Дело №2а-3087/2023
УИД 61RS0009-01-2023-002923-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18.09.2023 года
Азовский городской суд Ростовской области
в составе судьи Нестеренко И.П.,
при секретаре Кудря И.В.,
с участием административного истца- ФИО2, её представителя по доверенности - ФИО8, представителя административного ответчика УФСБ РФ по РО- ФИО5, представителя заинтересованного лица- Управления Росреестра по РО- ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по требованиям ФИО2 к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес> о признании нарушающими права и законные интересы, о признании несоответствующим нормативным правовым актам: письмо УФСБ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№, письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ в части спорного земельного участка, заключение от ДД.ММ.ГГГГ№ об обязании устранить нарушения
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес> о признании нарушающими права и законные интересы, о признании несоответствующим нормативным правовым актам: письмо УФСБ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№, письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ в части спорного земельного участка, заключение от ДД.ММ.ГГГГ№ об обязании устранить нарушения.
Административный истец указал, что она- ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес> (разрешенное использование согласно данным ЕГРН по состоянию на июнь 2022 года - в целях индивидуального жилищного строительства). Изложенное подтверждено выпиской из ЕГРН.
В соответствии с разрешенным использованием земельного участка истец начала строительство индивидуального жилого дома.
На заявление административного истца в форме уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИС параметров объекта ЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке администрацией <адрес> выдано положительное заключение от ДД.ММ.ГГГГ.
Заявление административного истца о регистрации правомерно возведенного объекта капитального строительства было подано в Управление Росреестра по <адрес>, в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в обоснование такого решения приведена ссылка на Письмо УФСБ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, которым установлена зона охраняемого военного объекта, выяснилось, что строительство необходимо было согласовать с УФСБ по <адрес>. В эту же зону входит земельный участок административного истца.
После получения уведомления Управления Росреестра по <адрес> о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в УФСБ о согласовании строительства, учитывая, что ей не было известно содержание ограничений на оснований Письма от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением Управления ФСБ России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ на основании Заключения от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу отказано в согласовании строительства индивидуального жилого дома высотой 3,6 метра (количество надземных этажей — 1).
В обоснование отказа приведена ссылка на пункт 11 Положения "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны” (утверждено постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№) и на факт возведения жилого дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылок на иные какие-либо правовые акты (нормативного или ненормативного характера) ответ и Заключение не содержат.
Содержание данного Письма нигде не приведено, неизвестно, при установлении им границ и параметров указанной зоны, является ли этот акт нормативным или ненормативным, секретным или общедоступным.
В итоге административному истцу отказано в регистрации права собственности на ОКС решением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на вышеприведенное Письмо.
Повторное заявление административного истца было отклонено письмом УФСБ по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ без приведения новых аргументов.
Причиной повторного обращения явилось отсутствие сведений о содержании базового документа - Письма от ДД.ММ.ГГГГ, его поиски не привели к результату, а также неизменность факта нарушения прав на земельный участок, который по сути административный истец не может использовать но назначению, равно как и легализовать возведенный объект.
Административный истец считает, что незаконными являются оба ответа административного ответчика, заключение от ДД.ММ.ГГГГ, а также, видимо, Действующее Письмо УФСБ по РО от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся её земельного участка.
Строительство объекта ИЖС, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, не являлось самовольным, а имело легальный характер.
О наличии некой охранной зоны ничего известно не было. Данное утверждение подтверждается сведениями из ЕГРН на время заключения договора купли-продажи земельного участка в июле 2019 года.
О радикальном и существенном изменении правового режима земельного участка не было известно ни органам местного самоуправления, ни физическим лицам.
Содержание оспариваемого Письма от ДД.ММ.ГГГГ тщательно скрывается, что и доказывает, что уполномоченные органы и не собирались никого уведомлять о наличии охранной зоны, что должно быть квалифицировано как злоупотребление правом со стороны органа, государственной власти.
Никаких вытекающих из норм федерального законодательства правовых оснований для согласования строительства с УФСБ по РО не имелось, поскольку о наличии охранной зоны не было известно никому из граждан, обладающих правами на земельные участки на рассматриваемой территории, в том числе правопредшественнику.
Фактически речь идет о превышении дискреционных полномочий (пределов усмотрения) со стороны административного ответчика, злоупотребившего властью без разумных оснований для этого.
Письмо от ДД.ММ.ГГГГ не было опубликовано в надлежащем порядке, что доказывает, что этот акт не является нормативным, это мнение о процедурах и некоем необходимом порядке, принятое за пределами установленных полномочий.
В настоящее время права административного истца остаются нарушенными, и нарушены они фактом принятия указанного Письма и последнего отказа УФСБ, учитывая, что нарушение её прав является длящимся, оно вытекает из факта принятия данного Письма, содержание которого остается неизвестным.
При таком положении, остается неясным, как административный истец мог узнать или догадаться о необходимости некого согласования по усмотрению, если само содержание ограничений не доведено не только до граждан, но и до органов публичной власти.
Следует обратить внимание, что в тексте заключения от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют ссылки на Письмо, на конкретные им установленные ограничения. Кроме факта попадания земельного участка административного истца в охранную зону, никаких иных претензий к моему объекту ИЖС не упомянуто.
Из изложенного очевидным образом следует, что даже при обращении административного истца к административному ответчику до получения уведомления <адрес>, ей (независимо от параметров строения) было бы отказано в согласовании лишь по мотиву нахождения участка и планируемого к строительству дома в упомянутой зоне с неизвестными координатами и площадью.
Более того, законодательство не содержит ограничений по последующему согласованию строительства, которое не являлось самовольным. Административному истцу отказано в согласовании, в том числе ответом от ДД.ММ.ГГГГ только по основанию окончания строительства, что не соответствует ни смыслу норм Земельного и Градостроительного кодексов РФ, ни содержанию вышеприведенного Положения.
Ввиду изложенного административный истец полагает, что оспариваемые решения и действия ответчика являются незаконными.
Для восстановления своих нарушенных прав и интересов административный истец обратился в суд и просил:
признать нарушающим права и законные интересы административного истца, а также не соответствующим нормативным правовым актам письмо УФСБ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ и Заключение от ДД.ММ.ГГГГ№.
признать нарушающим права и законные интересы административного истца, а также не соответствующим нормативным правовым актам письмо УФСБ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в части, относящейся к моему земельному участку с кадастровым номером №
обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение прав и свобод административного истца;
признать не пропущенным срок на обращение в суд, либо восстановить срок на обращение в суд в случае его пропуска.
Административный истец и его представитель в судебное заседание явились, поддержали доводы административного иска, просили его удовлетворить.
Административный ответчик- представитель Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ростовской области в судебное заседание явился, предоставил письменный отзыв и возражал против удовлетворения административного иска.
Заинтересованное лицо- представитель Управления Росреестра по РО в г.Азове в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения административного иска.
Суд, выслушав участников процесса, свидетеля ФИО7, исследовав письменные доказательства, находит заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что Административный истец на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес> (разрешенное использование согласно данным ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - в целях индивидуального жилищного строительства). Изложенное подтверждено выпиской из ЕГРН. В соответствии с разрешенным использованием земельного участка истец начала строительство индивидуального жилого дома. Свидетель, бывший собственник участка допрошенный в судебном заседании пояснил, что узнал об ограничениях только ДД.ММ.ГГГГ. Он являлся собственником земельного участка, который поделил на более мелкие и продавал. Ограничений тогда зарегистрировано в Управлении Росреестра не было, но расширенную выписку в данном органе он не получал.
На основании п.7 ст.93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) (в редакции на дату издания Приказа) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Такой порядок определен Правительством Российской Федерации в Положении. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 405 Минобороны России предписано до 1 июня 2014 г. образовать в соответствии с Положением межведомственную комиссию по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, и утвердить регламент ее работы (п.2); Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации до 31 декабря 2015 г. осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с Положением (п.3).
Из п.16 Положения следует, что решения о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее.
На основании решения межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), в ведении которого находится военный объект, для обеспечения функционирования которого необходимо установление запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, принимает решение об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также в 2-месячный срок обеспечивает составление соответствующей карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта (п.21 Положения).
Минобороны России осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Министр обороны Российской Федерации в целях решения задач и реализации полномочий, возложенных на Минобороны России и Вооруженные Силы Российской Федерации, издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, в необходимых случаях - совместно с федеральными органами исполнительной власти и (или) Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", дает указания, организует и проверяет их исполнение (п 2 п.7, п 9,10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082).
Приказом от 30 июня 2016 г. N 400 "Об обязанностях заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию управления имуществом, расквартирования войск (сил), жилищного и медицинского обеспечения" Министр обороны Российской Федерации на основании п.9 названного положения наделил заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию, управление имуществом, расквартирования войск (сил), жилищного и медицинского обеспечения, полномочиями по принятию в установленном порядке решений об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охраняемой зоны военного объекта.
В соответствии с приведенным порядком и на основании протокола межведомственной комиссии от 8 октября 2015 г. N 1/МК во исполнение указаний постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 405 заместителем Министра обороны Российской Федерации был издан Приказ. Таким образом, Приказ издан уполномоченным должностным лицом федерального государственного органа.
Приказом (решением) заместитель Министра обороны Российской Федерации фактически утвердил решение межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны в отношении Объекта.
К указанному решению межведомственной комиссии в соответствии с требованиями п.16 Положения приложено описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах.
Пункт 23 Положения возлагает на федеральный государственный орган, принявший решение об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, обязанность в установленном порядке направить в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета), документы для принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета. К направляемым документам прилагаются решение межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта и решение федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа) об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта (пп «а»).
Таким образом, для установления зон с особыми условиями использования земель в отношении военных объектов предусмотрен специальный порядок принятия соответствующего правового акта федерального государственного органа, который в целях соблюдения принципа публичности обязан направлять сведения об установлении этих зон в орган, осуществляющий кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Приведенные требования нормативных правовых актов при издании Приказа административным ответчиком соблюдены.
Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" п.7 ст.93 ЗК РФ, предусматривавший порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования и использования соответствующих земельных участков, признан утратившим силу. Кодекс дополнен главой ХIХ, вступившей в силу с 4 августа 2018 г., подробно регламентирующей правовое положение зон с особыми условиями использования территорий и закрепляющей, что положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), утверждает Правительство Российской Федерации, в нем должны быть определены в том числе порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон; перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанных зон, за исключением случаев, если перечень этих ограничений установлен федеральным законом; федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории (ст.106).
Согласно действующего законодательства права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, ограничения права собственности могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты иных конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и пропорциональности, носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо этого права.
Реализуя дискреционные полномочия применительно к отношениям, объектом которых являются земельные участки, законодатель в ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрел возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным данным кодексом и федеральными законами, в том числе в пп1 п2 - возможность ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. Как следует из п.3 этой статьи, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в пп.1 п.2 той же статьи, - в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с этим же кодексом.
В силу п.1 ст.104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, для безопасной эксплуатации, в частности, объектов транспорта и энергетики, в целях сохранения объектов культурного наследия, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Для этого в силу п.2 указанной статьи в границах названных зон вводятся ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких участках объектов недвижимости и (или) ограничивают или запрещают использование участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления названных зон. При этом согласно п.3 этой же статьи земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Нормой ст.105 ЗК РФ в качестве зон с особыми условиями использования территорий в числе прочих предусмотрены зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов(пп 10), в границах которых вводится особый режим использования земельных участков, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, несовместимые с целями установления названных зон.
Закон установил, что запретной зоной является территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта. Зона охраняемого военного объекта - территория, в границах которой ограничивается строительство объектов капитального строительства, предусматривающих эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также использование стационарного или переносного приемо-передающего оборудования, препятствующего нормальному функционированию военного объекта. Охранная зона военного объекта представляет собой территорию, в границах которой принимаются особые меры по обеспечению безопасного функционирования и защите военного объекта, включающие меры по обеспечению безопасного хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта (п.2 Положения).
В границах запретной зоны могут (при необходимости) устанавливаться зоны охраняемых военных объектов и охранные зоны военных объектов (абз 2 п.4 Положения). Согласно п.6 Положения - для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона и специальная зона устанавливаются по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.
Для военных объектов, расположенных вне населенных пунктов, внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина запретной зоны военного объекта определяется величиной расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций (п.7 Положения).
Граница охранной зоны военного объекта устанавливается в пределах запретной зоны (или в пределах зоны охраняемого военного объекта, если она установлена) на территории, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, к его внешнему периметру (абз 1 п.9 Положения).
На заявление административного истца в форме уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИС параметров объекта ЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке администрацией <адрес> выдано положительное заключение от ДД.ММ.ГГГГ.
Заявление административного истца о регистрации правомерно возведенного объекта капитального строительства было подано в Управление Росреестра по <адрес>, в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в обоснование такого решения приведена ссылка на Письмо УФСБ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ которым установлена зона охраняемого военного объекта, выяснилось, что строительство необходимо было согласовать с УФСБ по <адрес>. В эту зону входит земельный участок административного истца.
После получения уведомления Управления Росреестра по <адрес> о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в УФСБ о согласовании строительства, учитывая, что ей не было известно содержание ограничений на оснований Письма от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением Управления ФСБ России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ на основании Заключения от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу отказано в согласовании строительства индивидуального жилого дома высотой 3,6 метра (количество надземных этажей — 1).
В обоснование отказа ответчиком обоснованно приведена ссылка на пункт 11 Положения "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны” (утверждено постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 года №405) и на факт возведения жилого дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Из указанного следует, что истец не до строительства, а после него обратилась для согласования строительства, построив объект недвижимости.
Административному истцу отказано в регистрации права собственности на ОКС решением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на вышеприведенное Письмо.
О наличии охранной зоны было известно, если бы продавец земли, а затем и истец получили полные- расширенные выписки из Управления Росреестра на сорный земельный участок. Данное утверждение подтверждается пояснениями представителя заинтересованного лица.
Так спорный участок входит в зону с особыми условиями использовании территории, в зоне военного объекта «войсковая часть 02035», поэтому строительство объектов осуществляется исключительно по согласованию с ФСБ России через УФСБ России по <адрес>.
Документы для принятия решения об осуществлении кадастрового учета и внесения сведений о границах зоны охраняемого военного объекта УФСБ России по <адрес> были направлены за № от ДД.ММ.ГГГГ в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>». Согласно письму Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ указанные сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, сведения о ЗОУИТ были внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ по обращению УФСБ России по РО от ДД.ММ.ГГГГ на основании карты плана от ДД.ММ.ГГГГ При этом нормативный правовой акт об установлении данной зоны имеет гриф секретности.
Суд не усматривает дискреционных полномочий (пределов усмотрения) со стороны административного ответчика, поскольку все вышеуказанные меры производились в интересах государства и соответственно граждан данного государства.
Решение об установлении зоны охраняемого военного объекта принято ФСБ России, наделенной такими полномочиями в силу вышеуказанных правовых актов.
В связи с установлением зоны охраняемого военного объекта строительство объектов капитального строительства, ввод в эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также размещение и эксплуатация стационарного или переносного приемо-передающего оборудования с мощностью передатчиков более 5 Вт в указанной зоне подлежит обязательному согласованию с ФСБ России через УФСБ России по <адрес>. По смыслу приведенных выше правовых норм решение данного вопроса осуществляется до начала строительства.
ФИО2 обратилась в УФСБ России по <адрес> после завершения строительства, в связи с чем ей было правомерно отказано в согласовании строительства индивидуального жилого дома, о чем подготовлено соответствующее заключение № от ДД.ММ.ГГГГ
Суд находит обоснованным довод ответчика о том, что действующее законодательство Российской Федерации не наделяет полномочиями УФСБ России по Ростовской области по разрешению вопроса о согласовании строительства после его завершения.
Таким образом, УФСБ России по Ростовской области, принимая решение об отказе в согласовании строительства, действовало в рамках предоставленных полномочий.
Нарушая действующие нормы, не согласовывая строительство с УФСБ, истец должна была понимать о неблагоприятных последствиях, в регистрации и узаконении объекта недвижимости.
Довод истца о иных зарегистрированных в ЕГРН объектах недвижимости односельчан, расположенных на соседних участках не являются юридически значимыми обстоятельствами для разрешения спора по существу. Тем более, что представитель ответчика пояснила, что имели место факты подделки согласования, в связи с чем имеются возбужденные уголовные дела.
Отказывая в удовлетворении иска, суд также принимает во внимание, что истец пропустила предусмотренный ст.219 КАС РФ срок для обращения в суд (так как знала об отказе еще ДД.ММ.ГГГГ) и не представила доказательств уважительности его пропуска, и восстановить его не просила.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения административного иска ФИО2 суд не находит.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО2 к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес> о признании нарушающими права и законные интересы, о признании несоответствующим нормативным правовым актам: письмо УФСБ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№, письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ в части спорного земельного участка, заключение от ДД.ММ.ГГГГ№ об обязании устранить нарушения, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ростовский облсуд в течение месяца, через Азовский горсуд с момента вынесения мотивированного решения.
Судья И.П. Нестеренко
Мотивированное решение изготовлено 28.09.2023г