ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-30/21 от 30.12.2020 Новокубанского районного суда (Краснодарский край)

по делу № 2а-30/21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Новокубанск 30 декабря 2020 года

Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Кувиковой И.А.

при секретаре Пучковой К.А.,

с участием прокурора Ивановского Г.И.,

представителя административного ответчика ФИО1, представителя заинтересованного лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новокубанский район о признании незаконным бездействия по организации работы, направленной на актуализацию схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Новокубанский район, по которому с учетом уточнения заявленных требований просит: Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новокубанский район, выразившееся в непринятии мер по актуализации схемы расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения муниципальных образований Новокубанского района газом и последующего направления в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края заявки для рассмотрения вопроса о включении мероприятий по газификации отдаленных населенных пунктов Новокубанского района в государственные либо инвестиционные программы ГРО. Возложить на администрацию муниципального образования Новокубанский район обязанность организовать работу, направленную на актуализацию схемы расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения муниципальных образований Новокубанского района газом с учетом существующих и планируемых перспектив развития территорий муниципальных образований Новокубанского района, отраженных в документах территориального планирования. Возложить на администрацию муниципального образования Новокубанский район обязанность после проведения работы, направленной на актуализацию схемы расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения муниципальных образований Новокубанского района газом, с учетом существующих и планируемых перспектив развития территорий муниципальных образований Новокубанского района, отраженных в документах территориального планирования, направить в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края заявку для рассмотрения вопроса о включении мероприятий по газификации отдаленных населенных пунктов Новокубанского района в государственные либо инвестиционные программы ГРО.

В обоснование своих доводов прокурор ссылается на то, что администрация муниципального образования Новокубанский район входит в систему газоснабжения в силу принадлежности ей на праве собственности газопроводов. Следовательно, в силу положений п. 6.1. ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ, ст. 18,19 ГрК РФ с учетом перспектив развития территорий, отраженных в документах территориального планирования подлежит определению порядок модернизации систем централизованного газоснабжения для существующего и нового строительства жилищного, производственного и социального фонда, повышения пропускной способности сетей газораспределения и их надежности в части актуализации схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Письмом Министерства Топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 17.12.2018 администрации МО Новокубанский район указано на необходимость корректировки схемы газоснабжения с последующим направлением в Министерство заявки для рассмотрения вопроса включения мероприятий по газификации отдаленных населенных пунктов Новокубанского района в государственные либо инвестиционные программы ГРО. Однако, в ходе проверки установлено, что до настоящего времени администрацией МО Новокубанский район работы по актуализации схемы газоснабжения не завершены, соответствующие заявки в Министерство не направлены, что препятствует рассмотрению возможности газификации отдаленных населенных пунктов Новокубанского района.

Прокурор Ивановский И.Г. в судебном заседании поддержал заявленные требования, дав пояснения аналогичные, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО1 возражал против удовлетворения требования, ссылаясь на доводы, суть которых состоит в том, что в связи с изменением законодательства в обязанность администрации МО Новокубанский район не входит актуализация схем газоснабжения. Порядок же согласования схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом законодательством не определен.

Представить третьего лица АО «Газпромгазораспределение Краснодар» ФИО2 в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, пояснив, что после актуализации схемы расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, ими будут предприняты действия по газификации населенных пунктов.

Представитель третьего лица Министерства топливно-Энергетического комплекса и ЖКХ КК в судебное заседание не явился, согласно письменному отзыву просили иск удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Кроме того, сослались, что данные действия административный ответчик обязан был выполнить в соответствие с поручением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 2652, данным муниципальным образованиям 05.11.2019 года.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из положений п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных образований относится организация в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" определено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Следовательно, вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования относятся к вопросам местного значения.

Так, организация газоснабжения населения отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов. Она осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений (при условии, что иное установлено законом субъекта РФ) и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района. Она также осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Основу данной обязанности составляют в том числе положения п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", которые, как указывалось выше, относят к вопросам местного значения городского поселения организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, снабжения населения топливом.

В целях реализации обозначенных полномочий органы местного самоуправления издают муниципальные правовые акты и разрабатывают соответствующие целевые программы по газификации, в рамках которых обеспечивается газификация населенных пунктов, строительство внутрипоселковых распределительных газовых сетей и обустройство внутридомовых газовых сетей.

Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих реализацию указанных полномочий на территории Новокубанского района иным органом местного самоуправления.

При этом, в силу положений п. 6.1. ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов наделены полномочием по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, согласно п. 23 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), это – документы, устанавливают перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, которые предусмотрены соответственно федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации и разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения. Согласно ст. ст. 9, 18 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в том числе, схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений.

Схема территориального планирования муниципального района, согласно п. 1-4 ч.1 ст. 19 ГрК РФ содержит, в том числе положение о территориальном планировании и карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, на которых отображаются планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района, относящиеся, в том числе, к области электро- и газоснабжение поселений.

Из системного толкования вышеуказанных норм ГрК РФ следует, что с учетом перспектив развития территорий, отраженных в документах территориального планирования подлежит определению порядок модернизации систем централизованного газоснабжения для существующего и нового строительства жилищного, производственного и социального фонда, повышения пропускной способности сетей газораспределения и их надежности в части актуализации схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Кроме того, согласно п. 4.1. СП 62.13330.2011* Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002 (с Изменениями N 1, 2, 3) проектирование, строительство и реконструкцию сетей газораспределения и газопотребления рекомендуется осуществлять в соответствии со схемами газоснабжения, разработанными в составе федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации субъектов Российской Федерации в целях обеспечения предусматриваемого этими программами уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.

В силу положений ст. ст. 8.1, 17 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления относится подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Так, Постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 № 903, утверждены Правила разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций (далее – Правила), согласно которым разработку и реализацию программ газификации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Проекты схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, согласно п. 7.1 Правил, подлежат согласованию с органами местного самоуправления, за которыми соответствующие полномочия закреплены Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации», до размещения проекта программы газификации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для проведения публичных обсуждений.

Письмом Министерства Топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 17.12.2018 администрации МО Новокубанский район указано на необходимость корректировки схемы газоснабжения с последующим направлением в Министерство заявки для рассмотрения вопроса включения мероприятий по газификации отдаленных населенных пунктов Новокубанского района в государственные либо инвестиционные программы ГРО.

Помимо того, поручением № 2562 губернатора Краснодарского края от 05.11.2019 года администрациям муниципальных образований в срок до 28.12.2020 года необходимо организовать работу, направленную на актуализацию схем газификации всех муниципальных образований Краснодарского края.

Однако, в ходе проверки установлено, что до настоящего времени администрацией МО Новокубанский район организация работы по актуализации схемы газоснабжения не завершены, соответствующие заявки в Министерство не направлены, что препятствует рассмотрению возможности газификации отдаленных населенных пунктов Новокубанского района.

Вышеуказанные нарушения могут повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, кроме того, требования административного истца затрагивают вопрос о реализации публичной обязанности органа местного самоуправления по организации газоснабжения населенного пункта.

При таких обстоятельствах, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новокубанский район, выразившееся в непринятии мер по организации работы по актуализации схемы расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения муниципальных образований Новокубанского района газом и последующего направления в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края заявки для рассмотрения вопроса о включении мероприятий по газификации отдаленных населенных пунктов Новокубанского района в государственные либо инвестиционные программы ГРО.

Возложить на администрацию муниципального образования Новокубанский район обязанность организовать работу, направленную на актуализацию схемы расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения муниципальных образований Новокубанского района газом с учетом существующих и планируемых перспектив развития территорий муниципальных образований Новокубанского района, отраженных в документах территориального планирования.

Возложить на администрацию муниципального образования Новокубанский район обязанность после проведения работы, направленной на актуализацию схемы расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения муниципальных образований Новокубанского района газом, с учетом существующих и планируемых перспектив развития территорий муниципальных образований Новокубанского района, отраженных в документах территориального планирования, направить в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края заявку для рассмотрения вопроса о включении мероприятий по газификации отдаленных населенных пунктов Новокубанского района в государственные либо инвестиционные программы ГРО.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Новокубанский районный суд, в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья И.А. Кувикова

Мотивированное решение изготовлено 12.01.2021 года.