дело №2а-3090/2023
26RS0002-01-2023-004424-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 сентября 2023 года г. Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Романенко Ю.С.
при секретаре Поповой С.А.,
с участием
представителя административного истца – старшего помощника прокурора Ленинского района г.Ставрополя Лаптевой Е.В.,
представителя административного ответчика администрации Ленинского района г. Ставрополя – Боровковой О.В., действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя – Семеновой Р.И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Ставрополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Ленинского района г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, комитету городского хозяйства администрации г. Ставрополя, администрации г. Ставрополя, с участием заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, комитета градостроительства администрации г.Ставрополя, о признании незаконным бездействия,
установил:
прокурор Ленинского района г.Ставрополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, впоследствии с уточненным в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), к администрации Ленинского района г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, комитету городского хозяйства администрации г. Ставрополя, администрации г. Ставрополя, с участием заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, комитета градостроительства администрации г.Ставрополя, о признании незаконным бездействия.
В обоснование заявленных требований в административном иске указано, что прокуратурой района проведен анализ исполнения органами местного самоуправления законодательства при ремонте, содержания автомобильных дорог, входе которой выявлены нарушения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допущенные должностными лицами. Проверкой установлено, что автомобильные дороги по улицам: Литвиненко, Мартыненко в г. Ставрополе в Перечень № 1908 не входят, сведения о собственнике вышеуказанных автомобильных дорог отсутствуют. Кроме того, вышеуказанные автомобильные дороги на балансе администрации г. Ставрополя не состоят, денежные средства на их реконструкцию не выделялись, меры по регистрации права собственности указанного недвижимого имущества не приняты до настоящего времени. По результатам проверки 20.06.2023 в адрес администрации внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено, однако действенных мер к их устранению не принято. На основании изложенного, просит суд: признать незаконным бездействие администрации Ленинского района г. Ставрополя по непроведению мероприятий по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам: <номер обезличен>; обязать администрацию г. Ставрополя в течении 6 месяцев после выступления в законную силу решения суда выделить денежные средства на проведение мероприятий по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам: <номер обезличен>; обязать администрацию Ленинского района г. Ставрополя провести мероприятия по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам: <номер обезличен> и передать в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя в течении 18 месяцев после вступления в законную силу решения суда поставить на кадастровый учет в органах Федеральной регистрационной службы (Росреестра) объекты недвижимости - автомобильные дороги по улицам: <номер обезличен> и зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги, по улицам: <номер обезличен>
Представитель административного истца - старший помощник прокурора Ленинского района г. Ставрополя Лаптева Е.В., в судебном заседании требования уточненного административного искового заявления поддержала, просила суд удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Ленинского района г. Ставрополя – Боровкова О.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения уточненных исковых требований по доводам изложенным в возражениях, в которых указано, что в соответствии с данными информационной системы публичной кадастровой карты земельный участок площадью 65533 кв.м. (в том числе площадь земельного участка по <номер обезличен> составляет 7362 кв.м.) с кадастровым номером: <номер обезличен> вид разрешенного использования «для проектирования и строительства комплекса многоэтажных жилых домов и объектов социальной инфраструктуры» расположен по улице <номер обезличен> в <номер обезличен> был передан в собственность «Жилищно-строительное некоммерческое партнерство «Патриот», о чем в Едином государственном реестре недвижимости имелась регистрационная запись от 07.08.2009 № <номер обезличен>. По информации комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, 15.05.2019 подано исковое заявление в Ленинский районный суд города Ставрополя о признании права собственности муниципального образования города Ставрополя на указанный земельный участок. Администрацией района в ходе судебных заседаний было заявлено ходатайство о предоставлении решения Ленинского районного суда города Ставрополя. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15.08.2023 № КУВИ-<номер обезличен> собственником земельного участка расположенного по <номер обезличен> с кадастровым номером: <номер обезличен> общей площадью 65533 кв.м. является муниципальное образование города Ставрополя, о чем свидетельствует регистрационная запись в Едином государственном реестре недвижимости от 15.10.2019 № <номер обезличен>. Автомобильные дороги, расположенные на указанном земельном участке как объект недвижимости не выделены. Постановка на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества — это право, а не обязанность муниципалитета. Такой вывод подтверждается судебной практикой (определение Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24.02.2015 по делу № 33— 1566/2015). В адрес органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края было направлено письмо министерства имущественных отношений Ставропольского края от 16.03.2021 № 4480/04 о предоставлении информации о наличии на территории муниципального образования безхозяйных вещей (автомобильных дорог). В рамках своих полномочий администрацией Ленинского района города Ставрополя была проведена работа по выявлению безхозяйных автомобильных дорог. В адрес комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя и комитета по управлению муниципальным имуществом были направлены письма для дальнейшей работы в части касающихся полномочий. В настоящее время администрацией района ведется работа по данному вопросу в рамках своих полномочий, наделенных в 2023 году. Кроме того, для сбора и подготовки технической документации автомобильных дорог необходимо выделение автомобильных дорог как линейных объектов недвижимого имущества и указанной выше документации, для подготовки локального сметного расчета по данному вопросу. На основании изложенного, администрация района считает, требование прокуратуры Ленинского района г. Ставрополя в части «признания незаконным бездействие администрации Ленинского района города Ставрополя по непроведению мероприятий по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам: <номер обезличен> не обоснованными и не законными. Полный текст письменных возражений приобщен к материалам дела.
Представитель административного ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя – Семенова Р.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненного административного искового заявления, просила суд отказать в полном объеме, поясняя, что комитет не допустил какого-либо бездействия.
Представитель административного ответчика Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей не явки суду не представил. Ранее представил возражения, в которых указано, что комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя не допустил какого-либо бездействия, поскольку в соответствии с действующим законодательством на него не возлагались обязательства, связанных с проведением мероприятий по осуществлению государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги и постановке их на кадастровый учет в органах Федеральной регистрационной службы; к его обязанностям относятся только сбор и оформление технической документации на вновь построенные и реконструированные автомобильные дороги общего пользования местного значения города Ставрополя. Указанные в исковом заявлении дороги к данной категории не относятся. При изложенных обстоятельствах в действиях Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя вины не имеется, а обязанности по проведению мероприятий для осуществлению государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги и постановке их на кадастровый учет в органах Федеральной регистрационной службы возложены на другие лица. Полный текст письменных возражений приобщен к материалам дела.
Представитель административного ответчика Администрации г.Ставрополя, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей не явки суду не представил.
Представитель заинтересованного лица комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей не явки суду не представил.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее представил возражения, в которых просил суд вынести решение в соответствии с действующим законодательством. Полный текст письменных возражений приобщен к материалам дела.
Суд, согласно ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение суда по административному делу должно быть законным и обоснованным.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» применительно к аналогичным положениям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 194) разъяснил, что решение является законным лишь в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2); решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
- соблюдены ли сроки обращения в суд;
- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
г) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность по устранению нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению либо препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
К бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия. Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).
Положениями ч.1 ст. 39 КАС РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, в указанной норме процессуального права приведен исчерпывающий перечень субъектов, в интересах которых прокурор может подать заявление в суд.
В первую группу входят граждане, во вторую - субъекты, образующие неопределенный круг лиц, в третью - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Из положений п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Таким образом, во взаимосвязи вышеуказанных положений, в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.
В данном случае под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества не требуется, поскольку предполагается осуществление защиты нарушенных прав не конкретного лица, а неперсонифицированного круга лиц, характеризуемого количественной неопределенностью и защищаемой и как публичный (общественный) интерес и как частноправовой.
В силу вышеизложенного, права, предоставленные прокурору, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты безгласного интереса.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ст. 1, 4, 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.
Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка, согласно которой установлено, что автомобильные дороги по улицам: <номер обезличен> в г. Ставрополе в Перечень 1908 не входят, сведения о собственнике вышеуказанных автомобильных дорог отсутствуют.
Кроме того в ходе проведенной прокуратурой района проверки, установлено, что вышеуказанные автомобильные дороги на балансе администрации г. Ставрополя не состоят, денежные средства на их реконструкцию не выделялись, меры по регистрации права собственности указанного недвижимого имущества не приняты до настоящего времени.
По результатам проверки 20.06.2023 в адрес администрации внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено, однако действенных мер к их устранению не принято
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципального образования могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов городского округа, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст. ст. 3, 13, 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Аналогичные положения содержит п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.10.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В силу ч.2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
С учетом положений ст. 34 и 37 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Исходя из изложенных норм права, бремя финансирования всех мероприятий по содержанию дорожной деятельности, в отношении автомобильных дорог местного значения городского округа «город Ставрополь», а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено на муниципальное образование и осуществляется за счет принимаемого с этой целью бюджета города.
В соответствии с Уставом г. Ставрополя, принятого решением Ставропольской городской Думы от 11.05.2016 №847 администрация г.Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом городского округа, к полномочиям которой относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В силу п. 5 ст. 8 Устава г. Ставрополя, принятого решением Ставропольской городской Думы от 11.05.2016 №847 к вопросам местного значения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, администрация г. Ставрополя является главным распорядителем средств местного бюджета и в ее компетенцию входит выделение средств на проведение мероприятий по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя.
Частью 10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» определено, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При этом, согласно ст.51 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому в раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
В силу положений п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильная дорога относится к линейным объектам - сооружениям.
В связи с этим кадастровый учет автомобильных дорог, построенных и введенных в эксплуатацию как объект недвижимости - сооружение, осуществляется в порядке постановки на учет сооружений.
Такой порядок учета установлен Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч. 7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Исходя из системного анализа вышеприведенных положений, суд приходит к выводу о том, что постановка на кадастровый учет автомобильных дорог является обязанностью органов местного самоуправления муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального округа.
Согласно ст. ст. 1, 2, 4, 5, 6, Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения.
Согласно ст. 3.3.17 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, утвержденного Решением Ставропольской городской Думы от 25.02.2015 № 612, (далее - Положение о комитете по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя), комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обеспечивает государственную регистрацию и совершает все необходимые действия, связанные с государственной регистрацией права муниципальной собственности и иных вещных прав, а также возникновения (прекращения), установления ограничений (обременений), прекращения ограничений (обременений) и иных прав на муниципальное недвижимое имущество.
Таким образом, суд приходит к выводу, что комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обеспечивает государственную регистрацию и совершает все необходимые действия, связанные с государственной регистрацией права муниципальной собственности и иных вещных прав.
Пунктом 1.4 Приложения 1 к постановлению администрации города Ставрополя от 15.05.2015 № 890 «Положение об администрации Ленинского района города Ставрополя» установлено, что финансирование расходов на содержание администрации района осуществляется за счет субвенций из бюджета Ставропольского края и средств бюджета города Ставрополя.
В соответствии с п. 3.3.24 Приложения 1 к постановлению администрации города Ставрополя от 15.05.2015 № 890 «Положение об администрации Ленинского района города Ставрополя» к полномочиям администрации Ленинского района г. Ставрополя относится осуществление деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Ленинского района города Ставрополя.
Согласно п.п 1 п.4 Постановления администрации г. Ставрополя от 08.09.2022 №1908 «О Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ставрополя» (далее- Перечень № 1908) администрация Ленинского района города Ставрополя обязана проводить мероприятия по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные на территории города Ставрополя, не включенные в Перечень дорог (бесхозяйные).
Таким образом, администрация Ленинского района г. Ставрополя обязана проводить мероприятия по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные на территории города Ставрополя, не включенные в Перечень дорог (бесхозяйные).
Поскольку судом установлено, что сбор и оформление технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные на территории города Ставрополя, не включенные в Перечень дорог (бесхозяйные), возложена на администрацию Ленинского района г. Ставрополя, то Комитет городского хозяйства администрации г.Ставрополя является ненадлежащим ответчиком
Судом установлено, что администрацией Ленинского района г. Ставрополя до настоящего времени не устранены допущенные нарушения содержания автомобильной дороги в части по не проведению мероприятий по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам: <номер обезличен>.
В соответствии со ст. 9, 139, 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством.
Отсутствие или недостаточность финансовых средств не является основанием для неисполнения действующего законодательства в области дорожной деятельности, так как установленные законом требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья граждан.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что требования о признании бездействия администрации Ленинского района г. Ставрополя подлежат удовлетворению, поскольку до настоящего времени администрацией Ленинского района г.Ставрополя, не проведены мероприятия по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам: <номер обезличен>
Поскольку исковые требования прокурора Ленинского района г. Ставрополя удовлетворены в части бездействия администрации Ленинского района г. Ставрополя по не проведению мероприятий по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам: <номер обезличен>, то суд считает необходимым возложить обязанность на администрацию г. Ставрополя в течении 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда выделить денежные средства на проведение мероприятий по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам: <номер обезличен>
Таким образом, суд считает необходимым для устранения нарушения действующего законодательства возложить обязанность на администрацию Ленинского района г.Ставрополя провести мероприятия по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам: <номер обезличен> и передать в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В связи с тем, что комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обеспечивает государственную регистрацию и совершает все необходимые действия, связанные с государственной регистрацией права муниципальной собственности и иных вещных прав, суд считает необходимым возложить обязанность на комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в течении 18 месяцев после вступления в законную силу решения суда поставить на кадастровый учет в органах Федеральной регистрационной службы (Росреестра) объекты недвижимости - автомобильные дороги по улицам: <номер обезличен> и зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги, по улицам: <номер обезличен>.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Ленинского района г. Ставрополя, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ленинского района г.Ставрополя по не проведению мероприятий по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам: <номер обезличен>
Обязать администрацию г. Ставрополя в течении 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда выделить денежные средства на проведение мероприятий по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам: <номер обезличен>
Обязать администрацию Ленинского района г. Ставрополя провести мероприятия по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам: <номер обезличен> и передать в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя в течении 18 месяцев после вступления в законную силу решения суда поставить на кадастровый учет в органах Федеральной регистрационной службы (Росреестра) объекты недвижимости - автомобильные дороги по улицам: <номер обезличен> и зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги, по улицам: <номер обезличен>
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 11.09.2023 года.
Судья Ю.С. Романенко