Дело № 2а-3083/2020 73RS0004-01-2020-004250-23 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 августа 2020 года город Ульяновск Заволжский районный суд города Ульяновска в составе председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем Панюгиной Я.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алые паруса» к отделу судебных приставов №1 по Заволжскому району города Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов №1 по Заволжскому району города Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области ФИО1 о признании незаконным постановления судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора УСТАНОВИЛ: Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алые паруса» (далее по тексту – ОГКУСО СРЦН «Алые паруса») обратилось в суд с административным иском к отделу судебных приставов №1 по Заволжскому району города Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признании незаконным постановления судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора. В качестве соответчиков к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов №1 по Заволжскому району города Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области ФИО1 В обоснование требований указано, что 24.09.2019 постановлением Заволжского районного суда г. Ульяновска ОГКУСО СРЦН «Алые паруса» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, назначено наказание - административный штраф в размере 85 000 руб. 21.11.2019 определением Ульяновского областного суда постановление Заволжского районного суда от 24.09.2019 оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения. В установленный законом срок ОГКУСО СРЦН «Алые Паруса» обратились в Шестой Кассационный суд общей юрисдикции. Одновременно было направлено уведомление в ОСП № 1 Заволжского района о направлении жалобы. 20.07.2020 в ОГКУСО СРЦН «Алые паруса» из ОСП №1 Заволжского района поступило постановление от 05.06.2020 о взыскании исполнительного сбора в размере 10 000 руб. по исполнительному производству имущественного характера. Согласно ч.17 ст.30 Закона «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В связи с тем, что постановление о возбуждении исполнительного производства в адрес ОГКУСО СРЦН «Алые Паруса» не поступало, исполнительный взнос не подлежит взысканию. Штраф в размере 85 000 был оплачен, что подтверждается платежными поручениями: № от 21.07.2020 на сумму 52 150 руб., № от 22.07.2020 на сумму 24 500 руб., № от 27.07.2020 на сумму 8 350 руб. Просит отменить постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера от 05.06.2020 в отношении ОГКУСО СРЦН «Алые паруса» в размере 10 000 руб. Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом. Директор ОГКУСО СРЦН «Алые Паруса» ФИО2 представила заявление, согласно которому просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом, ранее в судебном заседании с административным иском не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве. Дополнительно поясняла, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства была направлена в адрес должника через электронную систему; должник ОГКУСО СРЦН «Алые Паруса» неоднократно просил приостановить исполнительное производство, соответственно, ему было известно о его возбуждении. Ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП №1 по Заволжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом, ранее в судебном заседании с административным иском не согласилась, поддержала позицию, изложенную ФИО3 Представитель административного ответчика ОСП №1 по Заволжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом Представитель заинтересованного лица Средне-Волжского МУГАДН ТОГАДН по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из пункта 8 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве). В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления. Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Установлено, что постановлением судьи Заволжского районного суда г. Ульяновска от 24 сентября 2019 года ОГКУСО СРЦН «Алые паруса» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.20 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 85 000 рублей. Решением судьи Ульяновского областного суда от 21 ноября 2019 года постановление судьи Заволжского районного суда г. Ульяновска от 24 сентября 2019 года в отношении ОГКУСО СРЦН «Алые паруса» оставлено без изменения, а жалоба директора ОГКУСО СРЦН «Алые паруса» – без удовлетворения, соответственно, постановление вступило в законную силу 21.11.2019. 06.02.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП №1 по Заволжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО4 возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного документа: постановление по делу об административном правонарушении № от 21.11.2019, выданного Заволжским районным судом г. Ульяновска о взыскании штрафа в размере 85 000 руб. в пользу Средне-Волжского МУГАДН ТОГАДН по Самарской области. Копия указанного постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику посредством электронной системы АИС ФССП России ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленным скриншотом (дата включения в реестр 06.02.2020 в 17.51 час). Как следует из материалов исполнительного производства №-ИП 25.02.2020 в ОСП №1 по Заволжскому району г. Ульяновска от директора ОГКУСО СРЦН «Алые паруса» поступило заявление о приостановлении исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного на основании постановления Заволжского районного суда г. Ульяновска по делу № по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, по причине направления кассационной жалобы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции. 10.03.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП №1 по Заволжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО4 вынесено постановление об удовлетворении заявления (ходатайства) должника. 21.03.2020 в ОСП №1 по Заволжскому району г. Ульяновска от должника вновь поступило заявление о приостановлении исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного на основании постановления Заволжского районного суда г. Ульяновска по делу №. 06.04.2020 судебным приставом-исполнителем ФИО4 вынесено постановление о приостановлении исполнительного производства на срок с 06.04.2020 по 30.04.2020 по причине оспаривания судебного акта. Как следует из материалов дела №, постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09.04.2020 постановление судьи Заволжского районного суда г. Ульяновска от 24 сентября 2019 года и решение судьи Ульяновского областного суда от 21 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении ОГКУСО СРЦН «Алые паруса» оставлены без изменений. В рамках исполнительного производства №-ИП судебным приставом-исполнителем ФИО1 05.06.2020 вынесено постановление о взыскании с ОГКУСО СРЦН «Алые паруса» исполнительского сбора в размере 10 000 руб., поскольку исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. 03.08.2020 ФИО1 вынесено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП от 06.02.2020, поскольку задолженность по исполнительному производству (штраф 85 000 руб.) полностью погашена. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении ОГКУСО СРЦН «Алые паруса» о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 руб. Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ). Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ). Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, регламентированы статьей 30 поименованного закона, которой установлено, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, и направляет копию этого постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 11 и 17 статьи 30 Закона N 229-ФЗ). Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом N 229-ФЗ (часть 12 статьи 30 указанного закона). Таким образом, законодательство связывает начало течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Верховный Суд Российской Федерации в пункте 78 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" дал разъяснение, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет. Из системного анализа приведенных законоположений следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но исполнение не произведено. Обращаясь в суд с административным иском, ОГКУСО СРЦН «Алые паруса» полагает незаконным взыскание исполнительское сбора на основании постановления от 05.06.2020, так как в адрес должника не поступало постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа: постановление Заволжским районным судом г. Ульяновска по делу об административном правонарушении № от 21.11.2019 о взыскании штрафа в размере 85 000 руб. Вместе с тем, установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, свидетельствуют о том, что на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя ФИО1 имелись достоверные сведения о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства, поскольку директор ОГКУСО СРЦН «Алые паруса» неоднократно обращалась в ОСП №1 и обращалась в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (исх. №107 от 25.02.2020) с заявлениями о возбуждении исполнительного производства. Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца об отмене постановления судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 05.06.2020, поскольку оно вынесено судебным приставом-исполнителем в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Таким образом, административный иск ОГКУСО СРЦН «Алые паруса» не подлежит удовлетворению. Руководствуясь статьями 62, 172-180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении административного иска областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алые паруса» к отделу судебных приставов №1 по Заволжскому району города Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов №1 по Заволжскому району города Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области ФИО1 о признании незаконным постановления судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 руб. по исполнительному производству имущественного характера от 05.06.2020 в отношении ОГКУСО СРЦН «Алые паруса», отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Э.Р.Кузнецова |