№2а-3085/2020
10RS0011-01-2020-001190-28
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия об оспаривании решения,
установил:
Административный истец обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании решения УФСБ России по Республике Карелия, выраженного в письме от 10.01.2020 № 10/К-544 (далее – оспариваемое решение). По доводам иска, истец 12.12.2019 обратился в УФСБ России по Республики Карелия с заявлением о предоставлении копий документов, связанных с проведением НКВД СССР в 1937-1938 гг. массовых репрессивных операций, а именно: протоколов тройки НКВД КАССР и протоколов особой тройки НКВД КАССР. Письмом от 10.01.2020 № 10/К-544 за подписью начальника УФСБ России по Республике Карелия Барышева А.А. истцу было отказано в предоставлении копий запрашиваемых документов, а также их самостоятельном копировании. Не согласившись с решением, истец просит признать его незаконным, обязать административного ответчика предоставить истцу возможность самостоятельно копировать собственными техническими средствами архивные документы или обязать ответчика предоставить возможность получить платные копии.
Представитель административного истца Жижилева М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск поддержала, полагала нарушенным право истца на распространение информации, предусмотренное ФЗ «Об архивном деле».
Представитель административного ответчика Торопов Ю.В., действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в возражениях.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав доказательства по делу, административные материалы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В части 1 Конституции Российской Федерации указано о том, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Кроме того, Конституция Российской Федерации запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, а также обязывает органы государственной власти и их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (статья 24).
Пункт 19 статьи 3 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" предусматривает, что пользователь архивными документами - это государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации.
Часть 1 статьи 26 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" закрепляет перечень конкретных прав пользователей архивными документами в отношении информации, содержащейся в предоставленных им архивных документах, а также копий архивных документов.
Право на свободу информации, если этим правом затрагиваются права личности, гарантированные статьями 23, 24 (часть 1) и 25 Конституции Российской Федерации, - осуществляется как ограничивающие указанные права личности, которые находятся под особой, повышенной защитой Конституции Российской Федерации и ограничение которых требует наличия предусмотренных федеральным законом оснований и (или) допускается только по судебному решению, вынесенному в соответствии с таким федеральным законом (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. №3-П).
Поскольку ограничение прав, в том числе в целях защиты прав других лиц, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может иметь место только на основании федерального закона, предполагается, что реализация конституционного права на информацию, затрагивающую частную жизнь других лиц, возможна только в порядке, установленном законом, и что федеральный законодатель правомочен определить законные способы получения такой информации. При этом Конституция Российской Федерации предполагает возможность установления в отношении той или иной информации специального правового режима, в том числе режима ограничения свободного доступа к ней со стороны граждан (Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2015 г. № 15-П).
Частью 3 статьи 11 Закона РФ от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" предусмотрено право реабилитированных лиц, а с их согласия или в случае их смерти - родственников, на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел и получение копий документов.
При этом по смыслу указанной нормы под информацией (материалами), ознакомление с которой других лиц производится в установленном порядке, подразумеваются материалы всех прекращенных уголовных и административных дел, вне зависимости от наличия решения о реабилитации лиц, привлеченных к уголовной ответственности.
Это подтверждается и Положением о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел, утвержденным Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 375/584/352 (далее – Положение).
Часть 5 Положения предусматривает права граждан на свободный поиск необходимой информации, как в исследовательских целях, так и в связи с обжалованием решений об отказе в реабилитации.
Пункт «з» части 6 Положения указывает на то, что иные граждане имеют право на доступ к архивным документам в отношении реабилитированных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, необходимо отметить, что правом получения копий материалов, с которыми они ознакамливаются, граждане, не являющиеся реабилитированными или их родственниками, не обладают. Дополнительных ограничений, кроме установленных частью 3 статьи 25 ФЗ «Об архивном деле», часть 6 Положения не содержит.
Часть 7 Положения устанавливает порядок исполнения архивами запросов о доступе к архивным документам и реализует право граждан запрашивать требующиеся им сведения в отношении конкретного лица, в случае если производство по уголовному делу велось в отношении нескольких лиц и в материалах дела содержится информация о них.
Право пользователей на получение оформленных в установленном порядке архивных справок или копий архивных документов, связанных с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в части 3 статьи 26 ФЗ «Об архивном деле». Порядок предоставления таких документов в органах безопасности установлен Административным регламентом Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче архивных справок или копий архивных документов, утвержденным приказом ФСБ России от 28 августа 2013 г. № 459.
В соответствии с частью 6 статьи 26 ФЗ «Об архивном деле» порядок использования архивных документов в государственных органах определяется ими в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.
Как установлено судом, 12.12.2019 на имя начальника УФСБ России по Республике Карелия с заявлением о предоставлении копий документов, связанных с проведением НКВД СССР в 1937-1938 гг. массовых репрессивных операций, а именно: протоколов тройки НКВД КАССР и протоколов особой тройки НКВД КАССР обратился член правления Международного историко-просветительского благотворительного и правозащитного общества «Мемориал». При этом в обращении заявитель указал, что копии испрашиваемых документов ему необходимы для проведения исследовательской работы «Большой террор в Карелии», но информации либо документов, подтверждающих отношение к категориям пользователей архивных фондов и имеющих право на получение архивных копий им представлено не было.
Письмом от 10.01.2020 № 10/К-544 за подписью начальника УФСБ России по Республике Карелия Барышева А.А. в предоставлении копий испрашиваемых документов и снятии самостоятельно копий административному истцу отказано. Вместе с тем, истцу разъяснен порядок доступа к изучению архивных документов с учетом ограничений, установленных статьей 25 ФЗ « Об архивном деле».
Согласно Правилам организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденным приказом Минкультуры России от 31 марта 2015 г. № 526, и ведомственному нормативному акту (приказу ФСБ России) к числу основных форм использования документов относятся:
- информационное обеспечение государственных органов, в том числе органов безопасности, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в соответствии с запросами (обращениями), а также в плановом и инициативном порядке;
- предоставление документов пользователям для исследований в читальном зале;
- экспонирование документов на выставках;
- использование документов в средствах массовой информации, в том числе для подготовки историко-информационных мероприятий;
- выдача документов во временное пользование;
- публикация документов.
Система правового регулирования правоотношений по поводу использования архивных документов, регламентирующих тот или иной порядок ознакомления с ними, предоставления их копий либо содержащейся в них информации не предусматривает возможности проведения самостоятельного копирования и фотосъемки.
Таким образом, проверяя законность оспариваемого решения, суд исходит из того, что обращение заявителя рассмотрено по существу, решение вынесено в установленные законом сроки, уполномоченным лицом. Несогласие истца с содержанием ответа не свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено