Дело № 2а – 3097/20
45RS0026-01-2020-001838-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 июня 2020 г. г. Курган
Курганский городской суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Мельниковой Е.В.,
при секретаре Рогове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, действующей в своих интересах, и интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Кургана о признании постановления №6.1.59 от 19.02.2020 незаконным, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Кургана о признании постановления №6.1.59 от 19.02.2020 незаконным, возложении обязанностей.
В обоснование иска указано, что 21.01.2020 в отношении сына ФИО2 составлен протокол № 000374431 об административном правонарушении, предусматривающий ответственность по ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
19.02.2020 Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав города Кургана вынесено постановление № 6.1.59, состоящее из двух самостоятельных документов: одним из которых сын признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КРФоАП, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей; а другим постановлением утверждена индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего и прописано обеспечение исполнения этой программы.
С вынесенными постановлениями не согласна, считает их необоснованными, вынесенными с нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принципа законности, а именно в том, что КНД и ЗП не проявила необходимую степень критичности в оценке доказательств, несмотря на наличие достаточных оснований для такой оценки, что не позволило ей объективно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении.
При рассмотрении материалов административного дела были даны пояснения, указано на неправильность составления протокола об административном правонарушении и других протоколов, предусмотренных Кодексом, в материалы дела представлены характеризующие материалы, однако должной оценки приведенные доводы не получили.
Полагает, что протокол об административном правонарушении составлен в нарушение ст. 28.5 КоАП РФ.
Не принят во внимание и не был даже озвучен представленный в материалы дела характеризующий материал.
Просит признать незаконным постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Кургана № №6.1.59 от 19.02.2020 об утверждении индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего, возложить обязанность устранить допущенные нарушения.
Административный истец ФИО1, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.
В судебном заседании ФИО2 доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
Представитель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Кургана по доверенности ФИО3 в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований, отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4. соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Установлено, что 21.01.2020 в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации, согласно которому 18.10.2020 в 22 час. 25 мин. несовершеннолетний ФИО2 в общественном месте у дома №57 по ул. Пролетарская в г. Кургане появился в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, о чем свидетельствовала шаткая походка, неопрятный внешний вид, нарушении координации движения, запах алкоголя изо рта.
Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Кургана № №6.1.59 от 19.02.2020 ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 руб.
Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Кургана № №6.1.59 от 19.02.2020 утверждена индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; на МБОУ города Кургана «Гимназия №32», ОП №1 УМВД России по городу Кургану, ГБУ «Курганский областной наркологический диспансер», отделу опеки и попечительства Департамента социальной политики Администрации города Кургана обеспечить исполнение программы (сроком не менее 1 года); органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Кургана разработать план реабилитационных мероприятий, направленных на улучшение ситуации в семье соответствии с утвержденной программой. О принятом решении проинформировать органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Кургана. Информацию о проделанной работе представить в комиссию до 19.04.2020.
Положения ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривают, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации (ч. 1).
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 5 ч. 2).
В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер (ч. 3).
Согласно Закону Курганской области от 28.10.2002 № 241 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Курганской области» муниципальные комиссии в пределах своей компетенции: применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и настоящим Законом (п. 6 ст. 2-2).
Муниципальная комиссия создается органом местного самоуправления муниципального района, городского округа Курганской области в связи с наделением органов местного самоуправления полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Муниципальные комиссии создаются в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, инспекторов по работе с детьми и членов муниципальной комиссии.
Ответственный секретарь, инспекторы по работе с детьми работают на постоянной основе (ст. 4).
В отношении несовершеннолетнего муниципальные комиссии применяют следующие меры воздействия:
1) объявляют предупреждение, выговор, строгий выговор;
2) назначают административное наказание в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в случаях, предусмотренных Законом Курганской области от 20.11.1995 № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области».
Меры воздействия к несовершеннолетним, применяются по результатам рассмотрения материала (дела) в отношении несовершеннолетнего с учетом личности и поведения несовершеннолетнего, мотивов, характера и тяжести совершенного проступка.
Решения муниципальных комиссий о применении мер воздействия оформляются в форме постановлений.
При вынесении постановления о применении меры воздействия к несовершеннолетнему за совершение правонарушения муниципальные комиссии решают вопрос о целесообразности проведения с ним индивидуальной профилактической работы органами и учреждениями системы профилактики в соответствии с действующим законодательством (ст. 4-1).
Материалы (дела) в отношении несовершеннолетнего рассматриваются на заседании муниципальной комиссии. По решению председателя (заместителя председателя) муниципальной комиссии указанные материалы (дела) рассматриваются в присутствии несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), педагога и других лиц.
На заседании муниципальной комиссии ее члены заслушивают объяснения несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), потерпевшего, свидетелей, выявляют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетнего, и принимают одно из следующих решений:
1) применить меры воздействия, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 4-1 настоящего Закона, а также принять меры к устранению выявленных причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетнего;
2) отложить рассмотрение материалов для их дополнительного изучения в пределах своей компетенции;
3) передать материалы в орган или учреждение системы профилактики для рассмотрения в пределах компетенции в соответствии с действующим законодательством (ст. 4-2).
Решением Курганской городской Думы от 12.04.2006 № 94 утверждено Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Кургана и ее состава.
Согласно, утвержденному Положению в своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и ратифицированными ею международными соглашениями в сфере защиты прав детей, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящим Положением, а также законами и актами Курганской области.
Задачами Комиссии являются: обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Комиссия рассматривает информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с не достижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимает решение о применении к ним мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних или их родителей (законных представителей), относящиеся к установленной сфере деятельности Комиссии.
Комиссия создается в составе: председателя, заместителя (заместителей) председателя, ответственного секретаря, инспекторов по работе с детьми и других членов Комиссии.
Ответственный секретарь, инспекторы по работе с детьми работают на постоянной основе.
Членами Комиссии могут быть представители органов и учреждений системы профилактики, представители иных органов государственной (муниципальной) власти, учреждений и организаций, общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, депутаты Курганской городской Думы по согласованию с ними.
Заседание Комиссии является правомочным при наличии не менее половины ее состава. На заседании председательствует ее председатель либо заместитель (заместители) председателя, либо член Комиссии.
Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов от установленного числа лиц, присутствующих на заседании. При равном количестве голосов решающим является голос председательствующего на заседании Комиссии.
Протокол заседания Комиссии подписываются председательствующим на заседании Комиссии и секретарем.
В отношении несовершеннолетнего Комиссия применяет следующие меры воздействия: объявляет предупреждение, выговор, строгий выговор; назначает административное наказание в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в случаях, предусмотренных Законом Курганской области от 20.11.1995 № 25 "Об административных правонарушениях на территории Курганской области".
Меры воздействия к несовершеннолетним, указанные в пункте 1.1 части 1 настоящей статьи, применяются по результатам рассмотрения материала (дела) в отношении несовершеннолетнего с учетом личности и поведения несовершеннолетнего, мотивов, характера и тяжести совершенного проступка.
Решения Комиссии о применении мер воздействия оформляются в форме постановлений.
При вынесении постановления о применении меры воздействия к несовершеннолетнему за совершение правонарушения Комиссия решает вопрос о целесообразности проведения с ним индивидуальной профилактической работы органами и учреждениями системы профилактики в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является коллегиальным органом, в состав которой входит председатель, заместители председателя, ответственный секретарь, инспектора по работе с детьми и другие члены Комиссии, в ходе работы ведется протокол, который подписывается председательствующим и секретарем, решение комиссии оформляется протоколом.
Законодатель предусмотрел, что вопрос о применении либо не применении к несовершеннолетнему мер воздействия, применяется по результатам рассмотрения материала (дела) с учетом личности и поведения несовершеннолетнего, мотивов, характера и тяжести совершенного проступка, одновременно решается вопрос о целесообразности проведения с ним индивидуальной профилактической работы органами и учреждениями системы профилактики в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании административным ответчиком не представлено доказательств рассмотрения представления в отношении несовершеннолетнего ФИО2 с учетом характеристики личности последнего, не выяснялись обстоятельства совершения проступка, кроме того, было принято решение о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним ФИО2 без разрешения вопроса о применении мер воздействия, отраженных в ст. 4-1 Закона Курганской области от 28.10.2002 № 241 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Курганской области», что по мнению суда является нарушением выше приведенных положений Закона.
Суд учитывает, что решением Курганского городского суда от 30.04.2020 постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Кургана № 16.1.59 от 19.02.2020 о привлечении к административной ответственности ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение Курганского городского суда от 30.04.2020 вступило в законную силу 30.05.2020.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска ФИО4, действующей в своих интересах, и интересах несовершеннолетнего ФИО5 к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Кургана.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1, действующей в своих интересах, и интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Кургана о признании постановления №6.1.59 от 19.02.2020 незаконным, возложении обязанностей, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление №6.1.59 от 19.02.2020 Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Кургана об организации индивидуальной профилактической работы в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд..
Судья
Курганского городского суда Е.В. Мельникова
Мотивированное решение изготовлено 15.06.2020.