ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-307/2022 от 25.05.2022 Оловяннинского районного суда (Забайкальский край)

Дело №2а-307/2022;

УИД 75RS0031-01-2021-000684-57

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 мая 2022 года п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Н.В. Набережневой,

при секретаре А.А. Каменскас,

с участием заместителя прокурора района И.Н.Тюричкина,

представителя администрации МР «Оловяннинский район» по доверенности В.В. Жамбал-Доржиева,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Оловяннинского района в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Оловяннинский район» о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить финансирование муниципальной программы,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Оловяннинского района обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к администрации МР «Оловяннинский район» о признании незаконным бездействие администрации муниципального района «Оловяннинский район» по обеспечению финансирования в 2022 г. муниципальной программы «формирование законопослушного поведения участников дорожного движения муниципального района «Оловяннинский район», утвержденной постановлением администрации муниципального района «Оловяннинский район» от 30.11.2021 №395.

Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» обеспечить финансирование в 2022 г. муниципальной программы «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения муниципального района «Оловяннинский район», утвержденной постановлением администрации муниципального района «Оловяннинский район» от 30.11.2021 №395.

В обоснование требований процессуальный истец указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о профилактике правонарушений.

В ходе проверки установлено, на территории района действует муниципальная программа «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения муниципального района «Оловяннинский район», утвержденная постановлением администрации муниципального района «Оловяннинский район» от 30.11.2021 № 395, задачами которой являются предупреждение опасного поведения детей дошкольного и школьного возраста, участников дорожного движения: создание комплексной системы профилактики дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) в целях формирования у участников дорожного движения стереотипа законопослушного поведения и негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения, реализация программы правового воспитания участников дорожного движения, культуры их поведения; совершенствование системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

Согласно паспорту муниципальной программы объем финансирования, предусмотренный на реализацию данной программы в 2022 году, составляет 200,0 рублей.

Как установлено, финансирование мероприятий муниципальной программы «Формирование законопослушного поседения участников дорожного движения муниципального района «Оловяннинский район» в 2022 году решением «О бюджете района на 2022г.» не предусмотрено.

Программа предусматривает проведение следующих мероприятии, проведение которых направлено на выполнение закрепленных задач и целей:

Мероприятие 1. «Разработка годовых межведомственных планов мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в учреждениях - 60,0 р.» в том числе: приобретение оборудования для проведения соревнований по программе «Безопасное колесо» - 30,0 р.; проведение районных соревнований по программе «Безопасное колесо» - 20,0 р.; участие команды района в краевых соревнованиях «Безопасное колесо» - 10,0р.;

Мероприятие 2. «Приобретение световозвращающих элементов и распространение их среди дошкольников и учащихся младших классов, а также жилеты для класса Отряд Юных Инспекторов Движения (ЮИД)» - 15,0 р., в том числе:проведение районного конкурса детского творчества «Рыцари дорожной безопасности» 5,0 р.;проведение районного конкурса «Красный, желтый, зеленый» 5,0 р.; проведение районного конкурса «Знаки ПДД» 5,0 р.;

Мероприятие 3. «Оснащение муниципальных образовательных организаций оборудованием и средствами обучения безопасному поведению на дорогах (уголки Правил дорожного движения, компьютерные обучающие программы, обучающие игры»)» - 25,0 р., в том числе: размещение информационных материалов в СМИ, изготовление печатной продукции, баннеров - 25,0 р.;

Мероприятие 4. «Содержание на территории сельских поселений района улично-дорожной сети» - 50,0 р., в том числе: ремонт освещения пешеходных переходов (возле школ) - 15,0 р.; установка дорожных знаков - 20,0 р.; обновление пешеходных переходов - 15,0 р.;

Мероприятие 5. «Ремонт улично-дорожной сети в населенных пунктах района» - 50 т.р., в том числе: восстановление дорожного профиля автомобильных дорог - 50,0 р.

Проведение указанных мероприятий требует соответствующих финансовых

затрат, при отсутствии которых цели и задачи муниципальной программы по укреплению правопорядка, повышение уровня общественной и личной безопасности граждан на территории муниципального района «Оловяннинский район», выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, недостижимы.

Отсутствие финансирования соответствующих программных мероприятий свидетельствует о неэффективном выполнении профилактических мероприятий, требования законодательства в сфере профилактики правонарушений в полной мере не исполняются.

Установлено, что финансирование мероприятий в 2022 г. не предусмотрено, По данному факту 27.12.2021 в адрес главы муниципального района «Оловяннинский район» внесено представление об обеспечении финансирования программы в 2022 г. По результатам рассмотрения представления принято решение, что при наличии денежных средств, мероприятия указанной муниципальной программы, запланированные на 2022 г. будут реализованы. По состоянию на 30.03.2022 вопрос обеспечения финансирования муниципальной программы в 2022 г. не решен, изменения в решение о бюджете на 2022 г. не вносились.

Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения является одной из важнейших задач современного общества. Проблема аварийности на транспорте приобрела особую остроту в последние годы в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения дорожного движения, и низкой дисциплиной участников дорожного движения.

В 2021 году на территории района совершено 82 дорожно-транспортных происшествия, погибло 10 человек, ранено 17 человек.

В 2020 году на территории района совершено 87 дорожно-транспортных происшествия, погибло 4 человека, ранено 34 человека.

Не смотря на то, что количество ДТП снизилось на 5,75%, увеличилось количество погибших на 60%.

В 2021 году совершено 3 наезда на пешеходов, из них по вине водителей 1, по вине пешеходов 2. Погибло 3 пешехода.

В 2020 году совершено 2 наезда на пешеходов, из них по вине водителей 1, по вине пешеходов I. Погибло 0 пешеходов.

С участием детей в 2021 году произошло 3 дорожно-транспортных происшествия, погибло 2 детей.

В 2020 году с участием детей произошло 1 дорожно-транспортное происшествие, погибших нет.

Проблема аварийности имеет особую остроту в связи с возрастающей ежегодно диспропорцией между приростом количества транспортных средств на дорогах муниципального образования и медленными темпами развития, реконструкции дорожно-уличной сети, применяемыми техническими средствами организации дорожного движения и увеличивающейся интенсивностью транспортных потоков.

Таким образом, бездействие администрации муниципального района «Оловяннинский район» по обеспечению финансирования муниципальной программы «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения муниципального района «Оловяннинский район» нарушает интересы государства и общества по укреплению правопорядка, повышению уровня общественной и личной безопасности граждан.

13.05.2022 от заместителя прокурора Оловяннинского района Забайкальского края поступило заявление об уточнении исковых требований согласно которому, последний указывает, что постановлением от 04.05.2022 №141 администрация муниципального района «Оловяннинский район» внесла изменения в муниципальную программу «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения муниципального района Оловяннинский район» на 2022-2022» до 2024г., утвержденную Постановлением администрации муниципального района «Оловяннинский район» от 30.11.2021 №395, путем принятия муниципальной программы в новой редакции, изменился предмет административного иска в части требования по обязанию обеспечить финансирование муниципальной программы на 2022г.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Оловяннинский район» по приведению муниципальной программы «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения муниципального района «Оловяннинский район» в соответствии с решением от 22.12.2021 №17 «О бюджете района на 2022 и плановый период 2023 и 2024 г.г.».

В судебном заседании заместитель прокурора Тюричкин И.Н. требования с учетом уточнений поддержал, просил удовлетворить частично, признать только бездействие администрации по приведению муниципальной программы «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения муниципального района «Оловяннинский район» в соответствии с решением от 22.12.2021 №17 «О бюджете района на 2022 и плановый период 2023 и 2024 г.г.».

Представитель администрации МР «Оловяннинский район» по доверенности Жамбал-Доржиев В.В. с требованиями не согласился, просил в иске отказать.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц или интересов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено право обращения в суд прокурора.

В соответствии с частью 2 статьи 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района имеют право на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

В силу положений ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее - Закон № 182-ФЗ) органы местного самоуправления являются субъектами профилактики правонарушений.

На основании п. 2 ст. 2 Закона № 182-ФЗ профилактика правонарушений - совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 6 Закона № 182-ФЗ реализация основных направлений профилактики правонарушений осуществляется, в том числе, посредством разработки государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений.

Согласно ст. 29 Закона № 182-ФЗ функционирование системы профилактики правонарушений осуществляется на основе государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений. Финансирование расходов субъектов профилактики правонарушений, связанных с реализацией государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений, осуществляется за счет и в пределах средств, выделенных соответствующим субъектам профилактики правонарушений.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон - ФЗ) муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.

В соответствии со ст. 6 Закона № 172-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования относятся: разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления; мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления.

Согласно п.п. 1, 10 ст. 7 Закона № 172-ФЗ организация и функционирование системы стратегического планирования основываются на принципах единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, ответственности участников стратегического планирования, прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевом принципе.

Принцип ресурсной обеспеченности означает, что при разработке и утверждении (одобрении) документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования, должны быть определены источники финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных этими документами, в пределах ограничений, определяемых документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках прогнозирования.

Отсутствие финансирования соответствующих программных мероприятий свидетельствует о неэффективном выполнении профилактических мероприятий, требования законодательства в сфере профилактики правонарушений в полной мере не исполняются.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела следующее.

На территории района действует муниципальная программа «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения муниципального района «Оловяннинский район», утвержденная постановлением администрации муниципального района «Оловяннинский район» от 30.11.2021 № 395, задачами которой являются предупреждение опасного поведения детей дошкольного и школьного возраста, участников дорожного движения: создание комплексной системы профилактики дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) в целях формирования у участников дорожного движения стереотипа законопослушного поведения и негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения, реализация программы правового воспитания участников дорожного движения, культуры их поведения; совершенствование системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

Согласно паспорту муниципальной программы объем финансирования, предусмотренный на реализацию данной программы в 2022 году, составляет 200,0 рублей.

Как установлено, финансирование мероприятий муниципальной программы «Формирование законопослушного поседения участников дорожного движения муниципального района «Оловяннинский район» в 2022 году решением «О бюджете района на 2022г.» не предусмотрено.

28.12.2021 в адрес главы муниципального района «Оловяннинский район» направлено представление об обеспечении финансирования программы в 2022 г.

26.01.2022 главой администрации МР «Оловяннинский района» в адрес прокуратуры направлен ответ на представление, в котором указывают, что по итогам рассмотрения данного представления было принято решение при наличии денежных средств мероприятия муниципальной программы «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения муниципального района «Оловяннинский район» на 2022 года будут реализованы.

Согласно выписке из НПА о бюджете субъекта РФ бюджетной росписи РФ муниципального района «Оловяннинский район» № 17 от 22.12.2021 на спорную программу в бюджете заложенного ассигнований 0 руб.

Согласно абз. 1, 4 п. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Абзацем 4 п. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

Постановлением от 04.05.2022 №141 (опубликованным в Вестнике администрации МР «Оловяннинский район» № 7 11.05.2022) администрация муниципального района «Оловяннинский район» внесла изменения в муниципальную программу «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения муниципального района Оловяннинский район» на 2022-2022» до 2024г., утвержденную Постановлением администрации муниципального района «Оловяннинский район» от 30.11.2021 №395.

Согласно изменениям: мероприятия № 1 «повышение эффективности и контрольно-надзорной деятельности», мероприятия № 2 «пропаганда безопасности дорожного движения», мероприятия № 3 «профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», мероприятия № 4 «развитие и совершенствование системы по формированию безопасного поведения участников дорожного движения» проводятся без финансирования.

Мероприятия за № 4 «содержание на территории сельских поселений района улично-дорожной сети» - 50,0 р., в том числе: ремонт освещения пешеходных переходов (возле школ) - 15,0 р.; установка дорожных знаков - 20,0 р.; обновление пешеходных переходов - 15,0 р.; и мероприятие №5.«Ремонт улично-дорожной сети в населенных пунктах района» - 50 т.р., в том числе: восстановление дорожного профиля автомобильных дорог - 50,0 р. исключены.

Таким образом, имело место бездействие со стороны администрации муниципального района «Оловяннинский район» по приведению муниципальной программы «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения муниципального района «Оловяннинский район» в соответствии с решением от 22.12.2021 №17 «О бюджете района на 2022 и плановый период 2023 и 2024 г.г.», поскольку установленные трехмесячные сроки были нарушены.

В связи с тем, что в настоящее время муниципальная программа «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения муниципального района «Оловяннинский район» приведена в соответствии с решением от 22.12.2021 №17 «О бюджете района на 2022 и плановый период 2023 и 2024 г.г.», при ее исполнение финансовые затраты не предусмотрены, то оснований для обеспечить финансирование в 2022 г. муниципальной программы «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения муниципального района «Оловяннинский район», не имеется.

С учетом изложенного, требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. 179-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск заместителя прокурора Оловяннинского района удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Оловяннинский район» по приведению муниципальной программы «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения муниципального района «Оловяннинский район» в соответствии с решением от 22.12.2021 №17 «О бюджете района на 2022 и плановый период 2023 и 2024 г.г.».

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.05.2022.

Судья Н.В. Набережнева