ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3096/16 от 12.07.2016 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-3096/2016 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2016 года

Сергиево-Посадский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Барановой Л.В.,

рассмотрев дело по административному иску Салманова АВ к Сергиево-Посадскому филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании внести сведения о ранее учтенном объекте недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Салманов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании внести сведения о ранее учтенном объекте недвижимости.

В обоснование своих требований указал, что пользуется земельным участком площадью <данные изъяты>., расположенным по адресу: <адрес> Земельный участок предоставлен ему на основании постановления Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в орган кадастрового учета с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, приложив архивную выписку из постановления. ДД.ММ.ГГГГ отдел кадастрового учета ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> вынес решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с тем, что представленные документы не являются документами-основаниями для внесения в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Просит: признать решение от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать административного ответчика внести сведения в ГКН сведения о ранее учтенном объекте – земельном участке площадью <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес> на основании архивной выписки из постановления Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчиком ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области представлены возражения в письменной форме относительно заявленных требований. Ответчик поддержал оспариваемое решение, считает его законным. Указал, что в соответствии с ч.7 ст.45 ФЗ №221 «О ГКН», от 24.07.2007г., если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. В соответствии с п.21 Порядка ведения ГКН утвержденного Приказом Минэкономразвития №42 от 04.02.2010г., решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления правообладателя и следующих документов: - 1) свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, - 2) государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, - 3) свидетельства на право собственности на землю, - 4) документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания, - 5) выписки из похозяйственной книги, оформленной в соответствии с Приказом Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 г. N 146 "Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок", - 6) договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета, - 7) иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок». В орган кадастрового учета административным истцом была представлена Архивная выписка из постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., «О регистрации садоводческого Устава товарищества <данные изъяты>». Требования к оформлению правоустанавливающих документов, устанавливались Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", и согласно указанного нормативно-правового акта, Постановление Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., «О регистрации садоводческого Устава товарищества «<данные изъяты> не является правоустанавливающим документом, так как не содержит в себе сведений о предоставлении (выделении, закреплении) за кем-либо какого-либо недвижимого имущества (земельных участков). У ограна кадастрового учета имелись прямые основания для применения органом Кадастрового учета нормы права предусмотренной ч.17, ст.45 ФЗ «О ГКН», от 24.07.2007г.: «Орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если: 1) имеются несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действующим в месте издания документа на момент его издания; 2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным». Кроме того, согласно ч.1 ст.45 ФЗ №221 «О ГКН», от 24.07.2007г., под ранее учтенными объектами недвижимости закон понимает объекты, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет которых осуществлен в установленном законом порядке до дня вступления в силу ФЗ №221 «О ГКН», от 24.07.2007г., или в переходный период его применения с учетом определенных ст.43 ФЗ №221 «О ГКН», от 24.07.2007г., особенностей. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», так же считаются ранее учтенными объектами недвижимости. Принимая во внимание, что право Салманова А.В. на земельный участок не зарегистрировано, условный номер объекту не присвоен, он не может считаться ранее учтенным. Заявленный спор, согласно норм КАС РФ, является делом, вытекающим из публичных правоотношений. Однако все доводы административного истца сводятся к исковому производству, все предоставленные административным истцом доводы сводятся к доказыванию факта предоставления Салманову А.В. земельного участка в <данные изъяты>». Поскольку постановление Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует вышеназванным требованиям, основания для внесения сведений о ранее учтенном земельном участке отсутствуют.

Проверив доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно ч. 18 ст. 45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в государственный кадастр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.Орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания (ч.17 ст. 45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Положениями ст.ст. 1,7 ст. 45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

При этом, если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.

Согласно позиции Минэкономразвития РФ, изложенной в письме № 2321-ИМ/Д23 от 18.02.2010 г., сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в кадастр на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий земельный участок.

Согласно пункта 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. № 42, решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и следующих документов:

свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения,

государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств,

свидетельства на право собственности на землю,

документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;

выписки из похозяйственной книги;

договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;

иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.

ДД.ММ.ГГГГ издано постановление Главы Администрации <адрес> «О регистрации садоводческого Устава товарищества «<данные изъяты> которым постановлено: зарегистрировать Устав садоводческого товарищества «<данные изъяты>», землеустроительной группе произвести регистрацию земельных участков по фактическому пользованию.

Названное постановление соответствовало требованиям к регистрации, передаче и закрепления земель в собственность и пожизненное наследуемое владение гражданам в Московской области, установленным Решением Малого Совета Мособлсовета от ДД.ММ.ГГГГ

Данным актом был предусмотрен порядок оформления прав собственности на землю, пожизненного наследуемого владения членами садоводческих, животноводческих товариществ, дачно-строительных кооперативов ДСК. Так, установлено, что земли садоводческих, животноводческих товариществ ДСК подразделяются:

на земли общего пользования (дороги, проезды, стоянки, спортплощадки и др.), передаваемые товариществу ДСК в бессрочное пользование или коллективную совместную собственность по решению общего собрания членов товарищества ДСК;

на земли, передаваемые членам товарищества ДСК в собственность или пожизненное наследуемое владение по их выбору.

Все члены садоводческих, животноводческих товариществ ДСК подают заявление в правление товарищества ДСК на имя главы местной администрации с просьбой о закреплении земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение по своему выбору.

Правление проводит общее собрание членов товарищества ДСК, на котором принимается решение о правовом положении земель общего пользования.

На основании решения общего собрания и личных заявлений всех членов товарищества ДСК правление обращается к главе местной администрации с ходатайством о переоформлении прав на землю, к которому прилагаются документы, подтверждающие право пользования землей, площадь и границы участков, списки членов товарищества ДСК с указанием фактической площади их участков (кв. м), личные заявления всех членов товарищества ДСК, выписка из протокола общего собрания.

При размещении садоводческого, животноводческого товарищества ДСК на землях, находящихся в ведении районных, городских Советов народных депутатов, районный, городской комитет по земельной реформе и земельным ресурсам рассматривает имеющиеся документы и готовит проект постановления главы администрации о закреплении земель за товариществом ДСК и его членами. После принятия постановления районный, городской комитет по земельной реформе и земельным ресурсам оформляет, регистрирует и выдает свидетельство представителю товарищества ДСК под расписку для вручения членам товарищества ДСК.

Таким образом, постановление Главы Администрации <адрес> «О регистрации садоводческого Устава товарищества «<данные изъяты>», предусматривающее регистрацию земельных участков по фактическому пользованию, в том числе участка площадью <данные изъяты> за Салмановым А.В., является документом, устанавливающим или подтверждающим его право на соответствующий земельный участок.

При таких обстоятельствах, довод Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области (отдел кадастрового учета № 2) о том, что представленные Салмановым А.В. документы не являются основанием для внесения сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости, является неверным.

Постановление Главы Администрации <адрес> «О регистрации садоводческого Устава товарищества «<данные изъяты>», в полном объеме подтверждает права Салманова А.В. на земельный участок площадью <данные изъяты> в СНТ «<данные изъяты>». Данное решение является действующим и не отменено.

Отсутствие в документе указания на то, что указанный земельный участок предоставляется Салманову А.В. на праве собственности, не может служить основанием для отказа в постановке земельного участка на кадастровый учет, поскольку данный участок не изъят из оборота, в силу вышеуказанных норм закона считается предоставленным ему на праве собственности.

При таких обстоятельствах суд полагает отказ административного ответчика во внесении сведений о земельном участке по указанному адресу как ранее учтенном, незаконным и не основанным на нормах действующего законодательства.

На основании ст.227 КАС РФ суд, признав решение кадастрового органа незаконным, принимает решение об обязанности ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости.

Руководствуясь ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст.ст.175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Салманова АВ к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании внести сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - удовлетворить.

Признать решение ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области внести сведения в ГКН сведения о ранее учтенном объекте – земельном участке площадью <данные изъяты>., расположенном по адресу: <адрес> на основании архивной выписки из постановления Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Московский областной суд через Сергиево-Посадский городской суд в апелляционном порядке в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения.

Федеральный судья <данные изъяты> Баранова Л.В.