УИД 79RS0002-01-2021-008553-84
Дело № 2а-3100/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2021 г. г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Хроленок Т.В.,
при помощнике судьи Власовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО3 к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о признании незаконным бездействия, выразившееся в нарушении срока оказания государственной услуги, обязании принять решение о перечислении выплаты и направить извещение в кредитную организацию,
у с т а н о в и л:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением к ОГБУ «МФЦ» о признании незаконным бездействия, выразившееся в нарушении срока предоставления государственной услуги, обязании принять решение о перечислении выплаты и направить извещение в кредитную организацию. Свои требования мотивировали тем, что 10.08.2021 ФИО1, ФИО2, являясь пострадавшими в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с повышением отметок опасного явления, получили свидетельство № о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 реализовали свое право и приобрели у ФИО3, ФИО3 по договору купли-продажи за счет средств, представленных в качестве выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных, жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. После регистрации перехода права собственности в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ОГБУ «МФЦ» с заявлением о перечислении выплаты (с приложением всех необходимых документов). В целях получения выплаты ФИО1 в ПАО Сбербанк открыт специальный счет, реквизиты которого предоставлены в ОГБУ «МФЦ». Согласно информации СМИ, межбюджетные трансферты из федерального бюджета на указанные цели перечислены в августе 2021 года. Однако до настоящего времени решение по заявлению не принято, расчет по договору купли-продажи не произведен. Бездействие ОГБУ «МФЦ» нарушает права административных истцов, поскольку по условиям договора купли-продажи, жилое помещение будет передано ФИО1, ФИО2 после полного расчета, они до сих пор проживают в непригодном для проживания помещении. ФИО3, ФИО3 несут бремя содержания жилого помещения и не могут приобрести новое жилое помещение взамен проданного. Просят признать незаконным бездействие ОГБУ «МФЦ», выразившееся в нарушении срока оказания государственной услуги; обязать ОГБУ «МФЦ» немедленно принять решение о перечислении выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного и немедленно направить извещение в кредитную организации о необходимости перечисления выплаты на приобретение жилого помещения по свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ со специального счета ФИО1 на расчетный счет продавца ФИО3 за приобретенное жилое помещение по адресу: <адрес>.
Определением от 25.10.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области.
Определением от 02.11.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФК по Еврейской автономной области.
В судебное заседание административные истцы ФИО3, ФИО3 не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.
В судебное заседание не явились: административные истцы ФИО1, ФИО4, представитель административного ответчика ОГБУ «МФЦ», представители заинтересованных лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области, УФК по Еврейской автономной области, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле и, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
11.11.2021 в суд поступило заявление от административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО3 об отказе от административных исковых требований в части обязания принять решение о перечислении выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных и направить извещение в кредитную организацию, и о прекращении производства по административному делу в этой части. Отказ заявлен добровольно, последствия отказа от административного иска и прекращения производства по делу известны и понятны.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предоставлено гражданину право обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) государственного органа, должностного лица, если гражданин считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Выяснению подлежат обстоятельства, указанные в частях 8, 9 статьи 226 КАС РФ (законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом; нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
С настоящим административным иском о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения по заявлению ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО3 обратились в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного законом срока.
В соответствии с Уставом, ОГБУ «МФЦ» является учреждением, предметом деятельности которого является организация предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Еврейской автономной области.
Одним из видов деятельности ОГБУ «МФЦ» является предоставление мер социальной поддержки населению Еврейской автономной области.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Абзацем 7 пункта 1 статьи 18 названного Федерального закона № 68-ФЗ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 14.09.2020 № 284-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области» на территории ЕАО с 14 сентября 2020 года введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
Распоряжением правительства Еврейской автономной области от 26.11.2020 № 525-рп утвержден Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее Порядок).
Пунктом 10 Порядка определены документы (сведения), необходимые для предоставления выплаты.
Исходя из положений пунктов 13-15 Порядка ОГБУ «МФЦ» на основании документов, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, в течение 7 рабочих дней принимает решение о предоставлении выплаты либо об отказе в предоставлении выплаты. В случае принятия решения о предоставлении выплаты ОГБУ «МФЦ» в течение 7 рабочих дней со дня принятия данного решения включает гражданина и (или) членов его семьи в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Еврейской автономной области в 2020 году, по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.
Пунктом 19 Порядка установлено, что свидетельство может быть предъявлено к оплате в течение календарного года, в котором оно было выдано, но не позднее 20 декабря.
В силу пунктов 22-24 Порядка выплата предоставляется в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет продавца жилого помещения. ОГБУ «МФЦ» направляет в кредитную организацию, в которой на имя получателя выплаты открыт специальный счет, извещение о необходимости перечисления денежных средств со специального счета получателя выплаты. Гражданин в пределах срока, указанного в пункте 18 настоящего Порядка, имеет право приобрести на территории Российской Федерации в собственность на первичном или вторичном рынках жилья у любых физических или юридических лиц (одного или нескольких) жилое(ые) помещение(я), долю в праве собственности на жилое помещение. Приобретаемое жилое помещение (жилые помещения) оформляется: в собственность гражданина, если выплата предоставлена на одного человека; в общую долевую собственность всех членов семьи с определением доли каждого из собственников в праве собственности, если выплата предоставляется на семью.
Перечень документов, необходимых для перечисления выплаты установлен пунктом 25 Порядка.
Пунктом 28 Порядка установлены требования и условия к договору купли-продажи.
В соответствии с пунктом 29 Порядка ОГБУ «МФЦ» в течение 7 рабочих дней со дня получения указанных в абзаце первом пункта 26 настоящего Порядка документов осуществляет их проверку и по результатам проверки принимает решение о перечислении либо об отказе в перечислении выплаты продавцу жилого помещения.
Согласно пункту 31 Порядка в случае принятия решения о перечислении выплаты продавцу жилого помещения выплата производится ОГБУ «МФЦ» в течение 20 рабочих дней со дня поступления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца жилого помещения.
Из вышеперечисленных правовых норм следует, что социальная выплата на приобретение жилого помещения взамен утраченного, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, после принятия решения о перечислении выплаты, путем перечисления денежных средств продавцу жилого помещения.
Согласно материалам дела ФИО1, ФИО4 включены в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Еврейской автономной области в 2020 году. Данный список ДД.ММ.ГГГГ утвержден губернатором Еврейской автономной области.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 получили свидетельство №, которое подтверждает их право на получение выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, как граждане, пострадавшие в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 приобрели у ФИО3, ФИО3 по договору купли-продажи за счет средств, представленных в качестве выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных, жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>.
После регистрации перехода права собственности указанного жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ОГБУ «МФЦ» с заявлением о перечислении выплаты, с приложением необходимых документов.
Не получив решение ОГБУ «МФЦ» ФИО1, ФИО2 ФИО3, ФИО3 обратилась в суд с настоящим административным иском.
Из материалов дела усматривается, что после осуществления проверочных мероприятий (ответ МОМВД России «Биробиджанский» от ДД.ММ.ГГГГ) заявление ФИО1 рассмотрено уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий при наличии оснований, с соблюдением порядка принятия решения, предусмотренных действующим законодательством.
ОГБУ «МФЦ» принято решение № о перечислении продавцу жилого помещения ФИО3 денежных средств в размере 3 280 000 рублей 00 копеек согласно свидетельству о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО1
Согласно информации УФК по Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ№, предоставленной ОГБУ «МФЦ», ДД.ММ.ГГГГ Управлением перечислены средства получателю субсидии на приобретение жилья на счет, открытый в ПАО Сбербанк ФИО1 на сумму 3 283 728 рублей 00 копеек.
При таких обстоятельствах, доводы административного искового заявления о бездействии административного ответчика, выразившееся в нарушении срока оказания государственной услуги, установленного распоряжением правительства Еврейской автономной области от 26.11.2020 № 525-рп не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Кроме того, согласно положениям части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативным правовым актам. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 218, 217 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Таким образом, необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления в порядке публичного производства является нарушение прав и свобод гражданина, обратившегося в суд за защитой своих прав.
Разрешая требования административных истцов о признании незаконным бездействия ОГБУ «МФЦ», выразившееся в нарушении срока оказания государственной услуги, установленного распоряжением правительства Еврейской автономной области от 26.11.2020 № 525-рп, суд приходит к выводу, что доказательств действительного и существенного нарушения прав ФИО1, ФИО2 ФИО3, ФИО3 самими административными истцами не представлено.
Поскольку совокупность оснований предусмотренных статьей 227 КАС РФ для признания незаконными действия, бездействия административных ответчиков при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, оснований для удовлетворения административных исковых требований по доводам административного иска не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административные исковые требования о признании незаконным бездействия ОГБУ «МФЦ», выразившееся в нарушении срока оказания государственной услуги, установленного распоряжением правительства Еврейской автономной области от 26.11.2020 № 525-рп «Об утверждении Порядка и условий предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных» надлежит оставить без удовлетворения.
Факт получения денежных средств продавцом ФИО3 по договору купли-продажи квартиры расположенной по адресу: Еврейская автономная область, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 280 000 рублей 00 копеек подтверждается заявлением административных истцов ФИО1, ФИО2 ФИО3, ФИО3 об отказе от части административных требований в связи с добровольным исполнением ОГБУ «МФЦ» требования о принятии решения о перечислении выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных и направить извещение в кредитную организацию.
Частью 2 статьи 46 КАС РФ предусмотрено, что административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В суд поступило заявление от административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО3 об отказе от административных исковых требований в части обязания принять решение о перечислении выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных и направить извещение в кредитную организацию и о прекращении производство по административному делу в этой части.
В данном случае отказ административных истцов от административного иска в части не нарушает права и интересы иных лиц, закону не противоречит, в связи с чем, суд считает возможным принять отказ от административного иска в указанной части.
Согласно статье 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
Суд считает возможным прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО3 к ОГБУ «МФЦ» в части обязания принять решение о перечислении выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных и направить извещение в кредитную организацию о необходимости перечисления выплаты на приобретение жилого помещения по свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ со специального счета ФИО1 на расчетный счет продавца ФИО3 за приобретенное жилое помещение по адресу: <адрес>.
В соответствие со статьей 195 КАС РФ повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 195 КАС РФ, суд,
р е ш и л:
Административные исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО3 к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о признании незаконным бездействия, выразившееся в нарушении срока оказания государственной услуги оставить без удовлетворения.
Прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО3 к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» в части обязания принять решение о перечислении выплаты и направить извещение в кредитную организацию, в связи с отказом административных истцов от административных исковых требований в этой части.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В. Хроленок
Мотивированное решение суда составлено 15.11.2021