ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-309/19 от 11.04.2019 Чаплыгинского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2 а - 309/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 апреля 2019 года г. Чаплыгин

Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Лойко М.А., при секретаре Веревкиной О.П., с участием представителя административного ответчика Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Липецкой области по доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Липецкой области о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Липецкой области о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, мотивируя тем, что решением Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Липецкой области по результатам камеральной налоговой проверки № 29102 от 19.11.2018 года он был привлечен к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ к штрафу в сумме 100 руб. С данным решением он не согласна, так как не знал о необходимости представления декларации в срок до 03.05.2018 года. Просит отменить решение Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Липецкой области № 29102 от 19.11.2018 года.

В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 5 по Липецкой области по доверенности ФИО1 административный иск не признала, возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В пункте 1 статьи 207 Налогового кодекса указано, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 228 Налогового кодекса РФ физические лица, получающие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ, и обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Согласно пункту 1 статьи 229 Налогового кодекса РФ налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу статьи 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

В случае непредставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ, в виде взыскания штрафа, исчисляемого в процентном отношении от суммы налога, отраженной в представленной налогоплательщиком декларации (в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей).

Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном данным Кодексом (статья 31); камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (пункт 1 статьи 88).

Согласно ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Согласно п. 1 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НКРФ).

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налогового кодекса Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Судом установлено, что 04.09.2018 года ФИО2 представил в Межрайонную ИФНС России № 5 по Липецкой области налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2017 год по форме 3-НДФЛ.

В связи с представлением данной налоговой декларации налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой был составлен акт налоговой проверки № 32177 от 19.09.2018 года.

В ходе данной проверки было установлено, что в нарушение положений Налогового коднкса РФ ФИО2 представил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2017 год с нарушением установленного срока (срок с учетом выходных дней не позднее 03.05.2018 года), за что подлежит привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 119 НК РФ.

Решением и.о. заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по Липецкой области № 29102 от 19.11.2018 года ФИО2 был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 119 НК РФ с назначением ему штрафа в размере 100 руб., при этом в связи с отсутствием неблагоприятных экономических последствий принято решение о снижении штрафных санкций в 10 раз (с 1000 руб. до 100 руб.).

Нарушение административным ответчиком положений Налогового кодекса Российской Федерации, определяющих порядок проведения налоговой проверки в отношении административного истца, нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, судом не установлено.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения, отсутствии оснований для его отмены, поскольку административный истец, являясь плательщиком налога на доходы физических лиц, несвоевременно (04.09.2018 года) представил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2017 год, срок представления которой до 03.05.2018 года, наказание назначено ФИО2 с учетом всех обстоятельств и снижено в 10 раз от минимального наказания, установленного п. 1 ст. 119 НК РФ.

Довод ФИО2 о том, что он не знал о необходимости представления налоговой декларации, не является основанием для освобождения его от ответственности за нарушение срока подачи налоговой декларации, в соответствии с действующим налоговым законодательством налогоплательщик обязан знать и своевременно уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке и сроки в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Липецкой области о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Липецкого областного суда через Чаплыгинский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий М.А. Лойко

Решение в окончательной форме

принято 15.04.2019 года