УИД 11RS0001-01-2020-002164-36 Дело № 2а-3096/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Мишариной И.С.,
при секретаре Дробот Д.Э.,
с участием административного истца Холодова М.М., представителя административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Поповой В.А.,
рассмотрев 04 июня 2020 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Холодова ФИО1 к администрации МО ГО «Сыктывкар», первому заместителю руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в согласовании перепланировки квартиры, выраженного в письме от 10.12.2019 №..., об обязании устранить нарушения прав,
установил:
Холодов М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар» первому заместителю руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в согласовании перепланировки квартиры, расположенной по адресу: ..., выраженного в письме от 10.12.2019 №04-01/191294, об обязании устранить нарушения прав, путем обязания администрации МО ГО «Сыктывкар» согласовать Холодову М.М. перепланировку квартиры, расположенной по адресу: ... по проекту разработанному архитектурной студией «...» 2019 года.
В обоснование заявленных требований указано, что Холодов М.М., является собственником ... квартиры общей площадью 72.4 кв.м., в т.ч. жилой 49,3 кв.м., расположенной по адресу: ..., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 06 июля 2001 года сделана запись регистрации № .... Холодов М.М. обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением выдаче согласия на перепланировку квартиры, с приложением проекта, подготовленного архитектурной студией «... Письмом от 25.07.2018 № ... администрация МО ГО «Сыктывкар» отказала Холодову М.М. в согласовании перепланировки жилого помещения, указывая на то, что работы по производству в квартирах «французских окон» нельзя отнести к переустройству и перепланировке жилого помещения, понятие которых дано в ст.25 ЖК РФ, п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, подоконная часть стены с окном относится к общедолевому имуществу собственников помещений многоквартирного жилого дома. После получения нового проекта, Холодов М.М. вновь обратился с заявлением в администрацию МО ГО «Сыктывкар» о согласовании перепланировки квартиры, однако письмом администрации МО ГО «Сыктывкар» от 10.12.2019 № ... ему было в полном объеме отказано в согласовании перепланировки и переустройства квартиры, со ссылкой на то, что представленный проект не соответствует требованиям законодательства, т.к. произойдет уменьшение размера общего имущества собственников многоквартирного жилого дома; работы относятся не к перепланировке и переустройству квартиры, а являются реконструкцией, т.к. затрагивают конструктивные элементы здания; при производстве работ по демонтажу оконного блока с разборкой подоконной части стены в помещениях жилой комнаты произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, имеет место реконструкция объекта, в связи с чем, необходимо согласие всех правообладателей такого объекта на его реконструкцию. Ссылаясь на выводы в проекте архитектурной студии «...», о том, что при демонтаже подоконной кирпичной кладки в квартире не произойдет уменьшение общего имущества в многоквартирном доме, все работы будут происходить в квартире и общее имущество многоквартирного дома не затрагивается, данные работы являются не реконструкцией, а перепланировкой; демонтаж подоконной части лоджии, не является несущей конструкцией, не повлечет дополнительной нагрузки на верхние и нижние этажи дома, в связи с чем права и охраняемые законом интересы иных собственников помещений многоквартирного жилого дома при проведении перепланировки не затрагиваются; подоконная часть не является общим имуществом многоквартирного дома, поскольку данная стена не обслуживает другие жилые помещения, а находится внутри квартиры, которая принадлежит не на праве собственности; в связи с чем Холодов М.М. полагает, что выводы администрации МО ГО «Сыктывкар» об уменьшении общего имущества собственников многоквартирного жилого дома, необходимости согласия всех правообладателей дома на реконструкцию, являются неправомерными, и поскольку им были представлены все необходимые документы, отказ администрации МО ГО «Сыктывкар» в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является незаконным.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен первый заместитель руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар».
В судебном заседании административный истец Холодов М.М. на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Попова В.А. в судебном заседании указала на несогласие с заявленными требованиями в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на административный иск. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Иные лиц, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно статьям 25, 26, 27 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя.
Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае, в частности, несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В соответствии с пунктом 2.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории МО ГО «Сыктывкар», утвержденного постановлением администрации МО городского округа «Сыктывкар» от 15.02.2016 № 2/309 (далее Административный регламент) результатом предоставления муниципальной услуги является: выдача решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; выдача уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Для получения муниципальной услуги заявитель подает в отдел по организации предоставления муниципальных услуг МБУ «ГИКЦ», МФЦ, на порталы государственных и муниципальных услуг (функций) заявление о предоставлении муниципальной услуги по установленной форме, приведенной в Приложении N 2 к настоящему административному регламенту, а также документы предусмотренные пунктом 2.6. Административного регламента.
В пункте 2.10.2. Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в соответствии с п.п.4 которого является несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
После устранения оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги в случаях, предусмотренных подпунктом 2.10.2 пункта 2.10 настоящего административного регламента, заявитель вправе повторно обратиться за получением муниципальной услуги.
Из материалов дела следует, что Холодов М.М. является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: ....
...
28.11.2019 Холодов М.М. обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением № ... о предоставлении муниципальной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки помещения – ... многоквартирном ..., с приложением в том числе проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, подготовленного архитектурной студии «...» заказ №... арх.№ ... год.
Согласно данного проекта предусмотрено выполнение следующих работ: разборка всех перегородок комнаты и кухни (помещения № ... и № ... соответственно по плану) с демонтажем дверных блоков и возведение новой перегородки между образовавшейся кухней-столовой и коридором; демонтаж пристроенного шкафа (помещение № ... по плану); возведение перегородки в комнате (помещение № ... по плану); разборка всех перегородок туалета и ванны (помещения № ... и № ... соответственно по плану) с демонтажем дверного блока и возведение новой перегородки с установкой дверного блока, с расширением санузла за счет коридора; демонтаж в санузел полотенцесушителя и установка его на новое место; разборка подоконного простенка с демонтажем балконного и оконного блоков в комнате (помещение № ... по плану) и возведение взамен витража с балконным блоком (подоконный простенок является ограждающей несущей конструкцией обслуживающей одно жилое помещение, в этой связи не относится к общедомовому имуществу собственников); демонтаж радиатора в комнате (помещении № ... по плану) и установка его на новое место.
Также указано, что работы выполняемые при перепланировке квартиры не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не превышает предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции установленные градостроительным регламентом, и не влекут за собой реконструкцию санитарно-технических и электротехнических систем. Проектные решения, предусмотренные настоящим проектом обеспечивают безопасную эксплуатацию квартиры. Технические решения, принятые в проектной документации, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных проектной документацией мероприятий.
По результатам рассмотрения заявления Холодова М.М. от 28.11.2019 письмом от 10.12.2019 № ... администрация МО ГО «Сыктывкар» отказала Холодову М.М. в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения по адресу: ..., в связи с несоответствием проекта требованиям законодательства на основании ч.1 ст.27 ЖК РФ и п.п. 4 п.2.10.20 Административного регламента. При этом в обоснование отказа указано, что работы по производству в квартирах «витража» нельзя отнести к переустройству или перепланировки жилого помещения, понятие которых дано в ст.25 ЖК РФ, п.1.7.1 правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170. «Витражи» изменяют конструктивные элементы здания, в силу чего требуется оформление документации в порядке, установленном для реконструкции жилых домов, а соответственно корректировка технического паспорта не только квартиры, в которой установлены «витражи», но и технического паспорта жилого дома. Со ссылкой на п.п. «в» и «г» п.2 ч.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, ст. 36 ЖК РФ указано, что подоконная часть стены с окном относится к общедолевому имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Полагая отказ администрации, выраженный в письме от 10.12.2019 № ... незаконным, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Частью 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления.
Так, в силу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с п. 1 ст. 246 Гражданского кодекса РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Согласно п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Пунктом 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Частью 2 ст. 36 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ определено, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В силу ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. "в" и п. «г» части 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются, в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
В силу положений п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее Правила) переоборудование (переустройство, перепланировку) жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Согласно п. 1.7.2 Правил переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройству, не допускается. Пунктом 1.7.3 Правил установлено, что перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
Согласно представленному Холодовым М.М. в администрацию МО ГО «Сыктывкар» проектом разборка подоконного простенка с демонтажем балконного и оконного блоков в комнате (помещение № ... по плану) и возведение взамен витража с балконным блоком и демонтаж радиатора в комнате (помещении № ... по плану) и установка его на новое место. В результате осуществления данного проекта, как это видно из проекта, а также поэтажного плана ... этажа жилого ..., будет произведено разрушение части несущей стены многоквартирного дома, которая находится в общей долевой собственности собственников помещений в указанном многоквартирном доме, поскольку данная стена обслуживает несколько жилых помещений. Кроме того, планируется демонтаж и установка на новое место радиатора отопления.
Таким образом, данные работы по проекту относятся не к переустройству и перепланировке, а к работам по реконструкции дома, противоречат требованиям действующего законодательства о технической эксплуатации жилищного фонда и не могут считаться не нарушающими права и законные интересы граждан и не создающими угрозу их жизни или здоровью. Указанные работы относятся не к переустройству и перепланировке, а к работам по реконструкции дома, и связаны с изменением параметров общего имущества многоквартирного дома, в связи с чем в силу вышеизложенного законодательства, необходимо получение согласие всех собственников помещений в указанном многоквартирном доме.
Установленные по делу обстоятельства, применительно к вышеизложенному законодательства свидетельствуют о том, что представленный административным истцом на согласование проект перепланировки жилого помещения приведенным выше нормам и правилам действующего законодательства не соответствует, доказательства, свидетельствующие о том, что строительные мероприятия по перепланировке не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, в материалах дела отсутствуют, согласие всех собственников помещений многоквартирного ... Холодовым М.М. при подаче заявления 28.11.2019 о согласовании переустройства и (или) перепланировки, не представлялось.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ администрации МО ГО «Сыктывкар» в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения по адресу: ..., выраженный в письме от 10.12.2019 №... является законным и обоснованным, принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных Холодовым М.М. требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Холодова ФИО2 к администрации МО ГО «Сыктывкар», первому заместителю руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в согласовании перепланировки квартиры, выраженного в письме от 10.12.2019 №..., об обязании устранить нарушение прав, отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С.Мишарина
Мотивированное решение изготовлено 12 июня 2020 года.