласно представленной представителем ответчика информации сам собственник жилого дома Хутием А.М.-Г зарегистрирован по указанному адресу: <адрес>, с 01 декабря 2020 года.

Решением МОМВД России «Ханты-Мансийский», указанном в письме от 24.11.2020г. истцу было отказано в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету граждан на основании того, что согласно Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008г. № 7-П и от 30.06.2011г. № 13-П исключается регистрация по месту пребывания и по месту жительства в садовых домиках, в жилых помещениях, строениях, расположенных в садовых товариществах, в ДНТ, граждан, не являющихся собственниками и членами их семей. В связи с тем, что истец не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения по адресу: г. <адрес>, зарегистрировать истца по указанному адресу не представляется возможным.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (далее по тексту КАС РФ).

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Согласно положениям части 6 статьи 5 указанного закона, орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.

Аналогичные предписания закреплены в пункте 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713.

В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно п.40 указанного Административного регламента для регистрации по месту пребывания гражданин представляет заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (приложение N 4 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 41 Административного регламента, а именно:

паспорт либо паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации) (пункт 41.1);

документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

При предъявлении документа, являющегося основанием для временного проживания в жилом помещении, удостоверенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, или его копии, верность которой засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, данный документ лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не удостоверяется, подпись собственника (нанимателя) жилого помещения в заявлении не проставляется. Если предъявляется договор в простой письменной форме, подписи собственника (нанимателя) жилого помещения и заявителя в нем удостоверяются лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов (пункт 41.2);

акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства) (пункт 41.3);

письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя и всех участников долевой собственности (при необходимости).

Согласие на временное проживание гражданина в жилом помещении удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате (пункт 41.4).

Основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации, в том числе отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом (пункты 58 и 59 Административного регламента).

Административным ответчиком в письме от 24.11.2020г. отказано истцу ФИО3 в регистрации по месту жительства на основании того, что что согласно Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008г. № 7-П и от 30.06.2011г. № 13-П исключается регистрация по месту пребывания и по месту жительства в садовых домиках, в жилых помещениях, строениях, расположенных в садовых товариществах, в ДНТ, граждан, не являющихся собственниками и членами их семей.

Как указано в данных Постановлениях Конституционного суда, согласно Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1). Свободе выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации коррелирует право каждого, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, на свободу выбора местожительства в пределах этого государства, которое провозглашено Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и признается Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), являющимися в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Свобода выбора места пребывания и жительства, будучи существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 года N 9-П) и одновременно - неотъемлемой составляющей нормативного механизма реализации основных прав и свобод личности, с необходимостью предполагает участие государства в отношениях, опосредующих их осуществление. От Российской Федерации как правового государства это требует соответствующих позитивных обязательств, вытекающих из ее обязанности признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (статья 1, часть 1; статья 2 Конституции Российской Федерации).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства, поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера (Постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, от 2 июня 2011 года N 11-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и др.).

Вместе с тем место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью не только в целях административного учета во избежание осложнения деятельности органов публичной власти, которые должны располагать достоверной информацией о том, где фактически проживает гражданин, а не где он формально зарегистрирован в силу невозможности регистрации по фактическому месту проживания, но и в целях использования такого правового средства, как регистрация, в качестве юридического факта, встроенного в механизмы правового регулирования в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. Кроме того, поскольку право на свободу выбора места жительства не исключает выбор постоянного места жительства, находящегося за пределами населенных пунктов, и поскольку понятия "место пребывания" и "место жительства" определены в Законе Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" вне привязки к населенному пункту, регистрация граждан, при том что она носит обязательный характер, должна осуществляться независимо от местонахождения соответствующего жилого строения (при условии, что оно пригодно для постоянного проживания).

Отсутствие регистрации по фактическому месту жительства хотя и не является непреодолимым препятствием для реализации гражданином принадлежащих ему прав, но - применительно к конкретным правам и конкретным обстоятельствам - может, с одной стороны, создать такие неудобства в процессе правопользования, требующие дополнительных усилий, которые повлекут ограничения этих прав, несоразмерные конституционно значимым целям, а с другой стороны - привести к нарушению прав и свобод других лиц, что недопустимо в силу статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, и в конечном счете воспрепятствовать созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на которое направлена политика Российской Федерации как социального государства (статья 7, часть 1, Конституции Российской Федерации).

При этом, в указанных Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008г. № 7-П и от 30.06.2011г. № 13-П не содержится прямого запрета регистрации по месту пребывания и по месту жительства в садовых домиках, в жилых помещениях, строениях, расположенных в садовых товариществах, в ДНТ, граждан, не являющихся собственниками и членами их семей.

Отсутствие указания в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008г. № 7-П и от 30.06.2011г. № 13-П в регистрации по месту пребывания и по месту жительства в садовых домиках, в жилых помещениях, строениях, расположенных в садовых товариществах, в ДНТ, гражданам, не являющихся собственниками и членами их семей, обусловлено тем, что из статей 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" следует, Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе гражданина на нарушение его конституционных прав законом, и только в отношении той части оспариваемых законоположений, в какой они были применены в конкретном деле заявителя и затрагивают его конституционные права и свободы; при этом Конституционный Суд Российской Федерации оценивает как буквальный смысл этих законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием, а также сложившейся правоприменительной практикой, с учетом их места в системе правовых актов.

Будучи связанным предметом обращения по делу, Конституционный Суд Российской Федерации обеспечил возможность регистрации по месту жительства гражданам - собственникам жилых строений, возведенных на садовых земельных участках, отнесенных к землям населенных пунктов, подчеркнув при этом, что Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулирующий на федеральном уровне административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, не раскрыл вопрос о регистрации по месту жительства гражданам, не являющимся собственниками, либо членами семьи собственников жилых строений, возведенных на садовых земельных участках.

Между тем, как указано в пункте 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 г. № 13-П, закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", осуществляющий регулирование в публично-правовой сфере регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не связывает регистрацию ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено, и, соответственно, не затрагивает гражданско-правовой статус садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

В связи с изложенным подлежит признанию незаконным решение Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ханты-Мансийский» от 24.11.2020г. об отказе в регистрации по месту жительства ФИО3.

В целях восстановления прав истца на Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ханты-Мансийский» должна быть возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав ФИО3 путем повторного рассмотрения его заявления о регистрации по месту жительства.

Между тем возложение на ответчиков обязанности зарегистрировать ФИО3 по адресу: г<адрес>, не может быть удовлетворено, так носит предрешающий характер, свидетельствует о подмене судом полномочий административного органа, как право регистрации лиц по месту пребывания или жительства относится к исключительной компетенции исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление физическим лицам данной услуги.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое требование ФИО3 к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ханты-Мансийский» о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства и обязании зарегистрировать по месту жительства удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ханты-Мансийский», выраженное в письме от 24.11.2020г., об отказе в регистрации ФИО3 по месту жительства.

Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ханты-Мансийский» отменить решение выраженное в письме от 24.11.2020г. об отказе в регистрации ФИО3 по месту жительства.

Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ханты-Мансийский» повторно рассмотреть заявление ФИО3 о регистрации по месту жительства.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ханты-Мансийский» направить письменное сообщение в Ханты-Мансийский районный суд в срок не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда о его исполнении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда В.В. Черкашин

Мотивированное решение суда изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.