Дело № 2а-3100/2021
49RS0001-01-2021-004751-71 24 декабря 2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУДМАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи: Доброходовой С.В.
при секретаре: Львовой Е.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ГУ МЧС России по Магаданской области, административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в помещении Магаданского городского суда в открытом судебном заседании в городе Магадане 24 декабря 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области к Главному управлению МЧС России по Магаданской области, начальнику группы надзорных мероприятий в области ГО ЗНТ от ЧС УНД и ПР ГУ МЧС России по Магаданской области ФИО2, начальнику отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Сусуманскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Магаданской области ФИО3 о признании незаконными и отмене предписания от 11 октября 2021 года № 2/1, акта выездной проверки от 11 октября 2021 года № 2,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области (далее – ТУ Росимущества в Магаданской области) обратилось в суд с административным иском к Главному управлению МЧС России по Магаданской области (далее – ГУ МЧС России по Магаданской области) о признании незаконным предписания от 11 октября 2021 года № 2/1, акта выездной проверки от 11 октября 2021 года № 2.
В обоснование указало, что ГУ МЧС России по Магаданской области проведена внеплановая проверка ТУ Росимущества в Магаданской области в отношении 17 защитных сооружений гражданской обороны, расположенных в г. Магадане.
По результатам проверки выдано предписание от 11 октября 2021 года № 2/1 на устранение нарушений требований законодательства РФ в области гражданской обороны.
Полагает, что административный ответчик не наделен полномочиями по осуществлению надзора и контроля, проведению проверок за соблюдением требований закона в области гражданской обороны в отношении ТУ Росимущества в Магаданской области, контроль в области гражданской обороны осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
В нарушение положений ст. 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» оспариваемыми актом и предписанием на административного истца возложены обязанности, не предусмотренные Положением о Территориальном управлении, чем нарушены его права.
Считает, что вопросы содержания объектов защитных сооружений гражданской обороны относятся к компетенции соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований.
Ссылаясь на положения ст. 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», просит признать незаконными и отменить акт выездной проверки от 11 октября 2021 года № 2 и предписание от 11 октября 2021 года № 2/1 ГУ МЧС России по Магаданской области.
Определением суда от 24 ноября 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены начальник группы надзорных мероприятий в области ГО ЗНТ от ЧС УНД и ПР ГУ МЧС России по Магаданской области ФИО2, начальник отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Сусуманскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Магаданской области ФИО3.
В судебном заседании представитель административного истца на заявленных требованиях настаивала, по доводам, изложенным в административном иске, при этом указывала, что ТУ Росимущества в Магаданской области не имеет никакого имущества на праве оперативного управления в отношении которого административный истец должен осуществлять мероприятия по гражданской обороне, по мнению представителя ТУ Росимущества в Магаданской области, данные мероприятия должны осуществляться на основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Настаивала на том, что административный ответчик не наделен полномочиями по осуществлению надзора и контроля, проведению проверок за соблюдением требований закона в области гражданской обороны в отношении ТУ Росимущества в Магаданской области, в связи с чем считала, что составленные в отношении административного истца акт выездной проверки от 11 октября 2021 года № 2 и предписание от 11 октября 2021 года № 2/1 ГУ МЧС России по Магаданской области не могут являться законными.
Представитель административного ответчика, администраивный ответчик ФИО2 с иском не согласилась, ссылаясь на доводы, приведенные в отзыве. Пояснила, что при проведении проверки, от ТУ Росимущества в Магаданской области были истребованы необходимые документы, которые в установленный срок представлены не были. Также не были представлены доказательства передачи защитных сооружений на хранение эксплуатирующим организациям, в связи с чем, административным истцом не были выполнены, возложенные на него обязанности.
Административный ответчик ФИО3, в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте слушания дела уведомлялась надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), с учетом мнения участников процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Выслушав пояснения участников процесса, свидетеля Р., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании статьи 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Магаданской области на основании решения от 23 сентября 2021 года № 2 в отношении ТУ Росимущества в Магаданской области в период с 28 сентября 2021 года по 11 октября 2021 года проведена плановая выездная проверка в рамках государственного надзора в области гражданской обороны, реестровый номер ФРГУ №. При проведении проверки запланированы: осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, инструментальное обследование, экспертиза.
Предметом выездной проверки являлось соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Выездная проверка проводилась в том числе, в местах нахождения защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории г. Магадана, Ольского и Сусуманского городских округов.
В целях проведения выездной проверки у ТУ Росимущества в Магаданской области были истребованы необходимые документы.
Согласно плану, размещенному на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ, проверке подлежит соблюдение ТУ Росимущества в Магаданской области требований Закона о гражданской обороне.
По результатам выездной проверки 11 октября 2021 года составлен акт, которым установлено, что защитные сооружения: <адрес> не готовы к приему укрываемых, отсутствует необходимая документация.
В отношении защитных сооружений: <адрес> представлены не все необходимые документы, в целом защитные сооружения готовы к приему укрываемых.
Кроме того, установлены нарушения требований законодательства гражданской обороны в деятельности ТУ Росимущества в Магаданской области, в частности, отсутствуют:
- распорядительный документ руководителя о назначении специалиста, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
-программа вводного инструктажа, приказ по организации и проведении вводного инструктажа, журнал регистрации проведения вводного инструктажа;
-положение о ведении ГО;
-годовой план основных мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации; план гражданской обороны;
-приказ об организации обучения в области гражданской обороны, программы обучения, документы, подтверждающие факт обучения, переподготовки или повышения квалификации руководящего состава, уполномоченных сотрудников на решение задач в области гражданской обороны;
-приказ о создании учебных групп по ГО в организации;
-утвержденная тематика обучения и тренировок на 2021 год;
-журналы учета проведенных занятий с работниками организации по вопросам обучения в области гражданской обороны;
-распорядительные документы по созданию резервов финансовых средств и материальных ресурсов в целях гражданской обороны;
перечень зданий, сооружений и помещений организации, подлежащих маскировке;
-план осуществления комплексной маскировки организации, продолжающей свою деятельность в военное время. Приказ о создании и поддержании в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;
-план проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, а также организации, продолжающей деятельность в военное время;
-распорядительный документ о создании и поддержании в готовности нештатного формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, создание и оснащение сил гражданской обороны современной техникой и оборудованием, проведение занятий по месту работы с личным составом АСФ и спасательных служб, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
-распорядительный документ о создании и поддержании в готовности нештатного аварийно-спасательного формирования, структура и табель оснащения НАСФ, документы по подготовке НАСФ, свидетельство о регистрации и аттестации НАСФ;
-документы, подтверждающие разработку и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников энерго и водоснабжения;
-документы, подтверждающие создание страхового фонда документации;
-документы, подтверждающие создание и совершенствование системы оповещения работников, сбор информации в области ГО и обмен ею;
-документы, подтверждающие разработку и реализацию инженерно-технических мероприятий в мирное и военное время;
-учебная материально-технической база подготовки работников организации в области гражданской обороны;
-документы, подтверждающие создание организацией постов радиационного, химического и биологического наблюдения, команд и групп радиационной, химической и биологической защиты, а также групп радиационной, химической и биологической разведки, обеспечение сил гражданской обороны средствами радиационного, химического и биологического контроля;
-распорядительный документ руководителя о назначении ответственного должностного лица для организация правильного учета, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
-распорядительный документ руководителя о назначении группы (звена) обслуживающего защитное сооружение.
На основании выявленных нарушений, установленных названным актом, Управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Магаданской области в отношении ТУ Росимущества в Магаданской области 11 октября 2021 года вынесено предписание № 2/1.
В данном предписании указано на выявленные нарушения, наименование нормативных актов, требования которых нарушены, установлены сроки устранения нарушений.
В срок до 11 октября 2022 года предписано устранить нарушения в отношении следующих защитных сооружений: <адрес>
Также возложена обязанность оформить необходимые документы, отсутствие, которых, установлено актом, по организации и ведению гражданской обороны в ТУ Росимущества в Магаданской области.
Обращаясь в суд с иском административный истец указывает, что ГУ МЧС России по Магаданской области не наделен полномочиями по осуществлению надзора и контроля, проведению проверок за соблюдением требований закона в области гражданской обороны в отношении ТУ Росимущества в Магаданской области, контроль в области гражданской обороны осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской оборон» (далее - Закон о гражданской обороне).
В силу ч.1, 2, 3, 4, 5 ст. 13.1 Закона о гражданской обороне федеральный государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. Предметом федерального государственного надзора в области гражданской обороны является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области гражданской обороны, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Организация и осуществление федерального государственного надзора в области гражданской обороны регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Положение о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны утверждается Правительством Российской Федерации. Государственный надзор за реализацией федеральными органами исполнительной власти полномочий в области гражданской обороны осуществляется уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны федеральным органом исполнительной власти в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 78 Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 года № 1007 одним из видов надзорных мероприятий является выездная проверка.
Согласно п. 1 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 27 марта 2020 года № 217 функции в области гражданской обороны, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – ГУ МЧС России по Магаданской области).
Структурным подразделением ГУ МЧС России по Магаданской области является Управление надзорной деятельности и профилактической работы, которое предназначено для организации государственного надзора в области гражданской обороны.
Пунктами 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановление Правительства РФ от 05 июня 2008 г. № 432 предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением (п.3 Постановления).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Агентстве (п.5.45(1) Постановления).
Приказом Росимущества от 29 сентября 2009 года № 278 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о ТУ Росимущества в Магаданской области (далее – Положение), на основании п. 4.1.32 которого, последнее самостоятельно осуществляет в установленной сфере деятельности организацию и ведение гражданской обороны в территориальном органе.
Исходя из вышеприведенных положений, административный истец не является подведомственной организацией, находящейся в ведении Росимущества и обязан самостоятельно осуществлять организацию и ведение гражданской обороны как его территориальный орган, о чем прямо указано в его положении.
При таких обстоятельствах, довод административного истца о незаконности оспариваемых акта и предписания в связи с отсутствием у ГУ МЧС России по Магаданской области полномочий по осуществлению надзора в области гражданской обороны в отношении административного истца, не соответствует положениям закона.
Разрешая довод административного иска о том, что обязанность по содержанию объектов гражданской обороны не может быть возложена на ТУ Росимущества в Магаданской области, суд приходит к следующему.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 1 Закона о гражданской обороне).
Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты (ст. 2 Закона о гражданской обороне).
В силу п. 4 ст. 7 Закона о гражданской обороне предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
На основании п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 25 марта 2003 года № 4317, при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В силу положений п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 (далее - Порядок создания убежищ и иных объектов ГО) к объектам гражданской обороны относятся, в том числе убежища и противорадиационные укрытия.
Согласно п. 8, 9 Порядка создания убежищ и иных объектов ГО функции по осуществлению контроля за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях, а также к компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Согласно п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
В соответствии с п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов.
Защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к данному Постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления они стали относиться к федеральной собственности.
Ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположеного на территории Магаданской области осуществляет ТУ Росимущества в Магаданской области (п. 1 Положения).
Согласно п. 4.1.22 Положения, ТУ Росимущества в Магаданской области осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра, обеспечивает передачу данной информации в Агентство.
В соответствии с Постановлением № 3020-1 защитные сооружения гражданской обороны относятся к федеральной собственности и подлежат учету в реестре федерального имущества.
Как следует из материалов дела и установлено судом, защитные сооружения, поименованные в представлении от 11 октября 2021 года № 2/1: <адрес> относятся к федеральной собственности, включены в реестр федерального имущества, что в данном случае никем не оспаривается.
Между тем, судом установлено и подтверждается актами инвентаризации защитных сооружений, представленными административным ответчиком, договорами о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, что защитные сооружения: <адрес>, переданы на хранение <данные изъяты>
В силу пункта 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны меры по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию принимают организации.
При этом указанный пункт ссылки на организационно-правовые формы организаций не содержит, следовательно, данная обязанность возложена на все организации независимо от организационно-правовой формы.
Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804, также предусмотрено, что организации осуществляют мероприятия по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению (пункты 3 и 10).
На основании пунктов 1.3, 1.6, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны; их содержанию в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов, возложена на организации, эксплуатирующие защитные сооружения.
Таким образом, при наличии сведений об организациях, эксплуатирующих в режиме повседневной деятельности на законных основаниях указанные защитные сооружения, у административного ответчика отсутствовало право осуществлять проверочные мероприятия в области гражданской обороны по содержанию указанных объектов в отношении ТУ Росимущества в Магаданской области.
Учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО (пункт 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»).
Пунктом 7 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 26 июня 2012 года № 358 установлено, что должностные лица надзорных органов при исполнении государственной функции обязаны, в том числе, запрашивать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы.
Инспектор при осуществлении федерального государственного надзора обязан: соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц; своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны; проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании (п.п. «а», «б», «в» п. 8 Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 года № 1007).
Орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, ежегодно, к 15 августа, обеспечивает актуализацию сведений о находящихся на учете объектах надзора и их закрепление для осуществления федерального государственного надзора за соответствующими инспекторами (п. 20 Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 года № 1007).
Согласно п. 13 Положения об Управлении надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Магаданской области, утвержденного приказом от 13 сентября 2019 года № 409, основными задачами Управления в том числе, является осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области обеспечения гражданской обороны.
В соответствии с возложенными задачами Управление осуществляет учет объектов защиты (п. 17 Положения об Управлении надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Магаданской области, утвержденного приказом от 13 сентября 2019 года № 409).
Исходя из приведенных положений, административный ответчик, в целях соблюдения требований законодательства, прав и законных интересов контролируемых лиц, при проведении проверки, обязан был установить обстоятельства, свидетельствующие о правомерности осуществления надзорных мероприятий в отношении ТУ Росимущества в Магаданской области по содержанию и обслуживанию защитных сооружений: <адрес> переданного в оперативное управление <данные изъяты>.
При этом, ссылка административного ответчика на неисполнение ТУ Росимущества в Магаданской области своей обязанности по предоставлению перед проведением проверки доказательств передачи указанных объектов гражданской обороны третьим лицам, не освобождает надзорный орган от обязанности установить данные обстоятельства при планировании и проведении проверки, поскольку ведение учета защитных сооружений гражданской обороны возложено на ГУ МЧС России по Магаданской области.
Согласно ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Как следует из содержания ст. 62, 226 КАС РФ, для удовлетворения требований об оспаривании решения необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и свобод административного истца.
Факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения заявления и в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на него.
Таким образом, в данном случае суд считает, что в ходе рассмотрения настоящего административного дела установлена совокупность условий, предусмотренных ст. 227 КАС РФ для удовлетворения административных исковых требований о признании незаконными пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 17 предписания Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Магаданской области от 11 октября 2021 года № 2/1 в отношении защитных сооружений, эксплуатируемых иными организациями.
Доказательств, позволяющих прийти к противоположному выводу, административным ответчиком суду не представлено.
В силу положений ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Следовательно, на административного ответчика следует возложить обязанность по отмене пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 17 предписания Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Магаданской области от 11 октября 2021 года № 2/1.
Что касается законности предписания от 11 октября 2021 года № 2/1 в оставшейся части, доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца, суду не представлено.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что остальные спорные объекты гражданской обороны являются федеральной собственностью в силу прямого указания закона, из состава федеральной собственности в установленном законодательством порядке не выбывали, иным лицам не передавались, следовательно, обязанность по их содержанию в соответствии с требованиями законодательства о гражданской обороне возлагается на административного истца.
Нарушений требований к организации и осуществлению государственного надзора при осуществлении административным ответчиком выездной проверки, предусмотренных ст. 91 Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» судом не установлено.
Кроме того, не подлежит удовлетворению требование административного истца о признании незаконным акта от 11 октября 2021 года № 2, составленного по результатам выездной проверки, поскольку сам по себе акт не содержит властно-обязывающих предписаний, влекущих какие-либо обязанности ТУ Росимущества в Магаданской области или создающие препятствия для его деятельности. Административным истцом не представлено доказательств нарушения оспариваемым актом каких-либо прав или законных интересов, за защитой которых он обратился в суд.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ТУ Росимущества в Магаданской области подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области к Главному управлению МЧС России по Магаданской области, начальнику группы надзорных мероприятий в области ГО ЗНТ от ЧС УНД и ПР ГУ МЧС России по Магаданской области ФИО2, начальнику отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Сусуманскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Магаданской области ФИО3 о признании незаконными и отмене предписания от 11 октября 2021 года № 2/1, акта выездной проверки от 11 октября 2021 года № 2, удовлетворить частично.
Признать незаконными пункты 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 17 предписания Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Магаданской области от 11 октября 2021 года № 2/1.
Возложить на Главное управление МЧС России по Магаданской области обязанность отменить предписание от 11 октября 2021 года № 2/1 в части пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 17, о чем в течение 1 (одного) месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу сообщить суду и административному истцу.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Установить день изготовления решения в окончательной форме – 10 января 2022 года.
Судья С.В. Доброходова