ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-309/18 от 14.08.2018 Прилузского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2а-309/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Можеговой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

14 августа 2018 года административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Коми к ФИО1 о взыскании налога по ЕНВД, страховых взносов, пени,

установил:

МИФНС России № 1 по Республике Коми обратилась в суд к ФИО1 с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций. Заявленные требования мотивирует тем, что административный ответчик, как бывший предприниматель, являлась плательщиком налога на доходы. Согласно представленной в Инспекцию декларации, налогоплательщиком должен был быть уплачен налог по ЕНВД в сумме 2302,00 рубля, однако в установленный законом срок данная обязанность ФИО1 не исполнена, в связи с чем последнему были назначены штраф в размере 326,20 рублей, а также пеня в размере 160,41 рублей и в размере 1,20 рубля. Кроме того, в связи с несвоевременной уплатой НДФЛ за 2015 год ФИО1 были начислены пени сумме 121,36 рубля. Также ФИО1 не оплатил страховые взносы на ОМС и ОПС с 01.01.2017 в размере 3914,25 рублей и 19 955,00 рублей соответственно, в связи с чем были начислены пени в размере 72,42 рублей, 915,42 рублей, 369,17 рублей, 179,5 рублей. В адрес административного ответчика выставлялись требования о погашении имеющейся задолженности от 27.02.2018 от 18.12.2017, от 05.02.2018, установлены сроки для добровольной уплаты - до 21.03.2018, до 15.01.2018, до 26.02.2018. Однако, до настоящего времени задолженность по налогу и пени административным ответчиком не погашены. При изложенных обстоятельствах, поскольку недоимки по налогам и пени до настоящего времени административным ответчиком не погашены, МИФНС обратилась в суд с настоящим административным иском для взыскания задолженности в судебном порядке.

В силу ст. 291 КАС РФ, административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

При подаче административного искового заявления административный истец ходатайствовал о проведении упрощенного (письменного) производства, при этом административный ответчик согласился с упрощенным производством, одновременно представив суду признание иска в полном объеме.

Отсюда, суд считает возможным рассмотреть дело по представленным письменным доказательствам, в порядке упрощенного производства, по правилам ст. 292 КАС РФ.

Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет, по смыслу данной статьи, публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить исполнение данной обязанности налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы, - иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом.

В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в случае ее неисполнения, федеральный законодатель - на основании статей 57, 71 (пункты "в", "ж", "з", "о"), 72 (пункты "б", "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации - устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога - пеня), так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве меры ответственности дополнительные выплаты (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года № 9-П по делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

Данная норма воспроизведена в подпункте 6 пункта 2 Решения Совета муниципального образования муниципального района «Прилузский» от 16.11.2006 № 7 «О введении в действие на территории муниципального образования муниципального района «Прилузский» системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

В соответствии с п. 1 ст. 346.28 НК РФ, налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.

Установлено, что ФИО1 состоял на учете в МИФНС России № 1 по Республике Коми в качестве индивидуального предпринимателя с 21 января 2015 года по 07 ноября 2017 года с основным видом деятельности - розничная торговля в неспециализированных магазинах незамороженными продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (ст. 346.29 Кодекса).

На основании ст. 346.30 НК, налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

Согласно п. 1 ст. 246.32 НК РФ, уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 вышеуказанной статьи).

В силу присущего административному судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по административным делам обусловливается поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Из представленных административным истцом документов следует, что:

- 15.02.2017 ФИО1 на бумажном носителе в Инспекцию представил налоговую декларацию по ЕНВД за 4 квартал 2016 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате, составила 0 рублей;

- 19.04.2017 ФИО1 на бумажном носителе в Инспекцию представил налоговую декларацию по ЕНВД за 1 квартал 2017 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате, составила 0 рублей;

- 19.07.2017 ФИО1 на бумажном носителе в Инспекцию представил налоговую декларацию по ЕНВД за 2 квартал 2017 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате, составила 0 рублей;

- 13.10.2017 ФИО1 на бумажном носителе в Инспекцию представил налоговую декларацию по ЕНВД за 3 квартал 2017 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате, составила 1631 рубль;

- 15.12.2014 ФИО1 на бумажном носителе в Инспекцию представил налоговую декларацию по ЕНВД за 4 квартал 2017 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате, составила 671 рубль.

В силу ст. 45 НК, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В тоже время в ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации было установлено неверное начисление ЕНВД за 2 квартал 2017 года в размере 1631,00 рубля. Выявленное нарушение сообщено налогоплательщику, что подтверждается требованием от 02.10.2017, однако налог не оплачен.

В связи с тем, что налог и пени своевременно не оплачены ФИО1 было направлено требования от 18.12.2017, от 05.02.2018, от 27.02.2018 по оплате налога по ЕНВД на сумму 2302,00 рубля, пени по ЕНВД за период с 30.09.2017 по 05.02.2018 в размере 160,41 рублей. Срок исполнения требования – до 21.03.2018. Требование не исполнено.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

За несвоевременную уплату ЕНВД, ФИО1 были начислены пени за период с 26.07.2017 по 09.01.2018 на общую сумму 77 рублей 50 копеек, а также штраф по ЕНВД в размере 326 рублей 20 копеек.

В силу п.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ст.ст. 69, 70 НК РФ в адрес ФИО1 было направлено требование об уплате недоимки по ЕНВД по сроку уплаты 25.07.2017 в размере 1631,00 рубля, штрафа по ЕНВД по решению в размере 326,20 рублей, и пени в размере 77 рублей 50 копеек. Срок погашения задолженности установлен до 21.03.2018.

Требование было направлено адресату 01.03.2018, и получено 05.03.2018, что подтверждается распечаткой почтового идентификатора.

В тоже время по сведениям административного истца, сумма задолженности в установленный в требовании срок административным ответчиком уплачена не была.

В связи с неуплатой сумм доначисленных камеральных налоговых проверок отраженных налогоплательщиком самостоятельно ФИО1 в силу ст.ст. 45, 69, 70, 75 НК РФ направлены требования от 18.12.2017 со сроком исполнения до 15.01.2018 и от 05.02.2018 со сроком исполнения до 26.02.2018 (пени по ЕНВД за период с 30.10.2017 по 18.12.2017 в размере 43,95 рублей, пени по ЕНВД за период 19.12.2017 по 31.01.2018 в размере 38,96 рублей, пени по ЕНВД за период с 28.01.2018 по 31.01.2018 в размере 1,20 рубля.

В силу ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества (ч. 1 п. 1). Физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению (ч. 1 п. 2).

08.04.2016 ФИО1 представил декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2015 г., при этом отражен доход, облагаемый налогом по ставке 13% в размере 5674,61 рублей. Налогоплательщиком самостоятельно начислена сумма налога к уплате 738 рублей.

В связи с неуплатой суммы налога в установленные законом сроки ФИО1 было направлено требование от 18.12.2017 со сроком исполнения до 15.01.2018, пени по НДФЛ за период с 18.07.2016 по 18.12.2017 в размере 121,36 рубля.

Плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (ч. 1 ст. 419 НК РФ).

Ч. 3 ст. 4520 НК РФ предусматривает, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» ФИО1, являвшийся предпринимателем, признавался страхователем, в связи с чем являлся плательщиком страховых взносов.

Размеры страховых взносов определены ст. 430 НК РФ.

Согласно сведениям налогового органа сумма дохода ФИО1 за 2017 год не превышала 300 000 рублей.

С учетом срока предпринимательской деятельности сумма страховых взносов за 2017 г. составила: ОПС – 19 955 рублей, ОМС – 3914,25рублей.

С учетом положений ст. 432 ч. 5 НК РФ административный ответчик обязан был уплатить сумму задолженности в срок до 22.11.2017, однако данная обязанность ФИО1 не исполнена, в связи с чем было выставлено требование от 25.01.2018, со сроком исполнения – до 14.02.2018, однако требование не было исполнено.

Также Пенсионным фондом РФ в связи с передачей обязанности по администрированию страховых взносов налоговым органам была также передана задолженность ФИО1, в том числе 9678,24 рублей на ОПС, 1898,34 рублей – ОМС.

В связи с тем, что задолженность не погашена на указанную задолженность начисляются пени.

18.12.2017 выставлено требование уплате пени в размере 915,42 рублей за период с 10.01.2017 по 18.12.2017, 179,55 рублей за период с 10.01.2017 по 18.12.2017 соответственно, со сроком погашения задолженности – до 15.01.2018, однако требование налогоплательщиком вновь не исполнено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно пункту 2 этой же статьи, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в своем постановлении Пленума от 11.06.1999 № 41 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 20), при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Из представленных суду документов следует, что налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском в пределах срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ.

Между тем, несмотря на то, что при подготовке административного дела к судебному разбирательству сторонам разъяснялось бремя доказывания; допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих об уплате ФИО1 недоимок по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и по ОМС, ОПС; а также об уплате пени, административным ответчиком не представлено, более того, при получении административного искового заявления ФИО1 представил заявление о признании исковых требований в полном объеме.

В соответствии со статьей 14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Отсюда суд считает необходимым требования административного истца удовлетворить и взыскать с ФИО1 налог по ЕНВД в размере 2302,00 рублей, пени по ЕНВД в размере 160,41 рублей, штраф по ЕНВД в размере 326,20 рублей, пени по ЕНВД в размере 1,20 рубля, пени по НДФЛ в размере 121,36 рубля, страховые взносы на ОМС с 01.01.2017 в размере 3914,25 рублей, пени по страховым взносам на ОМС с 01.01.2017 в размере 72,42 рублей, страховые взносы на ОПС с 01.01.2017 в размере 19 955,00 рублей, пени по страховым взносам на ОПС в размере 915,42 рублей, пени по страховым взносам на ОПС с 01.01.2017 в размере 369,17 рублей, пени по страховым взносам на ОМС в ФФОМС до 01.01.2017 в размере 179,55 рублей, всего 28 316 рублей 98 копеек.

Кроме того, принимая во внимание, что при подаче иска от уплаты госпошлины административный истец был освобожден, на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, с административного ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, размер которой с учетом требований ст. 333.19 НК РФ, составит 1049 рублей 51 копейку.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 59, 62 КАС РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 175-180, 293-294 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Коми к ФИО1 о взыскании налога по ЕНВД, страховых взносов, пени - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 налог по ЕНВД в размере 2302 рублей 00 копеек, пени по ЕНВД в размере 160 рублей 41 копейки, штраф по ЕНВД в размере 326 рублей 20 копеек, пени по ЕНВД в размере 1 рубля 20 копеек, пени по НДФЛ в размере 121 рубля 36 копеек, страховые взносы на ОМС с 01.01.2017 в размере 3914 рублей 25 копеек, пени по страховым взносам на ОМС с 01.01.2017 в размере 72 рублей 42 копеек, страховые взносы на ОПС с 01.01.2017 в размере 19 955 рублей 00 копеек, пени по страховым взносам на ОПС в размере 915 рублей 42 копеек, пени по страховым взносам на ОПС с 01.01.2017 в размере 369 рублей 17 копеек, пени по страховым взносам на ОМС в ФФОМС до 01.01.2017 в размере 179 рублей 55 копеек, всего 28 316 рублей 98 копеек

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины в сумме 1049 рублей 51 копейку.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии настоящего решения.

Председательствующий