РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2020 года г.Черкесск
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Ковалевой О.Г., при секретаре судебного заседания – Урусове У.А.,
с участием представителя административного ответчика – ФИО1, действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело №2а-3087/20 по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики о признании бездействия, незаконным,
у с т а н о в и л:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в Черкесский городской суд КЧР с административным иском к Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики об оспаривании бездействия органа государственной власти, должностных лиц, государственных служащих. При этом административный истец ссылается на то обстоятельство, он обратился к административному ответчику о взаимодействии в проведении благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Административный ответчик отказался от взаимодействия с добровольческим молодежным движением по основаниям, не соответствующим профильному законодательству. Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)". Концепция содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 N 2950-р). Концепция содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2019 №2705-р). Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета (утв. Президентом Российской Федерации от 16.01.2019 ИПр-38ГС). Обязанность доказывания законности бездействия органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность бездействия, но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований. Оспариваемое бездействие органа исполнительной власти в лице административного ответчика противоречит ч.3 ст.39 Конституции Российской Федерации и ст.17.2 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)": организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями. Патриотическое, благотворительное, просветительское, инклюзивное мероприятие «Военный Заём 1942-1945» проводится во исполнение Послания Президента РФ и поручений Государственного Совета Российской Федерации в интерактивной форме, безвозмездно, без физического присутствия представителей административного истца на территории региона (принципы трансграничное™ и санитарные требования не нарушаются) в рамках властно-административных отношений. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации относится к документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне (п.3 ст. 11 Федерального закона от 28.06.2014 №172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"). Решение Государственного совета в части исполнения пункта 25 принято с участием высшего должностного лица административного ответчика и подлежит исполнению ответственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (приложение 3). Благотворители г.Москвы (участники движения) могут направлять пожертвования для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, вести работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков без физического присутствия в регионе благотворителей. Благополучатели - граждане Российской Федерации, лишившиеся родителей или оставшиеся без их попечения, а также нуждающиеся в помощи и защите государства имеют право на получение благотворительной помощи, в том числе участвовать в интерактивной форме в инклюзивном просветительском мероприятии «Военный Заём 1942-1945». Государством гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц - участников благотворительной деятельности. Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 18 Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)"). В случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц, публичных интересов (пункты 1 и 2 статьи 40 КАС РФ). «Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организации) в лице своих отделений в Российской Федерации, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми» (п.3 ст.15 ФЗ от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"). Административный истец пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца за исключением обязанности по уплате судебных расходов, в том числе освобожден от уплаты государственной пошлины. Административный истец не обладает государственными или иными публичными полномочиями - направление другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов для административного истца является правом (не обязанностью). Просит суд: признать бездействие Министерства труда т социального развития Карачаево-Черкесской Республики в осуществлении взаимодействия с организатором добровольческой деятельности по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия «Военный Заём 1942-1945» с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства, по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков, незаконным.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, от него поступило заявление о рассмотрении настоящего административного дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебном заседание не согласился с иском, представил письменные возражения, в которых указал, что п.«ж» части 1 ст.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. Статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными вышеуказанным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства). Министерство осуществляет свою деятельность на основании Положения о Министерстве труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, утвержденного Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 11.12.2017 № 242 «Об утверждении Положения и структуры Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики» (далее - Положение). Согласно Положению, Министерство является исполнительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, проводящим государственную политику и осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере социального обслуживания, организации предоставления мер социальной поддержки и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики для отдельных категорий граждан. Из содержания указанных норм права следует, что Министерство самостоятельно реализует предоставленные ей полномочия, в том числе, вправе самостоятельно определять формы и порядок реализации своих полномочий, в том числе по поддержке и сотрудничеству с общественными организациями, реализации социальных программ. Обязанность по взаимодействию с юридическими лицами, при реализации своих полномочий, действующими нормами права на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не возложена. Вопреки доводам административного истца пунктами 24 и 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, утвержденных перечнем поручений по итогам заседания Государственного совета, Перечнем мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017-2021 годы, Планом мероприятий («дорожная карта») Банка России и Министерства Финансов Российской Федерации по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы и Планом мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года такая обязанность на административного ответчика не возлагается. Указанные акты носят рекомендательный характер и нормой права не являются. При этом, как указано выше, в рамках исполнения указанных поручений Министерство вправе самостоятельно определять порядок их реализации. Также, исходя из смысла письма от 05.07.2020 № исходит, что оно носит информационный характер. В тексте письма отсутствует дата вебинара, не определен круг лиц участников вебинара, считает, что Министерством права административного истца не были нарушены. В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась. Согласно данным официального сайта административного ответчика, вебинар «Военный заём 1942 - 1945» состоялся 20.07.2020 года. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об уважительности пропуска срока. Исходя из вышеизложенного, полагает, что административным истцом пропущен срок обращения, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца по правилам ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав представителя административного ответчика, суд считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 КАС РФ основными задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в силу требований статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006г. №59-ФЗ в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Исходя из системного толкования положений статьей 218, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.
При этом, исходя из положений статей 226, а также 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.
За защитой своих прав молодежные и детские объединения вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации (ст.17 федерального закона от 28.06.1995 №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»). В соответствии с п. 3.1. Устава для достижения уставных целей, Движение имеет право в порядке статьи 40 КАС РФ, обращаться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся участниками Движения. Данное полномочие утверждено компетентным федеральным органом государственной власти в лице Министерства юстиции Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 05 июля 2020г. в адрес Министерства труда и социального развития КЧР, в форме электронного документа, в целях исполнения пункта 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, направлено обращение общественного объединения граждан в определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий указанных в Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета (утв. Президентом Российской Федерации от 16.01.2019 №Пр-38ГС) и предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 №2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы».
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме (ч.4 ст.10 № 59-ФЗ).
Согласно доводов административного истца, что не оспорено административным ответчиком, до настоящего времени, в нарушение 30-дневного срока, ответ на обращение объединения граждан от административного ответчика не поступил.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. №2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы» устанавливает для исполнительной власти субъектов Российской Федерации: «учитывать положения Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере повышения финансовой грамотности». При этом, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации).
Пункт 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, представленные по итогам Международного форума добровольцев (волонтеров) в г.Москве 3-5 декабря 2018 г. включены в Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 27 декабря 2018 года и утверждены Президентом Российской Федерации 16.01.2019 № Пр-38ГС. Государственный совет Российской Федерации (далее - Государственный совет) является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Членами Государственного совета, в том числе, являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. (Указ Президента РФ от 01.09.2000 № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации»). Таким образом, решение Государственного совета в части исполнения пункта 25 принято с участием высшего должностного лица административного ответчика и подлежит исполнению ответственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В письменных возражениях административный ответчик не отрицал, что им было получено обращение о взаимодействии в проведении благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства, более того, представитель административного ответчика в судебном заседании подтвердил, что обращение ими было получено с резолюцией «к сведению» 07.07.2020г., однако никакого ответа в адрес Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», направлено не было.
Представленные суду документы, скриншоты отправки обращения, отсутствие ответа на обращение, представлены в материалы дела и подтверждают доводы административного истца о не соблюдении прав и интересов заявителя при рассмотрении его обращения от 05.07.2020 г.
В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Вышеуказанные обстоятельства достоверно подтверждают факт того, что административный ответчик, получив обращение Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», не направил письмо в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере труда и социального развития, не разъяснил Благотворительному региональному молодежному общественному движению "Уроки финансовой и юридической грамотности", что для согласования формы и сроков межсекторного взаимодействия необходимо указать о сроках проведении вебинара, не направил в адрес административного истца отказа во взаимодействии с Благотворительным региональным молодежным общественным движением «Уроки финансовой и юридической грамотности», что выразилось в его бездействии.
В связи с чем суд, руководствуясь приведенными выше положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьями 8, 10, 11, 12 Федерального закона от 2 мая 2006г. № 59-ФЗ, исходит из того, что обращение заявителя не было рассмотрено административным ответчиком в установленном законом порядке.
Проанализировав положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд полагает необходимым, признать бездействие Министерства труда и социального развития КЧР, выразившееся в не предоставлении ответа на письменное электронное обращение, незаконным, с учетом требований разумности, всех обстоятельств по делу и длительности не рассмотрения обращения административного истца.
Что касается заявленного ходатайства представителя административного ответчика о применении судом пропущенного процессуального срока.
Оснований для применения ст.219 КАС РФ суд не находит, так как вебинар состоялся 20.07.2020 года (как указал представитель административного ответчика), а административный истец обратился в суд с иском 14.09.2020г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180, 262-265 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
Административный иск Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики о признании бездействия, незаконным, удовлетворить.
Признать бездействие Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики в осуществлении взаимодействия с организатором добровольческой деятельности по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия «Военный Заём 1942-1945» с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства, по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков, незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда, через Черкесский городской суд.
Судья Черкесского городского суда О.Г. Ковалева
1версия для печатиДело № 2а-3087/2020 ~ М-2617/2020 (Решение)