ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3087/16 от 08.11.2016 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а–3087/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2016 года

город Волхов

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Л. А.,

при секретаре Говорковой М. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца И.А. к административным ответчикам Главе Волховского муниципального района ****** и Совету депутатов Волховского муниципального района ****** о признании незаконным решения Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района ******, оформленного протоколом от ******№ ****** и признании незаконным бездействия Комиссии, выразившееся в уклонении от исполнения обязанности по направлению выписки из протокола в течении трех дней с момента его составления,

у с т а н о в и л:

И.А. обратился в Волховский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к административному ответчику Главе Волховского муниципального района ****** о признании незаконным решения Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района ******, оформленного протоколом от ******№ ****** и признании незаконным бездействия Комиссии, выразившееся в уклонении от исполнения обязанности по направлению выписки из протокола в течении трех дней с момента его составления, указав в обоснование требований, что является депутатом Совета депутатов Волховского муниципального района ****** (далее - Совет).

Решением Совета от ******№ ****** была создана Комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района ******, Совета депутатов Волховского муниципального района ****** (далее - Комиссия).

В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района ****** Комиссия является постоянно действующим органом при Совете депутатов Волховского муниципального района ****** (далее — Положение Комиссии).

****** Комиссией в отношении административного истца было принято решение, оформленное протоколом от ******№ ******. С оспариваемым решением административный истец был ознакомлен только ******, когда ему была предоставлена копия выписки из протокола заседания комиссии. О вынесении оспариваемого Решения истцу стало известно из письма Главы Волховского муниципального района от ******№ ******.

Административный истец считает, что Комиссией оспариваемое решение было вынесено в незаконном составе, поскольку в нарушение части 2 статьи 10 Регламента Совета депутатов Волховского муниципального района ****** и пункта 3.1. Положения о Комиссии Советом депутатов персональный состав комиссии не утверждался, то есть ни один из членов Комиссии не имеет соответствующих полномочий.

На заседание Комиссии истец не приглашался, объяснения по вопросу о представлении им сведений о доходах от него до заседания Комиссии не требовали.

В то же время истцом представлены сведения о его доходах в полном объеме, представленные истцом сведения являются достоверными. Недостоверность представленных истцом сведений не установлена.

В нарушение требований пункта 4.13 Положения о Комиссии выписка из протокола ее заседания истцу направлена в установленные сроки не была.

Определением суда от ****** к участию в деле в качестве соответчика привлечен Совет депутатов Волховского муниципального района ****** (л.д. 184).

В судебном заседании административный истец И.А. и его представитель адвокат Ю.Г., действующий на основании ордера № ****** от ****** и доверенности от ****** (л.д. 167-168) требования поддержали по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик глава Волховского муниципального района ******В.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии (л.д. 28).

Представитель административных ответчиков главы Волховского муниципального района ****** и Совета депутатов Волховского муниципального района ******О.С., действующий на основании доверенностей № ****** от ****** и № ****** от ****** (л.д. 24-27, 199-200) в судебном заседании требования не признал по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, полагал, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, Комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района ****** на момент принятия оспариваемого решения ****** действовала в законном составе; оспариваемое решение было доведено до сведения административного истца посредством направления ему соответствующего обращения сопроводительным письмом от ****** исх. № ****** по электронной почте и почтовым отправлением, то есть в установленный Положением о Комиссии трехдневный срок. Полагал, что требования И.А. удовлетворению не подлежат (л.д. 29-33).

Суд, с согласия административного истца И.А., его представителя адвоката Ю.Г., представителя административных ответчиков О.С., полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика главы Волховского муниципального района ******В.М., извещенного о времени и месте судебного заседания и ходатайствовавшего о рассмотрении дела в его отсутствии.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав административного истца И.А., его представителя адвоката Ю.Г., представителя административных ответчиков О.С., допросив свидетелей В.В., А.А., Т.М. и А.Н., приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Установлено, что решением Совета депутатов Волховского муниципального района ******№ ****** от ****** образована комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района ****** и утверждено Положение о комиссии (л.д. 35).

Комиссия образуется Советом депутатов на срок очередного созыва в составе 7 человек (п.3.1. Положения о Комиссии); в состав Комиссии могут входить депутаты Совета депутатов, должностные лица органов местного самоуправления; персональный состав Комиссии утверждается распоряжением главы муниципального района (п.3.4. Положения о Комиссии); заседание Комиссии проводятся по мере необходимости (п. 4.1 Положения о Комиссии); заседание Комиссии ведет председатель комиссии или по его поручению заместитель председателя комиссии (п. 4.2. Положения о Комиссии); решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывают члены Комиссии, принимавшие участие в заседании (п. 4.10 Положения о Комиссии); выписка из решения Комиссии направляется лицу, замещающему муниципальную должность, в течении трех дней после проведения соответствующего заседания Комиссии (п. 4.13. Положения о Комиссии) (л.д. 36-39).

Распоряжением главы Волховского муниципального района ******№ ******-р от ****** утвержден персональный состав комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района ****** (председатель комиссии В.М. – глава Волховского муниципального района; заместитель председателя комиссии В.В. – заместитель главы Волховского муниципального района; члены комиссии О.С. – председатель постоянной депутатской комиссии Совета депутатов Волховского муниципального района по вопросам местного самоуправления; О.И. – председатель Контрольно-счетного органа Волховского муниципального района; И.В. – руководитель аппарата Совета депутатов Волховского муниципального района; О.С. – главный специалист – юрист аппарата Совета депутатов Волховского муниципального района; секретарь комиссии А.Н. – ведущий специалист аппарата Совета депутатов Волховского муниципального района) (л.д. 44-45).

Решением Совета депутатов Волховского муниципального района ******№ ****** от ****** созданы постоянные депутатские комиссии, к числу которых Комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района ******, не относится (л.д. 42-43).

Согласно ст. 10 Регламента Совета депутатов Волховского муниципального района ******, утвержденного решением Совета депутатов Волховского муниципального района ****** от ******№ ****** деятельность постоянных депутатских комиссий осуществляется в соответствии с Положением о постоянных депутатских комиссиях Совета депутатов (Приложение № ****** к настоящему Регламенту). Постоянно действующие депутатские комиссии образуются из числа депутатов на срок их полномочий; персональный состав комиссий утверждается решением Совета депутатов (п. 2 Положения о постоянных депутатских комиссиях) (л.д.131-154).

Установлено, что указанное Положение о постоянных депутатских комиссиях Совета депутатов не распространяется на Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района ******, поскольку Комиссия действует на основании Положения, утвержденного решением Совета депутатов Волховского муниципального района ******№ ****** от ******.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Комиссии Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района ****** была образована в соответствии с Положением о Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района ******, утвержденным решением Совета депутатов Волховского муниципального района от ******№ ******.

Установлено, что ****** состоялось заседание Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района ******, решение которой оформлено протоколом № ******. На заседании присутствовали все члены комиссии за исключением В.М. и А.Н.. которые находились в отпуске (л.д. 11-13).

Комиссия решила принять к сведению информацию о том, что депутатом Совета депутатов Волховского муниципального района И.А. в нарушение действующего законодательства сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представлены в нарушение действующего законодательства ****** и направить ФИО1 соответствующее обращение (указать на недопустимость нарушения сроков подачи сведений (л.д. 13).

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Статьей 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (пункты 2, 3 части 3). Указанные лица обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 12.1). Лица, замещающие муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4 статьи 12.1 Закона, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Поскольку все депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность, указанная обязанность распространяется на них всех, независимо от того, на постоянной или непостоянной основе они исполняют свои полномочия. Депутаты обязаны соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность. Депутаты, исполняющие свои полномочия на непостоянной основе и имеющие основное место работы, исполняют свои обязанности, возникшие в связи со статусом депутат, вне зависимости от обязанностей, предусмотренных работодателем.

Лица, замещающие муниципальные должности, предоставляют ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Сведения предоставляются по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации".

Административный истец И.А. в судебном заседании пояснил, что справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя он представил до ******А.Н. ведущему специалисту аппарата Совета депутатов Волховского муниципального района. Однако в документах Комиссии данная справка отсутствует. В справке имелись некоторые технические недостатки, но сведения о доходах были указаны. Уточненную справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, а также справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении супруги и несовершеннолетних детей он представил позже установленного срока. Полагает, что срок предоставления справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера был им соблюден, поскольку первоначально справка в отношении него была представлена в Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района ****** в установленный срок.

Свидетель А.Н. в судебном заседании пояснила, что она как секретарь Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района ****** осуществляла прием справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера у депутатов Волховского муниципального района ******. В марте ****** года депутат Совета депутатов Волховского муниципального района ******И.А. представил в Комиссию сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя. Поскольку справка содержала ошибки, она была ему возвращена для исправления недостатков. В дальнейшем справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, жены и несовершеннолетних детей И.А. представил в апреле ****** года.

ФИО2 в судебном заседании пояснили, что в настоящее время они являются членами Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района ******. На заседании Комиссии ****** при приеме документов от предыдущей Комиссии было установлено, что в передаваемых документах отсутствует справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении И.А., представленная им до ******. В связи с чем, И.А. позвонил А.Н. и по громкой связи спросил у неё, предоставлял ли он справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера до ******. А.Н. подтвердила, что данная справка в указанный срок была предоставлена.

Суд, оценив представленные административным истцом доказательства, приходит к выводу, что справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении административного истца, его супруги и несовершеннолетних детей были представлены И.А.******, то есть с нарушением установленного срока, поскольку сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей должны быть представлены лицами замещающими муниципальные должности не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом.

Данная обязанность И.А. исполнена не была, поскольку сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его, супруги и несовершеннолетних детей в уполномоченный орган в установленный срок до ****** и по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ****** N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", представлены не были.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Суд, оценивая доказательств в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных И.А. требований в части признания незаконным решения Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района ******, оформленного протоколом от ******№ ******, поскольку оспариваемое административным истцом решение принято уполномоченным органом, в соответствии с законом в пределах полномочий, права либо свободы административного истца не нарушены.

Вместе с тем судом принимается во внимание, что в нарушение п. 4.13 Положения о комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района ******И.А. в течении трех дней после проведения соответствующего заседания Комиссии ****** не была направлены выписка из решения комиссии, оформленного протоколом.

Довод представителя административных ответчиков О.С. о том, что оспариваемое решение Комиссии от ****** было доведено до сведения административного истца посредством направления ему соответствующего обращения сопроводительным письмом от ****** исх. № ****** по электронной почте и почтовым отправлением, то есть в установленный Положением о Комиссии трехдневный срок, не может быть принят судом во внимание, поскольку Положением о Комиссии предусмотрено, что лицу, замещающему муниципальную должность, направляется в течении трех дней после проведения соответствующего заседания Комиссии выписка из решения комиссии, которое оформляется протоколом.

Как установлено судом, и не оспаривалось представителем административных ответчиков О.С. в судебном заседании выписка из протокола № ****** заседания комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района ******И.А. в установленный п. 4.13 Положения, не направлялась.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца И.А. в части признания незаконным бездействие Комиссии, выражающееся в уклонении от исполнения обязанности по направлению выписки из Протокола в течение 3-х дней с момента его составления, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд, оценивая доказательств в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

заявление И.А. удовлетворено частично - признать незаконным бездействие Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района ******, выражающееся в уклонении от исполнения обязанности по направлению И.А. выписки из решения Комиссии, оформленного протоколом от ****** в течение 3-х дней после проведения соответствующего заседания Комиссии.

В удовлетворении остальной части заявления И.А., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись Кузнецова Л. А.

Мотивированное решение составлено с учетом выходных дней 14 ноября 2016 года.

Судья: подпись Кузнецова Л. А.