ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3085/2022 от 30.06.2022 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело 2а-3085/2022

УИД 05RS0038-01-2022-008742-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2022 года г. Махачкала

Советский районный суд г.Махачкалы РД в составе:

председательствующего - судьи Токаевой З.М.,

при секретаре судебного заседания Маликовой А.З.,

с участием представителя административного истца по доверенности адвоката Моисеева В.А.,

представителя административного ответчика МВД по Республике Дагестан по доверенности Изиева К.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в использованием системы видеоконференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению Гусейнли М к Управлению по вопросам миграции МВД по Республике Дагестан и МВД по Республике Дагестан о признании незаконными действия (бездействия) Управления по вопросам миграции МВД по Республике Дагестан, выразившихся:

- в не рассмотрении по существу заявления Гусейнли М и обращения адвоката Моисеева В.А. об отмене решения УФМС МВД по Республике Дагестан от 18.09.2015;

- в не направлении (в не ознакомлении) Гусейнли М решения Управления по вопросам миграции МВД по Республике Дагестан по ее заявлению от 13.01.2022;

- в не рассмотрении по существу повторного обращения адвоката Моисеева В.А. об отмене решения УФМС МВД по Республике Дагестан от 18.09.2015 и предоставления копий документов,

признании незаконными решения Управления по вопросам миграции МВД по Республике Дагестан от 27.01.2022 № 11/8/1819 и 25.05.2022 № 11/8/11344, обязании Управление по вопросам миграции МВД по Республике Дагестан принять и рассмотреть по существу заявление Гусейнли М и обращение адвоката Моисеева В.А. об отмене решения УФМС МВД по Республике Дагестан от 18.09.2015, признании незаконным и отмене решения УФМС России по Республике Дагестан от 18.09.2015 о закрытии въезда в Российскую Федерацию гражданке Республики Азербайджан Алышовой М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (Алишовой Ижран), сроком на 10 лет до 02.09.2025 года, в связи с изменениями обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о не разрешении въезда, обязании УВМ МВД по Республике Дагестан направить информацию в общую базу данных ФМС и других федеральных служб России о снятии запрета на въезд на территорию Российской Федерации в отношении Алышовой М) на территорию Российской Федерации и других федеральных служб России,

УСТАНОВИЛ:

Гусейнли Р.И. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к УВМ МВД по РД и МВД по РД о признании незаконным действия (бездействия) Управления по вопросам миграции МВД по Республике Дагестан и МВД по Республике Дагестан.

В обосновании иска, с учетом уточнений, указывает, что 11.01.2022 из уведомления за подписью заместителя начальника управления по вопросам миграции Кужман А.В. от 15.12.2021 за № 5/32362 ей стало известно о принятом УМВД России по Оренбургской области решении № 1236/17 об аннулировании ранее выданного Гусейнли М (до замены Алышова Х.И.к.) вида на жительство в РФ.

В основу данного решения было положено решение УФМС по Республике Дагестан о не разрешении въезда в РФ в отношении Алышовой М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На момент принятия данного решения ее малолетнему сыну было 9 лет, он проживал на территории России с ее гражданским мужем и другими детьми. Данные решения и уведомления о запрете на въезд в РФ она не получала. Данный факт ей стал известен при попытке въезда на территорию РФ.

Решение об аннулировании ранее выданного вида на жительство в РФ обжалованы ею в УВД России по Оренбургской области, МВД России и в Бузулукский районный суд.

Одновременно, 13.01.2022 она обратилась к начальнику Управление по вопросам миграции МВД по Республике Дагестан с обоснованием оснований признания незаконными и отмене всех состоявшиеся решений Управления по вопросам миграции МВД России по Республике Дагестан в отношении нее, о неразрешении въезда в РФ до 02.09.2025г. либо изменении решение - снизив заявителю срок не разрешения въезда в РФ до 25.01.2022 года.

Одновременно с ее обращением в тот же адрес было направлено обращение адвокатам Моисеева В.А. с аналогичной просьбой. Ответ ею не получен. 03.02.2022 адвокатом получен ответ за подписью начальника УВМ МВД по Республике Дагестан Магомедова М.Р. № 11/8/1819 от 27.01.2022, из которого следует, что обращение по вопросу закрытия въезда на территорию Российской Федерации гражданке Алышовой М, рассмотрено. Решение о не разрешении въезда на территорию Российской Федерации принято сроком на 10 лет до 02.09.2025, на основании пп.14 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

04.02.2022г. адвокат в связи с тем, что наши обращения были рассмотрены формально, вновь обратился к руководству УВМ МВД по Республике Дагестан с просьбой оценить реальные обстоятельства, и рассмотреть вопрос о снижении срока не разрешения въезда в РФ Алышовой Х.И. до 25.01.2022. А также просил направить на его электронный адрес заверенные копии решений УФМС России по Республике Дагестан в отношении Алышовой Х.И. В ходе судебного разбирательства были получены копии повторного ответа адвокату от 25.05.2022г. №11/8/11344 на №1376 от 25.01.2022, решения и представления о неразрешении въезда в РФ от 18.09.2015, выписки из АС ЦБДУИГ ФМС России от 14.09.2015г. на имя Алишовой Ижран.

Из содержания вышеуказанного ответа следует, что обращение об отмене решения МВД по Республике Дагестан от 18.09.2015г. о неразрешении въезда в РФ в отношении Алишовой Ижран (Гусейнли Р.И.к.), 12.02.1975 года рождения рассмотрено, положительное решение не принято.

31.05.2022 на имя Гусейнли Р.И.к. (Алышевой Х.И.) получен ответ за подписью заместителя начальника Управления по вопросам миграции Абдулаева Д.А. от 25.05.2022г. № 11/8/11345 о том, что службой миграции повторно рассмотрено обращение от 27.04.2022 № 9296 об отмене решения МВД по Республике Дагестан от 18.09.2015 о неразрешении въезда в РФ вынесенное в отношении «Вас» (кого именно - Алышовой Х.И.к. или Алишовой Ижран?). Сообщено, что УВМ МВД по Республике Дагестан положительное решение не принято.

На основании представленных материалов не возможно прийти к выводу, что данные документы вынесены в отношении одного и того же лица, в связи с разным написанием третьей буквы в фамилии и имени административного истца, так как в свидетельстве о рождении, а также паспорте гражданки Азербайджана Гусейнли Р.И.к. до смены фамилии и имени фамилия, имя и отчество записаны - Алышова Хиджран Искандер кызы.

Вместе с тем, УМВД МВД по Республике Дагестан не учло тот факт, что истец в своем заявлении, а также адвокат в обращении просили рассмотреть вопрос об отмене решения УФМС МВД России по Республике Дагестан о не разрешении въезда в РФ до 02.09.2025 г. (запрете въезда в РФ) в отношении Алышовой Хиджуран Искадер кызы (Гусейнли Р.И.к.), а, следовательно, и снятия с нее запрета на въезд в РФ, в связи с длительным проживанием в России как самой заявительницы, так и ее мужа, несовершеннолетнего ребенка и двух совершеннолетних детей. Вся семья является гражданами России.

Однако из ответа от 25.01.2022г. № 11/8/1819 на обращение адвоката следует, что данный вопрос Управлением по вопросам миграции по Республике Дагестан рассмотрен не был, ответ адвокату на обращение в этой части не дан.

Из ответов информационного характера адвокату от 25.05.2022 № 11/8/11344 и истцу от 25.05.2022 № 11/8/11345 следует, что положительного решения не принято.

В соответствии с п.7 приказу МВД России от 08.05.2019 N 303 "Об утверждении Порядка рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а также форм решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом в отношении него решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию" - при изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о не разрешении въезда, уполномоченным должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия в сфере миграции, принимается решение об отмене решения о не разрешении въезда, а именно:

пп.7.1. Подразделение МВД России в течение 15 рабочих дней со дня выявления соответствующих обстоятельств готовит проект решения об отмене решения о неразрешении въезда, принятого МВД России или его территориальным органом, либо письмо в территориальный орган МВД России, принявший решение о неразрешении въезда, за подписью начальника (заместителя начальника) подразделения МВД России с обоснованием необходимости отмены такого решения.

пп.8. Материалы для принятия решения об отмене решения о неразрешении въезда рассматриваются, в том числе, подразделениями МВД России, которыми были подготовлены материалы для принятия решения о неразрешении въезда.

Таким образом, истец обратился в МВД России по Республики Дагестан с заявлением о пересмотре решения Управления ФМС России по Республики Дагестан от 18.09.2015 о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, указав в обоснование для отмены запрета на въезд в Россию на то, что Гусейнли Р.И.к. (Алышева Х.И.к.) родилась на территории бывшего СССР в Азербайджанской ССР, фактически пребывает на территории Российской Федерации с 2004 года и в настоящее время с Россией ее связывают многочисленные родственные и социальные связи, которые она поддерживает. Состоит в брачных отношениях с гражданином РФ Поповым М, (свидетельство о заключении брака I-PA от ДД.ММ.ГГГГ), воспитывает несовершеннолетнего сына - Попова М, ДД.ММ.ГГГГ г.р., нуждающегося в поддержке матери и устойчивых семейных связях, который обучается в 9 классе МОБУ «Елшанская Первая средняя общеобразовательная школа» и, с момента рождения территорию РФ не покидал. Имеет двух совершеннолетних детей от фактического брака с гражданином Азербайджана Агакишиевым Г., имеющего вид на жительство в РФ без срока: сыновей Агакишиевых Шахина и Махсуда, являющихся гражданами России. Административный истец с семьей зарегистрирован и проживает в принадлежащей сыну на праве собственности жилом помещении. Фактически связь с Республикой Азербайджан ею потеряна, так как она на территории республики жилья и родственных связей не имеет. Длительное время проживает и работает в Российской Федерации. Намерена получить гражданство Российской Федерации. В настоящее время находится на иждивении мужа и занимается воспитанием сына.

Руководство УВМ МВД по Республике Дагестан не учло тот факт, что она и адвокат в своих обращениях просили рассмотреть вопрос о возможности отмены решения УФМС МВД России по Республике Дагестан от 18.09.2015 о не разрешении въезда в РФ Алышовой Хиджуран Искадер кызы (Гусейнли Р.И.к.) либо изменении решения - снизив заявителю срок неразрешения въезда в РФ, а, следовательно, и снятия с нее запрета на въезд в РФ в связи с длительным проживанием в России как самой заявительницы, так и ее мужа, несовершеннолетнего ребенка и двух совершеннолетних детей. Вся семья является гражданами России. Однако из ответа от 25.01.2022 на обращение адвоката следует, что данный вопрос Управлением по вопросам миграции по Республике Дагестан рассмотрен не был, ответ адвокату на обращение в этой части не дан.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений: об удовлетворении жалобы полностью или частично либо об отказе в удовлетворении жалобы. Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы: не позднее дня, следующего за днем принятия решения по жалобе заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение должностного лица, вид которой установлен законодательством Российской Федерации, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

Порядок обжалования решения по жалобе: заявитель вправе обжаловать решение по жалобе, принятое должностным лицом, вышестоящему должностному лицу либо в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы: заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Принимая во внимание обстоятельства, с документальным подтверждением, длительного проживания истца на территории Российской Федерации, заключения брака с гражданином Российской Федерации, наличия несовершеннолетнего ребенка обучающегося в школе и двух совершеннолетних детей, являющихся гражданами РФ, ответы Управления по вопросам миграции по Республике Дагестан носят характер общего информационного суждения, конкретными решениями с обоснованиями отказа не подтверждены, при этом имелись основания для удовлетворения заявленных требований об отмене решения при изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о не разрешении въезда, в связи с чем, действиями должностных лиц созданы препятствия для реализации прав и свобод Гусейнли Р.И.к. (Алышовой Х.И.к.) на личную семейную жизнь.

Более того административным ответчиком не указано в решении и в письменных ответах доказательств того, что пребывание Гусейнли Р.И.к. (Алышовой Х.И.к.) в Российской Федерации угрожает безопасности государства, создает угрозу правам и законным интересам иных лиц, в связи с чем, возможность ее нахождения на территории Российской Федерации подлежит ограничению.

Административный истец Гусейнли Р.И., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Моисеев В.А. административное исковое заявление и уточнения к нему поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в них. Дал пояснения, аналогичные тексту искового заявления.

Представитель административного ответчика МВД по Республике Дагестан Изиев К.Б. в удовлетворении исковых требований просил отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные возражения представителя ответчика и материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Постановлением Правительства РФ от 14.01.2015 N 12 "О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства" утверждены Правила принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (далее Правила).

Пунктом 8 Правил установлено, что формы решений о неразрешении въезда, о приостановлении, возобновлении действия и отмене решения о неразрешении въезда, форма уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом в отношении их соответствующем решении, порядок рассмотрения материалов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, являющихся основанием для принятия (приостановления, возобновления и отмены) решения о неразрешении въезда, а также порядок информирования Федеральной службы безопасности Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации о принятии (приостановлении, возобновлении и отмене) решения о неразрешении въезда определяются нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Приказ МВД России от 08.05.2019 N 303 утвержден Порядок рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства и т.д. (далее Порядок).

Согласно пункту 7 Порядка при изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда: подразделение МВД России в течение 15 рабочих дней со дня выявления соответствующих обстоятельств готовит проект решения об отмене решения о неразрешении въезда, принятого МВД России или его территориальным органом, либо письмо в территориальный орган МВД России, принявший решение о неразрешении въезда, за подписью начальника (заместителя начальника) подразделения МВД России с обоснованием необходимости отмены такого решения (пп. 7.1).

Территориальный орган МВД России на региональном уровне в течение 15 рабочих дней со дня выявления соответствующих обстоятельств готовят проект решения об отмене решения о неразрешении въезда, принятого данными территориальными органами МВД России или подчиненными им территориальными органами. При поступлении письма МВД России готовится проект решения об отмене решения о неразрешении въезда в течение 3 рабочих дней со дня его поступления (пп.7.2).

Территориальный орган МВД России на районном уровне направляет в вышестоящий территориальный орган МВД России материалы для принятия решения об отмене решения о неразрешении въезда в течение 5 рабочих дней со дня выявления соответствующих обстоятельств (пп.7.3).

Пунктом 8 Порядка установлено, что материалы для принятия решения об отмене решения о неразрешении въезда рассматриваются, в том числе подразделениями МВД России, которыми были подготовлены материалы для принятия решения о неразрешении въезда.

Как установлено судом и следует из представленных материалов Гусейнли Р.И.к. и адвокат Моисеев В.А. обратились к начальнику Управления по вопросам миграции МВД по РД с заявлениями о признании незаконными и отмене всех состоявшихся решений УФМС МВД России по РД в отношении Гусейнли Р.И.к. либо изменении решения, снизив срок неразрешения въезда в РФ до 25.01.2022.

Письмом УВМ МВД по РД № 11/8/1819 от 27.01.2022 направлен ответ адвокату Моисееву В.А., согласно которому обращение по вопросу закрытия въезда на территорию Российской Федерации гражданке Алышовой Хиджран Искандер кызы, рассмотрено. Решение о не разрешении въезда на территорию Российской Федерации принято сроком на 10 лет до 02.09.2025 на основании пп.14 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Письмом УВМ МВД по РД № 11/8/10142 от 12.05.2022 направлен ответ Гусейнли Р.И., в котором ей сообщено, что обращение по вопросу закрытия въезда на территорию Российской Федерации гражданке Алышовой Хиджран Искандер кызы, рассмотрено. Решение о не разрешении въезда на территорию Российской Федерации принято сроком на 10 лет до 02.09.2025 на основании пп.14 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Адвокат Моисеев В.А. в связи с тем, что его обращение было рассмотрено формально, а заявление Гусейнли Р.И.к. не рассмотрено и решение по нему не принято, повторно обратился к руководству УВМ МВД по Республике Дагестан с заявлением о снижении срока не разрешения въезда в РФ Алышовой Хиджран Искандер кызы до 25.01.2022 и направлении в его адрес заверенных копии решений УФМС России по Республике Дагестан в отношении Алышовой Х.И.

Письмом УВМ МВД по РД № 11/8/11344 от 25.05.2022 Моисееву В.А. направлен ответ, согласно которому повторно рассмотрев обращение от 25.01.2022 №1376 об отмене решения МВД по РД от 18.09.2015 о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации Алишовой Ижран (Гусейнли Р.И.), сообщается, что УВМ МВД по РД положительное решение не принято.

Письмом УВМ МВД по РД № 11/8/11344 от 25.05.2022 направлен ответ Гусейнли Р.И. (Алышевой Х.И.) о том, что повторно рассмотрев обращения от 27.04.2022 №9296 об отмене решения МВД по РД от 18.09.2015 о не разрешении въезда на территорию Российской Федерации Алышовой МС (Гусейнли Р.И.), сообщается, что УВМ МВД по РД положительное решение не принято.

Из материалов дела следует, что, обращаясь в миграционный орган, административный истец Гусейнли Р.И. и ее представитель адвокат Моисеев В.А. просили рассмотреть их заявления о пересмотре принятого ранее решения, ссылаясь на положения, обязывающие миграционный орган отменить ранее принятое решение, в случае наличия на то существенных обстоятельств.

Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на государственный орган возложена обязанность после рассмотрения заявления дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Судом установлено, что административный истец Гусейнли Р.И., реализуя свое право на обращение и получение информации по своему обращению по существу постановленных вопросов, направила в Управление по вопросам миграции МВД по РД 18.01.2022 заявление, полученное Управлением 24.01.2022 (почтовое отправление трек-номер 46104034251840).

Однако ответ на обращение, содержание которого носит лишь информационный характер о вынесенном в отношении нее решении и фактически не содержащее ответа по существу поставленного в обращении вопроса, направлен в адрес заявителя лишь 12.05.2022.

Аналогичный ответ, не содержащий ответов по существу поставленных вопросов, в установленные Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направлен представителю истца Мосисееву В.А.

Повторное заявление представителя административного истца адвоката Моисеева В.А. Управлением по вопросам миграции рассмотрено не в полном объеме. В адрес заявителя не направлены запрашиваемые документы, какие-либо основания для не направления их в адрес заявителя в обжалуемом ответе не приведены. Запрашиваемые Моисеевым В.А. документы направлены в его адрес лишь в ходе рассмотрения настоящего административного дела.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административным истцом на свои обращения не получены ответы в соответствии с требованиями действующего законодательства, а административным истцом и в установленный законом срок, в связи с чем ответы Управления по вопросам миграции МВД по РД от 27.01.2022 № 11/8/1819 и от 25.05.2022 № 11/8/10142 суд считает незаконными.

Административным истцом также ставится вопрос об обязании Управление по вопросам миграции МВД по РД рассмотреть по существу заявления административного истца и ее представителя об отмене решения УФМС МВД по РД от 18.09.2015.

Вследствие признания обжалуемых решений (ответов) УВМ МВД по РД незаконными заявления административного истца и его представителя считаются нерассмотренным и подлежат повторному рассмотрению, о чем также указывает в своих исковых требованиях административный истец.

При разрешении указанного выше требования суд принимает во внимание, что административным ответчиком УВМ МВД по Республике Дагестан рассмотрены по существу повторные заявления Гусейнли Р.И. и ее представителя Моисеева В.А. по тому же вопросу, на которые им дан ответ соответственно от 25.05.2022 № 11/8/11345 и № 11/8/11344.

Также административным истцом перед судом поставлен вопрос о признании незаконным и отмене решения УФМС России по Республике Дагестан от 18.09.2015 о закрытии въезда в Российскую Федерацию Алышовой М (ФИО3), сроком на 10 лет до 02.09.2025, по основаниям, указанным в заявлениях.

В связи с изложенным суд не усматривает оснований для возложения на УВМ МВД по РД обязанности принять и рассмотреть по существу заявление Гусейнли Р.И. и обращение Моисеева В.А. об отмене решения от 18.09.2015.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Обжалуемое решение датируется 18.09.2015, административный иск заявлен 21.04.2022.

В связи с тем, что административным ответчиком не представлены доказательства уведомления Гусейнли Р.И. о принятом в отношении нее решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, направления в ее адрес копии указанного решения, суд считает срок для подачи в суд административного искового заявления не нарушенным.

Частью 3 статьи 62 Конституции РФ закреплено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ), а также Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ).

Согласно статье 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, в том числе и по соблюдению законов Российской Федерации.

Положениями статьи 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ предусмотрено, что иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Федеральным законом от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ определено, что иностранный гражданин, уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 25.10).

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

В соответствии с подпунктом 14 части 1 статьи 27 названного закона въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в том случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации и находились в Российской Федерации непрерывно свыше двухсот семидесяти суток со дня окончания предусмотренного федеральным законом срока временного пребывания в Российской Федерации, - в течение десяти лет со дня выезда из Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Гусейнли Рагсана Искандер кызы, 12.02.1975 года рождения, является гражданкой Республики Азербайджан, паспорт СО 00819660.

Согласно свидетельству о перемене фамилии, имени, отчества от 30.03.2016 гражданка Алышова Хиджран Искандер кызы,12.02.1975 года рождения, переменила фамилию, имя и отчество на Гусейнли М.

Согласно свидетельству о заключении брака I-РА Попов М заключил брак с Гусейнли Р.И., о чем в книге регистрации актов о заключении брака 29.10.2016 произведена запись №557 отделом ЗАГС администрации .

Согласно свидетельству о рождении III-РА от ДД.ММ.ГГГГ. Попов М родился ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о рождении отделом записи актов гражданского состояния администрации .

18.09.2015 УВМ МВД по Республике Дагестан принято решение о закрытии въезда в Российскую Федерацию гражданке Республики Азербайджан М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на 10 лет - до 02.09.2025 на основании п.п. 14 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Данное решение 18.09.2015 утверждено начальником УФМС России по Республике Дагестан, вынесено представление о не разрешении въезда в Российскую Федерацию.

Основанием для принятия такого решения явилось то, что Гусейнли Р.И. (Алишова И.) прибыла на территорию Российской Федерации 20.10.2012 года, а убыла 02.09.2015, то есть, находилась в РФ непрерывно свыше двухсот семидесяти суток со дня окончания срока временного пребывания, установленный статьей 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации свыше установленных законом сроков, то есть до 02.09.2015 не имела.

По данным АС ЦБДУИГ ФМС России, административный истец находилась на территории России с 20 октября 2012 года по 02 сентября 2015 года, превысив тем самым возможный срок пребывания на территории Российской Федерации.

Суду каких-либо исключительных причин для нахождения в Российской Федерации свыше установленных законом сроков, при наличии которых лицо освобождается от последствий невыполнения миграционного законодательства, Гусейнли Р.И. не представлено.

Довод административного истца Гусейнли Р.И. о нарушении ее права на семейную жизнь, является необоснованным.

Как следует из материалов дела и установлено судом, при принятии 18.09.2015 УФМС России по Республике Дагестан решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданке Республики Азербайджан Гусейнли М последняя в брачных отношениях с гражданином РФ не состояла. Брак с Поповым П.Ф. был заключен 29 октября 2016, т.е. после принятия решения УФМС России по РД.

Статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом, закрепляя право каждого на свободный выезд на пределы Российской Федерации, Конституция Российской Федерации предоставляет право на беспрепятственный въезд в Российскую Федерацию только гражданам Российской Федерации (статья 27, часть 2).

Исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение иностранным гражданином законодательства Российской Федерации, ограничивающей права данного гражданина, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Изложенное соотносится с международно-правовыми предписаниями, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола N 4 к ней).

Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, вступившая в силу для России 5 мая 1998 года, не гарантирует иностранным гражданам право въезжать в определенную страну и проживать на ее территории и не быть высланными. Лежащая на государствах - участниках ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну при соблюдении баланса интересов права на уважение личной и семейной жизни (статья 8 Конвенции) и правомерной цели принимаемых государством решений.

Государство вправе устанавливать ответственность иностранных граждан за нарушение ими порядка пребывания в Российской Федерации в целях обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, предотвращения преступлений, защиты здоровья или нравственности населения.

Таким образом, действующим российским законодательством предусматривается возможность ограничения права иностранных граждан находиться в Российской Федерации. Указанное право государства является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации, что в полной мере соответствуют нормам международного права.

Факт нарушения миграционного законодательства судом установлен, в связи с чем, у миграционного органа имелись основания для принятия оспариваемого решения, а именно, превышение срока нахождения на территории Российской Федерации определенно влечет закрытие въезда на территорию Российской Федерации на установленный законом срок.

Доказательств наличия каких-либо исключительных объективных обстоятельств личного характера, которые бы имели место на момент принятия оспариваемого решения и подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь Гусейнли Р.И. не представлено. В данном случае вмешательство не является произвольным, основано на соблюдении норм федерального закона, доказательств несоответствия оспариваемого решения закону материалы дела не содержат.

Совокупностью собранных по делу доказательств подтверждается, что оспариваемое решение является адекватной мерой государственного реагирования на допущенные истцом нарушения законодательства Российской Федерации; реализация миграционным органом в рассматриваемом случае своих полномочий полностью соответствовала охраняемым законом целям; была обусловлена противоправным поведением заявителя, игнорированием со стороны иностранного гражданина положений действующего законодательства Российской Федерации о сроках пребывания в стране; фактов чрезмерного либо неоправданного вмешательства государства в жизни административного истца и членов его семьи не установлено, хотя, несомненно, декларируемые истцом цели въезда в Российскую Федерацию являются для него важными, однако, они не расцениваются в качестве решающих при их сопоставлении с защищаемым государством интересом; какие-либо исключительные данные о заявителе и его семейном положении для отмены ограничений не установлены. Права Гусейнли Р.И. на уважение семейной жизни нельзя полагать нарушенными; проживание на территории Российской Федерации членов ее семьи, об обратном не свидетельствует и фактов несоразмерного вмешательства государства в личную и семейную жизнь административного истца, нарушении гарантий, установленных статьей 8 Конвенции для иностранных граждан, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, не подтверждает.

При этом суд учитывает, что правовые ограничения, вытекающие из неразрешения на въезд в Российскую Федерацию, носят временный характер и не влекут за собой запрет на проживание в Российской Федерации по истечении установленного указанным решением срока. Оспариваемое решение оправдано насущной социальной необходимостью и соответствует правомерной цели.

Таким образом, достаточных данных, свидетельствующих о возможности распространения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод на рассматриваемые правоотношения, не установлено. Обстоятельств, которые, в соответствии с подпунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" могли бы рассматриваться органом миграционной службы и судом в качестве уважительных причин неисполнения обязанности покинуть территорию Российской Федерации по истечении установленного срока пребывания, в ходе судебного разбирательства по делу не установлено.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Доводы представителя административного истца Моисеева В.А. на неверное указание в решении УФМС России по РД от 18.09.2015 фамилии и имени "Алишова Ижран" вместо фамилии и имени "Алышова Хиджран" не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, поскольку все остальные данные, в том числе дата и место рождения, указывают, что решение вынесено в отношении административного истца.

Исходя из приведенных выше норм права, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований в этой части.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд

Решил:

Административное исковое заявление Гусейнли М к Управлению по вопросам миграции МВД по Республике Дагестан и МВД по Республике Дагестан удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Управления по вопросам миграции МВД по Республике Дагестан в части:

- не рассмотрения по существу обращений от ДД.ММ.ГГГГ Гусейнли М и адвоката Моисеева В.А. в защиту ее интересов об отмене решения УФМС МВД по Республике Дагестан от 18.09.2015;

- в не направлении представителю Гусейнли Р.К.- адвокату Моисееву В.А. запрашиваемых им документов по повторному обращению об отмене решения УФМС МВД по Республике Дагестан от 18.09.2015.

Признать незаконными решения (ответы) Управления по вопросам миграции МВД по Республике Дагестан от 27.01.2022 № 11/8/1819 и от 25.05.2022 № 11/8/10142.

В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме через Советский районный суд г. Махачкалы.

Судья З.М Токаева

Мотивированное решение суда составлено 14 июля 2022 года.