ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3091/19 от 24.10.2019 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-3091/19

64RS0044-01-2019-003741-27

Решение

Именем Российской Федерации

24 октября 2019 года г.Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Московских Н.Г.,

при секретаре Зенковой И.А.,

с участием представителя административного истца Фроловой К.А.,

заинтересованного лица Брусенского В.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Саратовское речное транспортное предприятие» к Государственной инспекции труда в Саратовской области об оспаривании предписания должностного лица,

установил:

акционерное общество «Саратовское речное транспортное предприятие» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Саратовской области о признании незаконным и отмене предписания <№> от 30 августа 2019 года.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что на основании распоряжения от 08 августа 2019 года <№> Государственной инспекцией труда в Саратовской области в целях осуществления государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассмотрения письменного обращения Брусенского В.Ф. 30 августа 2019 года была проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО «Саратовское речное транспортное предприятие».

В ходе проверки было выявлено нарушение п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 16 мая 2003 года № 133, выразившееся в том, что для работника Брусенского В.Ф. установлена работа в одну смену.

АО «Порт» ознакомившись с предписанием от 30 августа 2019 года, выданного на основании акта проверки <№> от 30 августа 2019 года, считает его незаконным, принятым с нарушением действующего законодательства и подлежащим отмене по следующим обстоятельствам.

В соответствии с пунктом 3 Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденного Приказом Минтранса России от 01 ноября 2002 года № 138, на судах с главной дизель-электрической установкой в минимальный состав вводятся два электромеханика на пассажирских судах и один электромеханик - на судах другого типа. К такому типу судна относится д/э «Шлюзовой - 26», на котором работает Брусенский В.Ф. Поэтому в штатное расписание д/э «Шлюзовой - 26» была введена одна единица специалиста по ремонту и обслуживанию электрооборудования - помощник механика по электрооборудованию.

Согласно п. 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденного Приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. № 133 (далее - Положение), работники плавсостава, для которых по условиям их труда невозможно установить графики несения вахт или расписания выполнения работ (боцманы, помощники механиков по электрооборудованию, начальники радиостанций, радиооператоры, повара и другие), выполняют свои обязанности в пределах установленной пунктом 6 настоящего Положения продолжительности ежедневной работы. Помощник механика по электрооборудованию постоянную непрерывную вахту не несет.

Пунктом 6 Положения нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава составляет 8 часов с понедельника по пятницу с двумя выходными днями в субботу и воскресенье и не может превышать 40 часов в неделю. Когда по условиям работы в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год (ст. 104 Трудового кодекса РФ). Коллективным договором общества установлен учетный период равный одному году.

В связи с особенностями работы флота, осуществляющего работу непрерывно и круглосуточно в течение навигационного периода, предоставление выходных в субботу и воскресенье помощникам механика по электрооборудованию невозможно. За работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха (отгулы). Таким образом, считают, что в акте проверки <№> от 30 августа 2019 года, на основании которого вынесено предписание, помощник механика по электрооборудованию Брусенский В.Ф. ошибочно отнесен к бригадному методу работы. Так как у помощника механика по электрооборудованию согласно штатному расписанию отсутствует сменщик, установление для него работы в две или три смены не представляется возможным.

Представитель административного истца Фролова К.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Брусенский В.Ф. возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Выслушав представителя административного истца, заинтересованное лицо, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу статьи 352 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. К основным способам защиты трудовых прав и свобод отнесен государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Таким образом, работнику предоставлено право выбора способа защиты нарушенных трудовых прав, в том числе, посредством обращения в государственную инспекцию труда.

Статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень полномочий федеральной инспекции труда, к которым отнесены, в частности, осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведение приема и рассмотрение жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй и пятнадцатый).

В соответствии с абзацем шестым части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Согласно части второй статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Исходя из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.

При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника.

Как следует из материалов дела, Брусенский В.Ф. обратился с заявлением к руководителю Государственной инспекции труда в Саратовской области о нарушении его прав работодателем АО «Саратовское речное транспортное предприятие».

08 августа 2019 года и.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда заместителем главного государственного инспектора труда в Саратовской области по правовым вопросам Аношкиной Е.В. было вынесено распоряжение о проведении в отношении АО «Саратовское речное транспортное предприятие» проверки по соблюдению требований трудового законодательства.

По результатам проведения данной проверки был составлен акт от 30 августа 2019 года, в котором отражены допущенные АО «Саратовское речное транспортное предприятие» нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а 30 августа 2019 года вынесено оспариваемое предписание.

Согласно предписанию предписания <№> от 30 августа 2019 года, Государственная инспекция труда в Саратовской области обязывает в соответствии с п.9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 16 мая 2003 года №133 режим рабочего времени и отдыха Брусенского В.Ф. привести в соответствии с п.9 вышеназванного Положения.

В соответствии со статьей 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными данным Кодексом.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 мая 2003 г. N 133 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта (далее - Положение). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 сентября 2003 г. N 5036 и опубликован в "Российской газете", N 181, 11 сентября 2003 г.

Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа судна - работников командного состава судна (за исключением врача) и судовой команды (далее - работники плавсостава), заключивших трудовой договор с работодателем (пункт 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 28 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации трудовые отношения членов экипажа судна и судовладельца регулируются законодательством Российской Федерации о труде, данным Кодексом, уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, а также уставом о дисциплине, утвержденным Правительством Российской Федерации, отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами (соглашениями) и трудовыми договорами (контрактами).

Статьей 104 ТК РФ установлено, что, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха для плавсостава установлены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта утвержденного Приказом Минтранса РФ от 16 мая 2003 года N 133.

Для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени (пункт 7 Положения).

Порядок введения суммированного учета рабочего времени и продолжительность учетного периода (месяц, квартал, год) устанавливаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленных для данной категории работников.

В силу п. 8 Положения время начала и окончания ежедневной работы работников плавсостава определяется графиками несения вахт или расписаниями выполнения работ, составляемыми в установленном порядке и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном судна. Работники плавсостава, для которых по условиям их труда невозможно установить такие графики несения вахт или расписания выполнения работ (боцманы, помощники механиков по электрооборудованию, начальники радиостанций, радиооператоры, повара и другие), выполняют свои обязанности в пределах установленной пунктом 6 настоящего Положения продолжительности ежедневной работы.

Из исследованных в судебном заседании материалов дела следует, что в штатное расписание д/э «Шлюзовой -26» ведена одна единица специалиста по ремонту и обслуживанию электрооборудования – помощник механика по электрооборудованию. В период с 2015 года по 2019 год Брусенский В.Ф. работал в выходные дни.

С учетом п.8 Положения и наличием одной единицы специалиста по ремонту и обслуживанию электрооборудования – помощника механика по электрооборудованию, в рассматриваемом случае работодателем продолжительность ежедневной работы Брусенскому В.Ф. установлена в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.

В соответствии с п. 6 Положения, нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не может превышать 40 часов в неделю. Нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) для работников плавсостава составляет 8 часов с понедельника по пятницу с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

С учетом изложенного, суд находит несостоятельными выводы Государственной инспекции труда в Саратовской области о нарушении в рассматриваемом случает п.9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта утвержденного Приказом Минтранса РФ от 16 мая 2003 года N 133.

В соответствии с п. 19 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта утвержденного Приказом Минтранса РФ от 16 мая 2003 года N 133, работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.

Возможность привлечения работников к работе в выходные дни с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации с последующей компенсацией по желанию работника другим днем отдыха предусмотрена ТК РФ (часть пятая статьи 113, статья 153 ТК РФ). При этом ТК РФ не устанавливает сроки предоставления другого дня отдыха.

В судебном заседании установлено, что Брусенскому В.Ф. за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за период с 2015 года по 2019 год, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставлялись суммированные дни отдыха.

Указанные обстоятельства не оспаривались заинтересованным лицом Брусенским В.Ф.

Таким образом, предписание <№> от 30 августа 2019 года является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Саратовской области <№> от 30 августа 2019 года, вынесенное в отношении акционерного общества «Саратовское речное транспортное предприятие».

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Г. Московских