57RS0023-01-2021-004510-10
2а-3088/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2021 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
при секретаре Карнюшкиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Орловской области к Администрации Губернатора и Правительства Орловской области, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области, замещающих должности государственной гражданской службы Орловской области в органах исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области и урегулированию конфликта интересов о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГ в части в отношении ФИО1
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Орловской области обратился в интересах Российской Федерации в суд с административным иском к Администрации Губернатора и Правительства Орловской области, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области, замещающих должности государственной гражданской службы Орловской области в органах исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области и урегулированию конфликта интересов (далее- комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области) о признании незаконным решения от 12 августа 2021 г. в части в отношении исполняющего обязанности руководителя Департамента строительства, топливно- энергетического комплекса, жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее- Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Департамент) ФИО1, ныне занимающего должность руководителя Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области.
В обоснование заявленных административных исковых требований, с учетом заявления об уточнении административного иска и письменных пояснений, административный истец прокурор Орловской области указал, что на основании представления прокурора области от 26 мая 2021 г., внесенного в связи с непринятием мер исполняющим обязанности руководителя Департамента ФИО1 к недопущению ситуации, при которой возникала возможность конфликта интересов, администрацией Губернатора и Правительства Орловской области проведена проверка соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов в отношении государственного гражданского служащего Орловской области ФИО1 по факту его личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей (осуществлении полномочий) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Зеленая Роща» (далее- ООО «УК Зеленая Роща»).
ДД.ММ.ГГ состоялось заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области, которой по результатам рассмотрения материалов проверки принято решение об отсутствии конфликта интересов при исполнении ФИО1 должностных обязанностей руководителя Департамента, представителю нанимателя рекомендовано не применять к нему мер юридической ответственности.
Административный истец считает указанное решение комиссии к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области в части в отношении ФИО1 незаконным, а основанное на нем решение Губернатора Орловской области от ДД.ММ.ГГ необоснованным.
Указывает, что с ДД.ММ.ГГ на ФИО1, занимавшего должность начальника управления строительства, транспорта и дорожного хозяйства Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, возложена обязанность руководителя Департамента. Должности, занимаемые ФИО1, входят в перечень должностей гражданской службы исполнительных органов государственной власти Орловской области, в категории «Руководители», группы «Высшая должность».
В соответствии с положением о Департаменте строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, к его полномочиям относится организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, утверждение инвестиционной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разработка и реализация региональной программы в сфере обращения с отходами, разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, проведение конкурсного отбора региональных операторов по обращению с отходами.
На основании соглашения №***-Д/18 от ДД.ММ.ГГ с Департаментом ООО «УК Зеленая Роща» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Орловской области сроком на 10 лет. В соответствии с условиями соглашения Департамент осуществляет регулирование деятельности и контроль за деятельностью регионального оператора, имеет право требовать надлежащего исполнения обязанностей региональным оператором. В свою очередь, региональный оператор согласовывает с Департаментом условия проведения торгов, предоставляет Департаменту необходимые сведения и документы, разрабатывает по согласованию с Департаментом планы работы, осуществляет иную деятельность по согласованию с Департаментом. Стороны соглашения обязуются осуществлять деятельность по противодействию коррупции, принимать меры по предупреждению коррупции в пределах полномочий.
ДД.ММ.ГГ на должность юрисконсульта юридического отдела ООО «УК Зеленая Роща» принята супруга ФИО1 ФИО2, с ДД.ММ.ГГ занимающая должность ведущего юрисконсульта юридического отдела.
Проведенной прокурором проверкой установлено, что в силу возложенных должностных обязанностей ФИО2, действуя от лица общества, готовит на подпись руководителя документы, в том числе касающиеся взаимодействия в рамках указанного соглашения с Департаментом, проводит их правовую экспертизу, формирует правовую позицию для руководителя общества. Документы, по которым она является исполнителем, зачастую адресованы непосредственно ее супругу как исполняющему обязанности руководителя Департамента.
В связи с чем, в данной ситуации административный истец усматривает возможность возникновения конфликта интересов.
ФИО2 при возложении на него ДД.ММ.ГГ исполнения обязанностей руководителя Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая, по мнению прокурора, может привести к конфликту интересов, а также предотвращения и урегулирования такого конфликта интересов, в нарушение требований действующего законодательства обязанность в письменной форме проинформировать представителя нанимателя не исполнил.
Также в обоснование заявленных исковых требований административный истец сослался на принятие, по его мнению, оспариваемого решения неправомерным составом комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области, поскольку административным ответчиком требования по формированию состава комиссии, предусмотренные пунктом 8 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№*** (далее также- Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих №***) не соблюдены. В нарушение указанного Положения в состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области при рассмотрении вопроса в отношении ФИО2 не входил руководитель подразделения кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностное лицо кадровой службы государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии), что привело, на взгляд административного истца, к неправильному толкованию положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГ№*** «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее- Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее- Федеральный закон «О противодействии коррупции»).
Ссылаясь на положения Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федерального закона «О противодействии коррупции», обращает внимание на то, что коррупция представляет угрозу государству, подрывает ее социально- экономическую стабильность, чем продиктованы нетерпимость к любому роду ее проявлений и необходимость принятия мер к ее искоренению, в связи с чем обращение прокурора с заявленными исковыми требованиями направлено на защиту интересов Российской Федерации.
На основании изложенного, с учетом представленного уточнения, административный истец просит суд признать незаконным решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области от ДД.ММ.ГГ в части принятия решения об отсутствии конфликта интересов при исполнении ФИО2 должностных обязанностей, рекомендации представителю нанимателя к руководителю Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области ФИО1, мер юридической ответственности не применять. Обязать Администрацию Губернатора и Правительства Орловской области и комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области незамедлительно повторно рассмотреть на заседании комиссии материалы проверки соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов в отношении государственного гражданского служащего Орловской области ФИО1, исполнявшего в ДД.ММ.ГГ годах обязанности руководителя Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
В судебном заседании представитель административного истца прокурора Орловской области Малкина В.А. прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции ФИО3 поддержала административные исковые требования по основаниям и доводам, указанным в административном иске, уточнении к административному иску, письменном объяснении.
Представители Администрации Губернатора и Правительства Орловской области Администрации Губернатора и Правительства Орловской области заместитель начальника главного правового управления Администрации Губернатора и Правительства Орловской области ФИО4, привлеченный также к участию в деле в качестве административного соответчика, начальник отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Орловской области ФИО5 в судебном заседании возражали против удовлетворения уточненных административных исковых требований прокурора Орловской области.
Согласно представленным письменным возражениям и дополнениям к ним, принимая оспариваемое решение комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области действовала в рамках компетенции, в порядке и сроки, установленные действующим законодательством. Порядок формирования и деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области, определенный действующими правовыми нормами, соблюден.
Обжалуемое решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области не нарушает права Российской Федерации поскольку не носит обязательного для представителя нанимателя характера.
Несогласие с принятым административным ответчиком решением не является основанием для признания решения незаконным, поскольку в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями и их должностных лиц, принимаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Довод административного истца о нарушении требований по формированию состава комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области со ссылкой на Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих № 821 считают неправомерным, поскольку указанное Положение распространяет свое действие на федеральных государственных служащих.
По изложенным доводам просят суд отказать в удовлетворении административного иска.
Административные соответчики члены комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области заместитель руководителя Администрации Губернатора и Правительства Орловской области ФИО6, заместитель начальника главного управления- начальник отдела по организации гражданской службы и кадров главного управления государственной и гражданской службы и кадрам Администрации Губернатора и Правительства Орловской области ФИО7, руководитель Департамента внутренней политики и развития местного самоуправления Администрации Губернатора и Правительства Орловской области ФИО8, начальник управления документационного обеспечения Администрации Губернатора и Правительства Орловской области ФИО9 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежаще.
Заинтересованные лица государственный гражданский служащий Орловской области ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, в предыдущем судебном заседании поддержали доводы представителей административного ответчика, против удовлетворения административного иска возражали.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора Орловской области по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее- КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий- несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции», под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью, указанной в части 1 настоящей статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих (пункт 1 части 3 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
В соответствии с частью 1 статьи 11 данного Федерального закона лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого Закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
Указанным нормам корреспондируют положения Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
Обязанность государственного гражданского служащего сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта закреплена пунктом 12 части 1 статьи 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 4 Порядка сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Орловской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также предотвращения и урегулирования такого конфликта интересов, утвержденного Указом Губернатора Орловской области от 05 июня 2015 г. № 321 лицо, замещающее отдельную государственную должность Орловской области, обязано в письменной форме проинформировать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, Губернатора Орловской области в срок не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем возникновения личной заинтересованности (далее- Порядок).
Указом Губернатора Орловской области от 27 ноября 2009 г. № 377 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Орловской области, и государственными гражданскими служащими Орловской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Орловской области требований к служебному поведению (далее- Положение № 377).
В соответствии с пунктом 5 указанного Положения проверка в отношении граждан, претендующих на замещение должности государственной гражданской службы Орловской области в органах исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, и лиц, замещающих указанные должности, осуществляется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции и полномочия государственного органа Орловской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Пунктом 21 Положения № 377 предусмотрено, что по результатам проверки должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность государственной гражданской службы Орловской области или назначившему гражданина на соответствующую должность государственной гражданской службы Орловской области в установленном порядке представляется доклад. При этом в докладе должно содержаться одно из следующих предложений, в том числе: об отсутствии оснований для применения к государственному служащему мер юридической ответственности (подпункт в); о применении к государственному служащему мер юридической ответственности (подпункт г); о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области и урегулированию конфликта интересов (подпункт д).
При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией (пункт 23 Положения № 377).
Согласно пункту 24 Положения № 377 должностное лицо, уполномоченное назначать гражданина на должность государственной гражданской службы Орловской области или назначившее гражданина на соответствующую должность государственной гражданской службы Орловской области, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в пункте 21 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений, в том числе: в) применить к государственному служащему меры юридической ответственности; г) представить (поручить руководителю государственного органа Орловской области представить) материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области и урегулированию конфликта интересов.
Функции и полномочия государственного органа Орловской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений, на основании пункта 3 Положения об Администрации Губернатора и Правительства Орловской области, ее структуры и штатного расписания, утвержденного Указом Губернатора Орловской области от 11 декабря 2018 г. № 800, осуществляет Администрации Губернатора и Правительства Орловской области.
В соответствии с пунктом 7.13 Положения об Администрации Губернатора и Правительства Орловской области Администрации Губернатора и Правительства Орловской области в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений осуществляет следующие полномочия: 1) проводит мероприятия, направленные на формирование у членов Правительства Орловской области, гражданских служащих органов исполнительной власти, муниципальных служащих, замещающих должности в органах местного самоуправления муниципальных образований Орловской области, нетерпимости к коррупционному поведению; 2) проводит мероприятия, направленные на профилактику коррупционных и иных правонарушений в органах исполнительной власти; 3) обеспечивает осуществление контроля за соблюдением членами Правительства Орловской области и гражданскими служащими органов исполнительной власти запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, требований законодательства Российской Федерации о контроле за расходами, а также иных антикоррупционных норм; 4) обеспечивает осуществление контроля за соблюдением лицами, замещающими должности глав местных администраций по контракту, лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства Российской Федерации о контроле за расходами.
Указом Губернатора Орловской области от 16 августа 2010 г. № 230 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области и урегулированию конфликта интересов» утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области и урегулированию конфликта интересов (далее- Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области, Положение № 230), которым определяется порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области и урегулированию конфликта интересов, образуемых в государственном органе Орловской области по управлению государственной службой (до его формирования - в органе исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, на который возложено исполнение функций этого органа), иных органах государственной власти Орловской области, государственных органах Орловской области в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» (пункт 1 Положения № 230).
Составы комиссий утверждаются правовыми актами Орловской области (пункт 7 Положения № 230).
В состав комиссий входят председатель комиссии, его заместитель, назначаемый руководителем государственного органа из числа членов комиссии, замещающих должности государственной службы в органе государственной власти, секретарь и члены комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. В случае временного отсутствия председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии. В случае временного отсутствия секретаря комиссии его обязанности исполняет один из членов комиссии по поручению председателя комиссии (пункт 8 Положения № 230).
В состав комиссии входят: а) заместитель руководителя государственного органа (председатель комиссии), руководитель подразделения, осуществляющего функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, государственного органа либо должностное лицо государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии), государственные служащие из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений государственного органа, определяемые его руководителем; б) представитель государственного органа Орловской области по управлению государственной службой (до его формирования - органа исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, на который возложено исполнение функций этого органа); в) представитель (представители) научных организаций и образовательных организаций, деятельность которых связана с государственной службой (пункт 9 Положения № 230).
В соответствии с пунктом 11 Положения № 230 лица, указанные в подпунктах "б" и "в" пункта 9 и в пункте 10 настоящего Положения, включаются в состав комиссии в установленном порядке по согласованию с государственным органом Орловской области по управлению государственной службой (до его формирования - органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, на который возложено исполнение функций этого органа).
Число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.
Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения (пункты 12, 13 Положения № 230).
Приказом Администрации Губернатора и Правительства Орловской области от 26 апреля 2019 г. № 170, с учетом приказа Администрации Губернатора и Правительства Орловской области от 06 марта 2020 г. № 124 о внесении изменений в приказ от 26 апреля 2019 г. № 170, утвержден персональный состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области, замещающих должности государственной гражданской службы Орловской области в органах исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области и урегулированию конфликта интересов.
Так, согласно приложения к приказу Администрации Губернатора и Правительства Орловской области от 26 апреля 2019 г. № 170, в редакции приказа Администрации Губернатора и Правительства Орловской области от 06 марта 2020 г. № 124 в состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области включен заместитель руководителя Администрации Губернатора и Правительства Орловской области ФИО6 (председатель комиссии), заместитель начальника главного управления- начальник отдела по организации гражданской службы и кадров главного управления государственной и гражданской службы и кадрам Администрации Губернатора и Правительства Орловской области ФИО7 (заместитель председателя комиссии), начальник отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Орловской области ФИО10 (секретарь комиссии), заместитель начальника главного правового управления Администрации губернатора и Правительства Орловской области ФИО4, руководитель Департамента внутренней политики и развития местного самоуправления Администрации Губернатора и Правительства Орловской области ФИО8, начальник управления документационного обеспечения Администрации Губернатора и Правительства Орловской области ФИО9, а также три представителя научной или образовательной организации, деятельность которого связана с государственной службой (по согласованию).
В соответствии с пунктом 15 Положения № 230 заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, недопустимо.
В соответствии с пунктом 19 Положения № 230 председатель комиссии при поступлении к нему в порядке, предусмотренном указом Губернатора Орловской области от 27 ноября 2009 г. № 377 и настоящим Положением, информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии: а)в 10-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления указанной информации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 19.1 и 19.2 настоящего Положения; б) организует ознакомление государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей в подразделение, осуществляющее функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, государственного органа либо должностному лицу государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и с результатами ее проверки; в) рассматривает ходатайства о приглашении на заседание комиссии лиц, указанных в подпункте "б" пункта 14 настоящего Положения, принимает решение об их удовлетворении (об отказе в удовлетворении) и о рассмотрении (об отказе в рассмотрении) в ходе заседания комиссии дополнительных материалов.
Заседание комиссии по рассмотрению заявлений, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта "б" пункта 17 настоящего Положения, проводится не позднее одного месяца со дня истечения срока, установленного для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 19.1 Положения № 230).
В соответствии с пунктом 26.3 Положения № 230 по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце пятом подпункта "б" пункта 17 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений: а) признать, что при исполнении государственным служащим должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует; б) признать, что при исполнении государственным служащим должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае комиссия рекомендует государственному служащему и (или) представителю нанимателя принять меры по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения; в) признать, что государственный служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует представителю нанимателя применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.
Пунктом 27 Положения № 230 также установлено, что по итогам рассмотрения вопросов, указанных в подпунктах "а", "б", "г" и "д" пункта 17 настоящего Положения, и при наличии к тому оснований комиссия может принять иное решение, чем это предусмотрено пунктами 23 - 26, 26.1 - 26.3 и 27.1 настоящего Положения. Основания и мотивы принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания комиссии.
Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают все члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании.
Решения комиссии, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 17 настоящего Положения, для руководителя государственного органа носят рекомендательный характер Пункт 31 Положения № 230).
В соответствии с пунктами 34, 35 Положения № 230 копии протокола заседания комиссии в 7-дневный срок со дня заседания направляются представителю нанимателя, полностью или в виде выписок из него - государственному служащему, а также по решению комиссии - иным заинтересованным лицам.
Представитель нанимателя обязан рассмотреть протокол заседания комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции. О рассмотрении рекомендаций комиссии и принятом решении представитель нанимателя в письменной форме уведомляет комиссию в месячный срок со дня поступления к нему протокола заседания комиссии. Решение представителя нанимателя оглашается на ближайшем заседании комиссии и принимается к сведению без обсуждения.
Судом установлено, что распоряжением Губернатора Орловской области от 02 июля 2020 г. № 97-РК начальник управления строительства, транспорта и дорожного хозяйства Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области ФИО1 назначен заместителем руководителя Департамента.
Распоряжением Губернатора Орловской области № 174-РК от 10 ноября 2020 г. ФИО1 назначен исполняющим обязанности руководителя Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
26 мая 2021 г. прокурором Орловской области в адрес Губернатора Орловской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором изложены доводы о том, что на государственную должность Орловской области- исполняющим обязанности руководителя Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ транспорта и дорожного хозяйства Орловской области назначен ФИО1
В соответствии с Положением о Департаменте строительства, ТЭК, ЖКХ транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, утвержденного Постановление Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 г. № 425 к полномочиям Департамента относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, утверждению инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разработка и реализация региональных программ в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, разработка и утверждение территориальных схем обращения с отходами, проведение конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, формирование и ведение перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Орловской области.
Супруга ФИО1 ФИО2 с 28 января 2019 г. принята на должность юрисконсульта юридического отдела ООО «УК Зеленая роща», 20 ноября 2019 г. переведена на должность ведущего юрисконсульта юридического отдела.
ООО «УК Зеленая Роща», на основании соглашения №***-Д/18 от ДД.ММ.ГГ между Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области.
На основании условий соглашения №***-Д/18 от ДД.ММ.ГГ Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ транспорта и дорожного хозяйства Орловской области осуществляет контрольно- надзорные функции в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области. Региональный оператор, на основании указанного соглашения, обязан, в том числе согласовывать с департаментом условия проведения торгов, по запросам Департамента предоставлять необходимые сведения и документы, разрабатывать по согласованию с Департаментом планы работы, осуществлять по согласованию с Департаментом иную деятельность, связанную с регулированием обращения с твердыми коммунальными отходами.
Ссылаясь на должностные инструкции юрисконсульта и ведущего юрисконсульта юридического отдела ООО «УК Зеленая Роща», в представлении об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, прокурор области указал, что в обязанности ФИО2 входило, в том числе, осуществление правовой экспертизы, участие в подготовке проектов приказов, инструкций, положений и других актов правового характера, участие в подготовке ответов от имени общества, представление интересов общества в государственных и иных органах, организациях, осуществление правовой экспертизы договоров, заключаемых в организации, правовое сопровождение, оформление и регистрация сделок.
В ходе проверки прокурором области установлено, что ФИО2, действуя от лица общества, готовит на подпись руководителю общества документы, в том числе касающиеся взаимодействия в рамках указанного соглашения с Департаментом, зачастую адресованные непосредственно ее супругу- исполняющему обязанности руководителя Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
При этом, как указано в представлении прокурора Орловской области, ФИО2 при назначении на должность руководителя Департамента обязанность проинформировать в письменной форме о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, Губернатора Орловской области в нарушение пункта 4 Порядка, утвержденного Указом Губернатора Орловской области от 05 июня 2015 г. № 321, не исполнил.
Поскольку деятельность ООО «УК Зеленая Роща» непосредственно регулируется и контролируется Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, в связи с чем, по мнению прокурора области, между исполняющим обязанности руководителя Департамента и сотрудниками общества, в том числе его супругой, существует служебная зависимость, что породило, его личную заинтересованность и лишило подчиненных сотрудников Департамента и его лично возможности объективно исполнять должностные обязанности при осуществлении деятельности с обществом. При указанных обстоятельствах ФИО2 допущено коррупционное правонарушение, влекущее увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с чем прокурор области потребовал рассмотреть представление, принять конкретные меры к устранению нарушений законодательства, провести по указанным фактам проверку, по результатам которой рассмотреть вопрос о применении мер ответственности к виновным лицам.
На основании распоряжения исполняющего обязанности Губернатора Орловской области № 40-р от 02 июня 2021 г., с учетом распоряжения Губернатора Орловской области № 43-р от 16 июня 2021 г. в связи с получением представления прокурора Орловской области от 26 мая 2021 г., Администрации Губернатора и Правительства Орловской области поручено обеспечить проведение проверки и представить письменный доклад Губернатору Орловской области по результатам проведения проверки в отношении руководителя Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области ФИО1
ДД.ММ.ГГ ФИО1 уведомлен о начале проверки соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов по факту личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей (осуществлении полномочий) в отношении ООО «УК Зеленая Роща».
По результатам проведенной в соответствии с Положением №*** проверкой соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов государственного гражданского служащего Орловской области, на основании представленных Департаментом и ООО «УК Зеленая Роща» материалов, в том числе должностных регламентов начальника управления строительства, транспорта и дорожного хозяйства Департамента, заместителя руководителя Департамента, должностной инструкций ведущего юрисконсульта юридического отдела общества, копий ответов ООО «УК Зеленая Роща» в адрес руководителя Департамента, исполнителем которых указана ФИО2, содержащих сведения информационного характера о деятельности общества, пояснений самого государственного гражданского служащего Орловской области ФИО1, исполняющим обязанности руководителя Администрации Губернатора и Правительства Орловской области ФИО6 подготовлен доклад от ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ указанный доклад представлен Губернатору Орловской области.
ДД.ММ.ГГ материалы проверки соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов в отношении ФИО1 поступили в адрес председателя комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области для рассмотрения материалов проверки на заседании комиссии.
Дата рассмотрения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области материалов проверки в отношении ФИО1 председателем комиссии ФИО6 определена на ДД.ММ.ГГ, в связи с чем ДД.ММ.ГГ направлены уведомления членам комиссии Е.В.Л., З.Е.А., С.С.П., Г.Р.М., доценту кафедры муниципального и экологического права ФГБОУ ВО «ФИО14 государственный университет им. И.С. Тургенева» О.В.И., доценту кафедры уголовного процесса и прокурорского надзора ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева» РЕ.В. и государственному гражданскому служащему Орловской области ФИО1
Определенный приказом Администрации Губернатора и Правительства Орловской области от 26 апреля 2019 г. № 170 секретарь комиссии ФИО10 на основании приказа администрации Губернатора и Правительства Орловской области № 47-к от 03 февраля 2021 г. освобожден от замещаемой должности начальника отдела по профилактике коррупционных и иных нарушений Администрации Губернатора и Правительства Орловской области 11 февраля 2021 г.
На момент поступления в комиссию материалов проверки в отношении ФИО1 должность начальника отдела по профилактике коррупционных и иных нарушений Администрации Губернатора и Правительства Орловской области была вакантна, исполнение обязанностей начальника указанного отдела на государственных гражданских служащих Орловской области не возлагалось.
ДД.ММ.ГГ председателем комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области утверждена повестка дня заседания комиссии.
ДД.ММ.ГГ под председательством руководителя Администрации Губернатора и Правительства Орловской области ФИО6, с участием заместителя председателя комиссии ФИО7, членов комиссии ФИО8, ФИО4, назначенного секретарем комиссии, ФИО9, ФИО11, ФИО12 состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области одним из вопросов рассмотрения которой явились материалы проверки соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов в отношении государственного гражданского служащего Орловской области ФИО1 по факту его личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей в отношении ООО «УК Зеленая Роща».
По результатам рассмотрения данного вопроса комиссией установлено, что ФИО1, являясь государственным гражданским служащим Орловской области (заместителем руководителя Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области) исполнял обязанности руководителя Департамента. Должность исполняющего обязанности руководителя Департамента, в соответствии с Уставом Орловской области, Указом Губернатора Орловской области от 28 сентября 2018 г. № 611 «Об утверждении перечня членов Правительства Орловской области» не является государственной должностью Орловской области. Таким образом, ФИО1 вопреки доводам представления прокурора Орловской области, не замещал государственную должность Орловской области- руководителя Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
Исходя из положений соглашения №***-Д/18 от ДД.ММ.ГГ между Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором ООО «УК Зеленая Роща», должностных регламентов государственного гражданского служащего Орловской области, должностной инструкции его супруги и содержания фактически исполняемых обязанностей, комиссией установлено, что ФИО1 и его супруга ФИО2 не находятся в непосредственном подчинении друг у друга, не обладают властно- распорядительными или контрольно- надзорными полномочиями в отношении друг друга. ФИО1 не может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих служебных обязанностей, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» свидетельствует об отсутствии возможности возникновения конфликта интересов.
В связи с чем комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области единогласно принято решение признать, что при исполнении ФИО1 замещавшим должность государственной гражданской службы Орловской области при осуществлении деятельности с ООО «УК Зеленая Роща» отсутствовал конфликт интересов, рекомендовано представителю нанимателя мер юридической ответственности к ФИО1 не применять.
ДД.ММ.ГГ выписка из протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области от ДД.ММ.ГГ направлена Губернатору Орловской области.
ДД.ММ.ГГ Губернатор Орловской области прокурору Орловской области дан ответ о принятии решения не применять к руководителю Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области ФИО1 мер юридической ответственности с учетом рекомендаций комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области.
На основании изложенного, принимая во внимание требования Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Орловской области, и государственными гражданскими служащими Орловской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Орловской области требований к служебному поведению, утвержденного Указом губернатора Орловской области от 27 ноября 2009 г. № 377, Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области и урегулированию конфликта интересов, утвержденное Указом Губернатора Орловской области от 16 августа 2010 г. № 230, с учетом требований Федерального закона «О противодействии коррупции», суд приходит к выводу, что заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области от 12 августа 2021 г. проведено при соблюдении вышеприведенных норм законодательства, решение комиссии соответствует указанным требованиям нормативных актов, основано на полном анализе представленных материалов проверки соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и правильно установленных фактических обстоятельств.
Помимо этого, суд считает необходимым отметить, что оспариваемое решение комиссии носит рекомендательный характер, не является обязательным для представителя нанимателя государственного гражданского служащего Орловской области.
Довод представителя административного истца о нарушении законодательства при формировании состава комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области ввиду не соблюдения требований по формированию комиссии, предусмотренных Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, суд также не принимает во внимание в связи со следующим.
Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов утверждено Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 г. № 821 (далее- Положение № 821).
В соответствии с пунктом 1 Положения № 821 настоящим Положением определяется порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в федеральных органах исполнительной власти, иных государственных органах в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с пунктом 7 Положения № 821 комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа. Указанным актом утверждаются состав комиссии и порядок ее работы.
В состав комиссии входят председатель комиссии, его заместитель, назначаемый руководителем государственного органа из числа членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, секретарь и члены комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.
Согласно подпункту а) пункта 8 Положения № 821 в состав комиссии входят заместитель руководителя государственного органа (председатель комиссии), руководитель подразделения кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностное лицо кадровой службы государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии), государственные служащие из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений государственного органа, определяемые его руководителем.
Полагая, что поскольку в состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области при рассмотрении материалов проверки соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов государственного гражданского служащего Орловской области ФИО1 не входил секретарь комиссии- начальник отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Орловской области, в связи с освобождением ФИО10 от замещаемой должности, исполнение обязанностей начальника этого отдела на государственных гражданских служащих Орловской области не были возложены и не был актуализирован состава комиссии, административный истец считает оспариваемое решение принятым неправомерным составом, что привело к неправильному истолкованию административным ответчиком положений Федерального закона «О государственной гражданской службе» и Федерального закона «О противодействии коррупции».
Вместе с тем, данные доводы административного истца суд считает неправомерными, соглашаясь с позицией представителей административного ответчика, поскольку Положением № 821 определяется порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению именно федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в федеральных органах исполнительной власти, иных государственных органах.
А в соответствии с пунктом 8 Указа Президента РФ от 01 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» для органов государственной власти субъектов Российской Федерации настоящий Указом имеет рекомендательное значение при разработке положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (муниципальных служащих) и урегулированию конфликта интересов.
Изложенный в административном иске довод административного ответчика о том, что решением комиссии по противодействию коррупции ООО «УК Зеленая Роща» установлен факт наличия личной заинтересованности работника ФИО2, которая могла привести к конфликту интересов между ведущим юрисконсультом ООО «УК Зеленая Роща» и исполняющим обязанности руководителя Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области ФИО1 на момент проведения прокуратурой проверки, а также непринятие ФИО2 мер по уведомлению работодателя о возможности возникновения конфликта интересов между указанными лицами, также не влияет на выводы суда, поскольку является не имеющим правового значения для решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области при рассмотрении материалов проверки соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов в отношении государственного гражданского служащего Орловской области ФИО1
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, как указано выше, состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области, порядок проведения заседания комиссии и принятое на нем решение в отношении государственного гражданского служащего Орловской области ФИО1 соответствуют действующим нормам, правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Орловской области к администрации губернатора и Правительства Орловской области, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области, замещающих должности государственной гражданской службы Орловской области в органах исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, и урегулированию конфликта интересов о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГ в части в отношении ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 10 декабря 2021 г.
Председательствующий Т.Н.Горбачева