ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3093/2021 от 12.05.2021 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-3093/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2021 года город Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области

В составе: председательствующего судьи – Павловой О.Ю.,

при помощнике – Фаде О.К.,

с участием административного истца – ФИО.,

представителей административного ответчика –

Симакиной Ю.А., Каргиной Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС № 1 по Сахалинской области о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора),

УСТАНОВИЛ:

ФИО. обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование указав, что 13 марта 2019 года Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области она поставлена на учет в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора). Вместе с тем, она с таким заявлением не обращалась. Несмотря на наличие в ее личном кабинете налогоплательщика уведомления о принятии обращения в адрес налогового органа о постановке на учет в качестве медиатора, фактически данное обращение в адрес Инспекции ею не направлялось. Предполагает, что подобное стало возможным в результате технического сбоя мобильного приложения. Так, в истории действий личного кабинета налогоплательщика отсутствуют сведения о подаче данного обращения, хотя в данном разделе фиксируются все действия, совершаемые в личном кабинете, в том числе, переходы на другие сайты. Кроме того, она не осуществляет и не осуществляла какую-либо деятельность, в связи с которой она могла бы обратиться с подобным заявлением, что исключает ее заинтересованность выступать в качестве медиатора. Также о технической ошибке свидетельствует и время, в которое подано обращение (в 08 часов 40 минут), поскольку рабочий день заявителя начинается с 10 часов. О техническом сбое также может свидетельствовать и то обстоятельство, что по окончанию 2019 года в ее адрес не поступило требование об уплате налога, сбора, которое Инспекция обязана направлять медиаторам. Данное требование поступило в адрес истца только 04 февраля 2020 года, после того, как было произведено списание денежных средств со счета истца. В результате признания заявителя медиатором, то есть принятия незаконного решения, не основанного на волеизъявлении заявителя, в настоящее время инспекция намерена взыскать с нее 71881 рубль 07 копеек без законных на то оснований. В досудебном порядке истец дважды обращалась в УФНС России по Сахалинской области для отмены решения о признании ее в качестве медиатора, однако обращения удовлетворены не были, в них было отказано по формальным основаниям. По изложенным основаниям истец просит признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области от 13 марта 2019 года о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора).

В судебном заседании административный истец ФИО. исковые требования поддержала по изложенным в нем доводам, настаивая, что заявление о регистрации она не подавала, заинтересованности такой у нее не было, деятельностью в качестве медиатора никогда не занималась, соответствующего образования для этого не имеет. Также пояснила, что не обратила внимания на поступившее в личном кабинете сообщение о принятии заявления о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора), не придав ему значения.

Представители административного ответчика Симакина Ю.А. и Каргина Н.К., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании против иска возражали по доводам письменного отзыва, указав, что 24 октября 2018 года ФИО. получила доступ к интернет-сервису «Личный кабинет налогоплательщика-физического лица», и с указанного времени активно использует данный сервис. Уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителем в налоговый орган за период с 24 октября 2018 года по настоящее время не поступало. В результате анализа сведений Единого государственного реестра налогоплательщиков установлено, что 13 марта 2019 года посредством применения интернет-сервиса ««Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» ФИО. представлена форма «Заявления о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора). Налогоплательщиком в указанном интернет-сервисе сформировано заявление о постановке на учет (снятие с учета) по , утвержденной приказом ФНС РФ от 10 января 2017 года и направлено в Инспекцию 13 марта 2019 года в 08:47:36 (МСК), что подтверждается квитанцией подтверждения даты отправки от 13 марта 2019 года. На основании спорного заявления в автоматическом режиме 13 марта 2019 года в Единый государственный реестр налогоплательщиков внесена запись о постановке на учет в качестве медиатора ФИО. 28 декабря 2020 года ФИО. в Инспекцию направлено заявление о снятии с учета, в связи с чем, 28 декабря 2020 года в Единый государственный реестр налогоплательщиков в автоматическом режиме внесена запись о снятии налогоплательщика ФИО. с учета в качестве медиатора. Обращают внимание, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрены основания для признания заявления о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора) недействительным в связи с ошибочным предоставлением заявления налогоплательщиком. Также дополнили, что ФИО. не соблюден установленный пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации обязательный досудебный порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, поскольку поданные ею жалобы не тождественны заявленным исковым требованиям.

Заслушав участников, исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» медиатором является независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Абзацем четвертым пункта 6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что постановка на учет медиатора осуществляется налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту его пребывания - при отсутствии у этого физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании заявления этого физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц определен статьей 84 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (пункт 1).

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) физического лица медиатора по месту его жительства в течение пяти дней со дня получения заявления о постановке на учет (снятии с учета) медиатора. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить), в частности, медиатору, уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве медиатора (уведомление о снятии с учета в налоговом органе) (абзацы пятый и восьмой пункта 2).

Пунктом 1 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что личный кабинет налогоплательщика – это информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.

Согласно пункту 2 названной статьи личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Судом из материалов дела установлено и не опровергается сторонами, что 24 октября 2018 года ФИО. получила доступ к информационному ресурсу «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица» и осуществляет взаимодействие с налоговым органом посредством указанного ресурса.

Из данных личного кабинета ФИО. установлено, что 13 марта 2019 года в 08:47:36 (время МСК) через личный кабинет налогоплательщика ФИО. в Межрайонную ИФНС России № 1 по Сахалинской области поступило заявление ФИО. по форме (утверждена Приказом ФНС России от 10 января 2017 года зарегистрирован в Минюсте России 06 февраля 2017 года ) «Заявление физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов в качестве медиатора), что подтверждается самим заявлением, сформированным в электронной форме, извещение о получении электронного документа, квитанцией о приеме и подтверждением даты отправки.

Факт входа в личный кабинет 13 марта 2019 года в 08:35 час также подтверждается историей личного кабинета ФИО.

На основании указанного заявления Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области произведена регистрация ФИО. (уведомление от 14 марта 2019 года о постановке на учет физического лица в налоговом органе в качестве медиатора).

Порядок подачи и рассмотрения заявления, регистрации ФИО. в качестве медиатора соответствуют вышеприведенному порядку, каких-либо нарушений со стороны налогового органа не установлено, в связи с чем, оснований для признания решения Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области о регистрации ФИО. в качестве медиатора не имеется.

Доводы о том, что подача заявления не отражена в истории обращений личного кабинета, суд отклоняет, поскольку факт подачи такого заявления подтверждается материалами дела, тогда как отсутствие в истории обращений личного кабинета фиксации обращения само по себе не опровергает факт подачи такого заявления с личного кабинета налогоплательщика.

Доводы о ненаправлении налогового требования об уплате страховых взносов о незаконности принятого решения не свидетельствуют и судом отклоняются как несостоятельные.

Доказательств формирования заявления о постановке на учет в качестве медиатора в результате технического сбоя суду не представлено, приведенные в обоснование данного утверждения доводы это обстоятельство не подтверждают и невозможность подачи заявления самим пользователем личного кабинета не опровергают.

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» определяет, что деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости (части 1 и 2 статьи 15).

Таким образом, в законе отсутствует требование к наличию профессионального (именно юридического) образования у медиаторов на непрофессиональной основе.

В этой связи доводы ФИО. об отсутствии у нее соответствующего образования, и, как следствие, заинтересованности в постановке на учет в таком качестве, правового значения не имеют.

То обстоятельство, что в личном кабинете ФИО. отсутствуют сведения о направлении налоговым органом уведомления о постановке на учет в качестве медиатора, также не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, поскольку ненаправление такого уведомления не приводит к отмене либо признанию недействительной самой регистрации в качестве медиатора.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, только в том случае, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности названных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования (пункт 2).

Поскольку судом не установлено, что оспариваемое решение налогового органа от 13 марта 2019 года не соответствует нормативным правовым актам, оснований для признания этого решения незаконным не имеется.

При изложенных обстоятельствах, суд принимает решение об отказе в иске.

Оснований для оставления иска без рассмотрения ввиду несоблюдения обязательного досудебного порядка обжалования, предусмотренного пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации, суд не усматривает, признавая данную процедуру административном истцом соблюденной, поскольку, как усматривается из материалов дела, ФИО. 22 января 2021 года обращалась с жалобой в УФНС России по Сахалинской области. Тот факт, что в просительной части жалобы не содержится просьба об отмене оспариваемого решения, о чем указывает представитель административного ответчика, как на основание оставления иска без рассмотрения, правового значения не имеет, поскольку из содержания жалобы следует, что ФИО. не согласна с регистрацией ее в качестве медиатора, обстоятельства, изложенные в жалобе, идентичны указанным в иске.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области от 13 марта 2019 года о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора).

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в апелляционном порядке через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья О.Ю. Павлова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья О.Ю. Павлова