УИД: 59RS0004-01-2019-003147-77
Дело № 2а-3087/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2019 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Бессоновой К.А.
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителей административного ответчика ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к администрации Ленинского района г.Перми о признании распоряжения незаконным,
установил:
ФИО4 обратилась в суд с административным иском к Администрации Ленинского района г.Перми, с требованием о признании незаконным и отмене распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Ленинского района г.Перми о сносе самовольной постройки, возведенной на земельном участке по адресу: <Адрес>.
В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ. главой администрации Ленинского района г.Перми издано распоряжение № о сносе самовольной постройки, возведенной на земельном участке по адресу: <Адрес>. Нежилое здание по <Адрес> возведено ФИО5, умершим ДД.ММ.ГГГГ. Наследником имущества умершего является – супруга ФИО4 В ДД.ММ.ГГГГ. главой администрации Ленинского района г.Перми издано постановление № «О разрешении на установку «Закусочной» индивидуальному предпринимателю ФИО9». ДД.ММ.ГГГГ. в Управление земельных отношений администрации г.Перми зарегистрирован договор №аренды земельного участка между администрацией Ленинского района г.Перми и ФИО5 В п. 5.1 договора указано, что арендатор имеет право возводить на земельном участке здания, сооружения и иные объекты недвижимости. По окончании строительства здания «Закусочной» приемочной комиссией, назначенной в соответствии с постановлением администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. №, подписан акт приемки в эксплуатацию «Закусочной». В п. 2 данного акта указано, что строительство произведено на основании постановления № выданного администрацией Ленинского района г.Перми. Таким образом, ФИО5 не допускал самовольного строительства, поскольку возведение здания закусочной и землеотвод по его установку были полностью согласованы со всеми службами администрации г.Перми, строительство было осуществлено на основании разрешительных документов и в соответствии с законодательством, действовавшим в период возведения здания закусочной, объект был введен в эксплуатацию по воле администрации г.Перми и в соответствии с утвержденным проектом.
Административный истец о месте и времени рассмотрения дела извещена судом (л.д. 38), в судебное заседание не явилась.
Представитель административного истца в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал.
Представители административного ответчика в судебном заседании требования не признали, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 40-43).
Выслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Согласно положению ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218).
В соответствии с п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса РФ органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.
Пунктам 3.2.3.4., 3.2.3.4.?. Типового положения о территориальном органе администрации города Перми, утвержденном решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7, администрация района выявляет самовольные постройки; принимает решение в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством, о сносе самовольной постройки, о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Ленинского района г.Перми издано распоряжение № о сносе самовольной постройки, возведенной на земельном участке по адресу: <Адрес> (л.д. 46).
Из акта обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что на земельном участке площадью 952 кв.м., расположенном по адресу: <Адрес> имеется капитальное одноэтажное строение, облицованное сайдингом, крыша покрыта шифером, сбоку пристроена деревянная веранда. Также на земельном участке в лесополосе располагается несколько нестационарных объектов: 3 деревянные беседки, металлический гараж, металлическая будка, закрывающая скважину водоснабжения, строение, в котором расположен мангал и дровяник, облицованное металлическими листами. Земельный участок не огражден (л.д. 49-55).
Постановлением главы администрации Ленинского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ ИП ФИО5 разрешена установка «Закусочной» по адресу: транспортная развязка «Сосновый бор», согласно проекту (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ленинского района г.Перми и ИП ФИО5 заключен договор № аренды земельного участка для размещения объекта мелкорозничной торговли (л.д. 24-32).
Пункт 1.1 договора аренды предусмотрено, что арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду на 3 года с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок, площадью 92,616 кв.м., находящийся по адресу: транспортная развязка «Сосновый бор» во временное пользование под установку «Закусочной».
Из акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта мелкорозничной торговли транспортная развязка «Сосновый бор» следует, что ЧП ФИО5 предъявлена к приемке в эксплуатацию закусочная Павильон-закусочная общей площадью 78 кв.м. (л.д. 22-23).
ДД.ММ.ГГГГ. между Управлением по развитию потребительского рынка администрации г.Перми и ИП ФИО5 заключен договор № на размещение нестационарного торгового объекта (л.д. 56-60), по условиям которого договор действует до ДД.ММ.ГГГГ. (п. 2.1).
Из акта обследования территории № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что на проверяемой территории выявлен объект, который является самовольно/незаконно размещенным. Сведения об объекте подлежат включению в Единый реестр самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории города Перми, и последующему демонтажу в соответствии с Положением о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 № 192. Настоящий акт является основанием для внесения сведений об объекте в Единый реестр (л.д. 61-63).
Как следует из технического паспорта на нежилое здание (строение) по адресу: транспортная развязка «Сосновый бор» от 08.05.2018г. объект имеет все существенные элементы объекта недвижимости (фундамент, капитальные стены), что также не оспаривается административным истцом.
Из письма ФИО4 в адрес главы администрации Ленинского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что торговый объект расположенное по адресу: <Адрес> (транспортная развязка «Сосновый бор») представляет собой здание прочно связанное фундаментом с землей и присоединенное к сетям инженерно-технического обеспечения является стационарным торговым объектом (л.д. 34).
На основании п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно ч.1 ст.62 Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998 N 73-ФЗ (действующего на момент возведения спорной постройки) разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого распоряжения незаконным, поскольку материалами дела объективно подтверждается, что объект недвижимости, являющийся капитальным строением, был возведен на земельном участке, не предоставленном для этих целей и в отсутствие разрешения на строительство, т.е. отвечает признакам самовольной постройки, установленным ст.222 ГК РФ.
Ссылка административного истца на договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ не свидетельствует о предоставлении земельного участка под строительство объекта недвижимости, поскольку договор заключен для размещения объекта мелкорозничной торговли.
В соответствии с п.1.2 Положения о предоставлении земельных участков в аренду под объекты мелкорозничной торговли в Перми, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 09.04.1998 N 680 (действовавшего в период заключения вышеуказанного договора аренды) объектами мелкорозничной торговли являются временные, выполненные из легких конструкций, не относящиеся к объектам недвижимости специально оборудованные в соответствии с действующими нормативами временные стационарные или передвижные объекты торговли, общественного питания, бытового и сервисного обслуживания населения (павильоны, киоски, палатки, лотки, ларьки, автомагазины, цистерны, прицепы, тележки и т.п.).
Следовательно договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ не подтверждает предоставление земельного участка под строительство объекта недвижимости.
Ссылка административного истца на п. 5.1. договора аренды, согласно которого арендатор имеет право производить с разрешения арендодателя улучшения земельного участка, возводить на земельном участке здания, сооружения и иные объекты недвижимости (в дальнейшем именуемые Улучшения), не свидетельствует о законности возведенной постройки, так как доказательств, подтверждающих разрешение арендодателя на возведение объекта недвижимости, административным истцом не представлено.
Доводы о том, что такими разрешающими документами являются постановлением главы администрации Ленинского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разрешении на установку «Закусочой» ИП ФИО5», акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта мелкорозничной торговли транспортная развязка «Сосновый бор», судом отклоняются, поскольку указанными документами разрешена установка и введен в эксплуатацию объект мелкорозничной торговли, а не объект капитального строительства, в связи с чем оснований оценивать данные документы как разрешение на возведение объектов капитального строительства, не имеется.
При таких обстоятельствах, оспариваемое Распоряжение главы администрации Ленинского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ о сносе самовольной постройки, возведенной на земельном участке по адресу: <Адрес>, издано администрацией в пределах ее компетенции и предоставленных ей полномочий, соответствует требованиям действующего законодательства РФ, в связи с чем в удовлетворении заявленных административным истцом требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО4 к администрации Ленинского района г.Перми о признании распоряжения о сносе самовольной постройки незаконным и его отмене – отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий - подпись (Л.Ю. Дульцева)
<данные изъяты>
Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2а-3087/2019 Ленинского районного суда г.Перми.