ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3094/2016 от 18.05.2016 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-3094/2016 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2016 года

Сергиево-Посадский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Барановой Л.В.

при секретаре судебного заседания Гуровой С.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Попова АА к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района об оспаривании решений, действий органов местного самоуправления,

при участии административного истца Попова А.А.

представителя административного ответчика Администрации Сергиево-Посадского муниципального района по доверенности Мишуковой Н.С.,

представителя заинтересованного лица <данные изъяты> по доверенности Покатиловой Е.А.,

УСТАНОВИЛ:

Попов А.А. обратился в суд с административным иском к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района о признании недействительным постановления «О проведении общественных обсуждений материалов по оценке воздействия на окружающую среду при строительстве первой очереди пункта хранения твердых радиоактивных отходов (сооружение ) на федеральном государственном предприятии «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ-ПГ, обязании проинформировать <данные изъяты> о признании недействительным протокола общественных обсуждений.

В обоснование заявленных требований указал, что экологическую опасность представляет невыполнение требований по информированию общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду заказчиком. В материалах обоснования лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии на право сооружения хранилища радиоактивных отходов, предоставленных ФГУП <данные изъяты>», указано: «Специальные общественные обсуждения деятельности ФГУП «<данные изъяты>» в регионе расположения не проводились…». Процедура общественных обсуждений материалов по оценке воздействия на окружающую среду при строительстве первой очереди пункта хранения твердых радиоактивных отходов (сооружение ) на ФГУП <данные изъяты> проведена с нарушением установленного порядка. В ходе проведения общественных обсуждений выступающие заявляли о неполноте и недостоверности материалов по оценке воздействия на окружающую среду, которое является прямым следствием невыполнением требований к составлению технического задания на проведение такой оценки. Указанное нарушает его конституционное право на благоприятную окружающую среду.

Просит: признать постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района -ПГ от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района проинформировать <данные изъяты> о признании недействительным протокола общественных обсуждений.

В судебном заседании административный истец Попов А.А. настаивал на заявленных требованиях по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика Администрации Сергиево-Посадского муниципального района по доверенности Мишукова Н.С. в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что общественные обсуждения по проекту были проведены в соответствии с положениями законодательства, права административного истца, который принимал участие в общественных обсуждениях и высказал свои замечания по проекту, не были нарушены.

Позицию административного ответчика поддержала в судебном заседании представитель заинтересованного лица <данные изъяты> по доверенности Покатилова Е.А.

Проверив доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, для признания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону, иному нормативному правовому акту и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным.

Обращаясь в суд, административный истец Попов А.А. оспаривает постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района -ПГ от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на нарушение данным актом его конституционного права на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статья 3 Федерального закона от 23.11.1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» устанавливает принципы экологической экспертизы, среди которых предусмотрен принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения. Одними из полномочий, закрепленных статьей 9 указанного Федерального закона за органами местного самоуправления, являются полномочия по организации общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.

В силу положений статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования (часть 2).

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (часть 4).

Согласно пункту 4.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16.05.2000 N 372 (далее - Положение), участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.

В силу пункта 4.9 Положения, порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. При этом заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

При этом согласно пункту 4.3 Положения, информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.

В публикации представляются сведения о: названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду; иной информации.

Анализ вышеуказанного нормативного правового регулирования свидетельствует о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность только по организации общественных слушаний посредством издания соответствующего постановления по заявлению инициатора (заказчика проекта), в котором содержатся предусмотренные сведения информационного характера. При этом у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по истребованию от заказчика дополнительных документов, прилагаемых к заявлению, а также по оценке проекта на его достоверность и достаточность, по установлению каких-либо дополнительных обязанностей для инициаторов общественных обсуждений. Основное бремя по проведению общественных обсуждений намечаемой деятельности по проекту вышеуказанным законодательством возложено на заказчика.

Административный истец Попов А.А. формулирует свои требования как обжалование решения органа местного самоуправления, полагая, что его права нарушены постановлением о проведении общественных обсуждений материалов по оценке воздействия на окружающую среду при строительстве объекта <данные изъяты>

При рассмотрения дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Как следует из материалов дела, во исполнение требований вышеуказанного Положения Главой Сергиево-Посадского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ принято постановление -ПГ «О проведении общественных обсуждений материалов по оценке воздействия на окружающую среду при строительстве первой очереди пункта хранения твердых радиоактивных отходов (сооружение ) на федеральном государственном предприятии «Объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию РАО и охране окружающей среды», которым: создан организационный комитет для проведения общественных обсуждений; назначены дата, время и место проведения общественных обсуждений; определена форма общественных обсуждений - слушания; определено место и время ознакомления с материалами на проведение оценки воздействия на окружающую среду; установлены формы и даты принятия замечаний и предложений; на соответствующие подразделения администрации муниципального образования возложена обязанность разместить информацию о проведении общественных обсуждений на официальном сайте администрации сети "Интернет". Кроме того, полное информационное сообщение о проведении общественных обсуждений было официально опубликовано в средстве массовой информации – муниципальной общественно-политической газете «Вперед» ДД.ММ.ГГГГ (15444).

Администрацией утвержден порядок организации и проведении общественных обсуждений намечаемой деятельности, которым предусмотрено проведение ДД.ММ.ГГГГ общественных обсуждений в форме слушаний по указанному проекту; в том числе по ведению протокола, срока и места для подписания протокола общественных обсуждений-слушаний, предоставления его в администрацию.

ДД.ММ.ГГГГ общественные обсуждения в форме слушаний по указанному проекту были проведены в установленном порядке, с составлением по результатам протокола слушания, оформленного документально, где отражены все высказанные участниками общественных слушаний мнения. Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, административный истец, как житель муниципального образования, о проведении общественных слушаний был извещен и принял в них непосредственное участие.

Более того, административный истец не оспаривает, что с материалами обоснования лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии на право сооружения хранилища радиоактивных отходов, предоставленными ФГУП <данные изъяты> и с технической документацией оценки воздействия объекта на окружающую среду он был ознакомлен.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что процедура проведения общественных слушаний по указанному проекту была соблюдена администрацией Сергиево-Посадского муниципального района, действия которой совершены в соответствии с требованиями законодательства и в рамках предоставленных полномочий. Следовательно, администрация обеспечила соблюдение прав населения, в том числе заявителей, на благоприятную окружающую среду путем создания условий для их реализации, в данном случае путем общественных слушаний. Оспариваемые действия совершены административным ответчиком в соответствии с предоставленными полномочиями, соответствуют федеральному законодательству, не нарушают права и интересы заявителя и не создают препятствия к осуществлению им прав и свобод. Какие-либо доказательства нарушенных прав Попова А.А. со стороны Администрации Сергиево-Посадского муниципального района административным истцом в судебном заседании представлены не были.

По смыслу статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Совокупность указанных условий по данному делу судом установлена не была, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Попова АА к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района об оспаривании решений, действий органов местного самоуправления - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Сергиево-Посадский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 19 мая 2016 года

Судья <данные изъяты> Л.В.Баранова