ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-308/2017 от 18.01.2017 Артемовского городского суда (Приморский край)

№ 2а-308/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 января 2017 года г.Артем Приморского края.

Артемовский городской суд Приморского края в составе: судьи А.Н.Харченко,

при секретаре С.В.Михайловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Ибрагимовой Л.Р. к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности и взыскании судебных расходов,

установил:

Ибрагимова Л.Р. обратилась в суд с административным иском, указав о публикации ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Артемовского городского округа, и в газете «Выбор» информации о приеме от населения заявлений на право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Ибрагимовой Л.Р. на основании указанных публикаций подано заявление Главе Артемовского городского округа о предоставлении данного земельного участка для индивидуального жилищного строительства на праве аренды сроком на 5 лет, на которое административным истцом ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, содержащий сведения о поступлении в орган местного самоуправления в отношении испрашиваемого земельного участка более одного заявления, в связи с чем, земельный участок возможно предоставить только посредством проведения аукциона (торгов) по продаже права аренды указанного земельного участка. Кроме того, в ответе указано, что информация о проводимых администрацией Артемовского городского округа аукционах (торгах) публикуется в городской газете «Выбор» и на официальном сайте Артемовского городского округа (http://www.artemokrug.ru). С ДД.ММ.ГГГГ – с даты опубликования информации о приеме от населения заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, и до ДД.ММ.ГГГГ – даты вступления в силу Закона Приморского края № 497-КЗ, какая-либо информация о проведении аукциона (торгов) в отношении испрашиваемого земельного участка в газете «Выбор), а также на официальном сайте Артемовского городского округа не появилась.

В соответствии с Законом Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ обязанность по проведению аукциона на право заключения аренды земельного участка возложена на Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.

ДД.ММ.ГГГГ через многофункциональный центр представителем административного истца направлено в Департамент заявление о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> под индивидуальное жилищное строительство. До настоящего времени ответ о принятии решения о проведении аукциона не получен, в связи с чем, истец полагает о бездействии департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с ДД.ММ.ГГГГ.

По изложенному Ибрагимова Л.Р. просит признать незаконным бездействие Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по непринятию решения по заявлению Ибрагимовой Л.Р. о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка под индивидуальное жилищное строительство площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и его не опубликованию на официальном сайте Администрации Приморского края http://primorsky.ru и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети Интернет www.torgi.gov.ru; обязать департамент земельных и имущественных отношений Приморского края принять решение по заявлению Ибрагимовой Л.Р. о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка под индивидуальное жилищное строительство площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и опубликовать его на официальном сайте Администрации Приморского края http://primorsky.ru и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети Интернет www.torgi.gov.ru в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу, а также взыскать с департамента земельных и имущественных отношений ПК в пользу Ибрагимовой Л.Р. государственную пошлину за подачу настоящего иска в размере 300 рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей.

В судебном заседании административный истец Ибрагимова Л.Р. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента, а также письменные возражения с просьбой об отказе в удовлетворении требований, поскольку права и законные интересы Ибрагимовой Л.Р. не нарушены, бездействие со стороны департамента отсутствует.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа приведенных положений следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

При этом, в соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушения оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи (законности вынесенного решения), - на орган, принявший оспариваемое решение.

Из материалов дела следует, что на официальном сайте Артемовского городского округа и городской газете «Выбор» ДД.ММ.ГГГГ размещена информация о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков на территории Артемовского городского округа, в том числе земельного участка по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м для индивидуального жилищного строительства, с поправкой об уточнении площади земельных участков при выполнении кадастровых работ.

Ибрагимова Л.Р. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Артемовского городского округа с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на пять лет для индивидуального жилищного строительства указанного земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя начальником управления архитектуры и градостроительства Артемовского городского округа направлен ответ о поступлении в администрацию Артемовского городского округа более одного заявления о предоставлении данного земельного участка, в связи с чем, предоставление испрашиваемого земельного участка возможно только посредством проведения аукциона по продаже прав аренды земельного участка.

В соответствии с Законом Приморского края от 18.11.2014 года № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края», постановлением администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края» полномочия органов местного самоуправления Артемовского городского округа по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, бесплатно предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям для индивидуального жилищного строительства, земельных участков, предоставляемых для строительства объектов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования), в том числе по обеспечению подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; предоставлению земельных участков на торгах и без проведения торгов возложены на департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.

При этом, на орган местного самоуправления Артемовского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность обеспечить передачу уполномоченному органу исполнительной власти Приморского края следующих документов: заявления юридических и физических лиц по вопросам управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, решения по которым не приняты; решения по заявлениям юридических и физических лиц по вопросам управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, договоры по которым не заключены; действующие договоры аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, заключенные до ДД.ММ.ГГГГ; электронные базы данных учета арендной платы за землю.

Однако, сведений о формировании испрашиваемого земельного участка и проведении кадастровых работ материалы дела не содержат.

Кроме того, в соответствии с п.2.4 Административного регламента департамента земельных и имущественных отношений Приморского края предоставления государственной услуги «Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в собственности и (или) в ведении Приморского края, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности и (или) введении Приморского края», утвержденного Приказом департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20.03.2015 года № 84, срок предоставления государственной услуги: для принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в собственности и (или) ведении Приморского края, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности и (или) ведении Приморского края - не более чем два месяца со дня поступления заявления о проведении аукциона.

Из материалов дела следует, что на поданное ДД.ММ.ГГГГ через Многофункциональный центр в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края заявление Ибрагимовой Л.Р. о проведении аукциона на право заключения договора аренды на земельный участок по адресу <адрес>, департаментом рассмотрено и заявителю направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ в установленные законом сроки, которым, испрашиваемый земельный участок согласно карте зон с особыми условиями использования территории Артемовского городского округа расположен в границах подработанных территорий, шахтных полях, провести горно-геологическое обоснование его застройки не представляется возможным; заявителю предложено организовать исследование земельного участка.

Правила землепользования и застройки муниципального образования Артемовский городской округ утверждены решением Думы Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, разработаны на основе Генерального плана Артемовского городского округа и являются результатом градостроительного зонирования территории Артемовского городского округа - разделения на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.

Статьей 1 Правил землепользования предусмотрено, что градостроительное зонирование представляет собой зонирование территории Артемовского городского округа в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Территориальные зоны - зоны, для которых в Правилах застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В части 1 статьи 23 Правил землепользования установлено, что ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, находящихся в границах зон с особыми условиями использования территории, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Приморского края и нормативными правовыми актами Артемовского городского округа.

В настоящих Правилах застройки отображены зоны с особыми условиями использования территории, а именно: санитарно-защитные зоны - для промышленных объектов и производств; водоохранные зоны - для водных объектов; санитарные разрывы - полосы озеленения вдоль автодорог и улиц; шумовая зона - зоны от подстанций, аэропорта; подработанные территории, шахтные поля (ч.2).

Частью 2.1 статьи 23 Правил определено, что для строительства на территориях, попадающих в зоны с особыми условиями использования, необходимо получить заключение в соответствующих органах и организациях.

Между тем, до настоящего времени в Департамент не представлено заключение уполномоченного органа или организации о возможном возведении индивидуального жилого дома на испрашиваемом земельном участке, материалы дела такового также не содержат.

Таким образом, содержание ответа департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ исх. соответствует нормативным правовым актам регулирующим спорные отношения в рамках возложенных полномочий, и исключает возможность формирования испрашиваемого земельного участка до получения горно-геологического обоснования его застройки.

В соответствии с п. 3.3 Административного регламента департамента земельных и имущественных отношений Приморского края предоставления государственной услуги «Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в собственности и (или) в ведении Приморского края, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности и (или) введении Приморского края», при рассмотрении заявления и документов проверяется, в том числе, возможность предоставления земельного участка для испрашиваемых целей, а получение экспертного заключения является необходимым основанием, подтверждающим возможность строительства в границах испрашиваемого административным истцом земельного участка.

С учетом установленного, отсутствуют основания для признания незаконным бездействия административного ответчика и нарушении прав административного истца на заключение договора аренды. При этом, решение об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности и (или) ведении Приморского края административным ответчиком не принято.

Поскольку разрешение заявления Ибрагимовой Л.Р. о проведении аукциона на право заключения договора аренды без заключения уполномоченной экспертной организации о возможности строительства на территориях, попадающих в зоны с особыми условиями использования – невозможно. Следовательно, отсутствуют основания для признания незаконным бездействия и удовлетворения требований Ибрагимовой Л.Р. о понуждении органа исполнительной власти к принятию решения, минуя установленные правовыми актами процедуры.

В связи с отказом в удовлетворении основных требований, отсутствуют основания для компенсации судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 178-180,227,228 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования Ибрагимовой Л.Р. к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности и взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Артемовский городской суд Приморского края.

Судья: А.Н. Харченко