ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3102/2017 от 22.12.2017 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 22 декабря 2017 года

Дело № 2а-3102/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта 21 декабря 2017 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., с участием представителя истца и заинтересованного лица ФИО1ФИО2, представителя заинтересованного лица ФГБУ «Санаторий «Зори России» - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО4 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 о признании незаконными и отмене решений, обязании совершить определенные действия, с участием заинтересованных лиц: ФИО1, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санаторий «Зори России» Управления делами Президента Российской Федерации, Государственный Совет Республики Крым, Совет Министров Республики Крым,

у с т а н о в и л :

ФИО4 обратилась в суд с иском о признании незаконными и отмене решений Государственного регистратора Государственного комитета по госрегистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 № 90/016/302/2016-7665 от 09 сентября 2016 года об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок площадью 4661 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, кад. и от 14 сентября 2016 года об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом площадью 285,4 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, кад. ; возложении на ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на жилой дом и земельный участок, на основании договоров дарения, заключенных между ФИО1 и ФИО4

В ходе рассмотрения дела истец дополнила исковые требования и просит обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым рассмотреть ее заявление о переходе права собственности на жилой дом и земельный участок.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником жилого <адрес> и земельного участка площадью 4661 кв. метров, на котором расположен жилой дом. Право собственности ФИО1 на вышеперечисленные объекты недвижимого имущества зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, никем не отменено, не признано недействительным, не прекращено. 28 июля 2016 года ФИО1 заключил договора, согласно которых подарил жилой дом и земельный участок истице, которая приходится ему дочерью. Вместе с тем, в государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимого имущества им было отказано. Основанием для отказа в государственной регистрации послужило то, что объекты недвижимости включены в список национализируемого имущества и являются собственностью Республики Крым на основании письма Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 13.11.2015 года. Считает вынесенные решения незаконными, поскольку Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не содержит таких оснований для отказа в регистрации перехода права собственности как включение объекта в список национализируемого имущества. Также считает, что государственный регистратор пришел к ошибочному выводу о включении в перечень национализируемого имущества жилого <адрес>, поскольку в пункте 240 приложения к Постановлению № 2085-6/14 от 30.04.2014 года значится не жилой дом, а коттедж .

В судебном заседании представитель истца, а также представитель заинтересованного лица ФИО1 исковые требования поддержал.

Ответчики в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о причинах неявки суд не уведомили.

Ранее ответчиками были представлены письменные возражения на иск, из которых следует, что причиной для принятия решения об отказе в государственной регистрации послужило то обстоятельство, что объект, за государственной регистрацией права на который поступило обращение, имеет те же адресные ориентиры, что и объект, учтенный как собственность Республики Крым в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 года № 2085-6/14. Исходя из норм законодательства, действующего на территории Республики Крым, право собственности на недвижимое имущество, включенное в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым возникло у Республики Крым и прекратилось у прежнего собственника в силу прямого указания закона, в связи с чем считают, что государственным регистратором было правомерно отказано в государственной регистрации перехода права собственности.

Представитель заинтересованного лица – Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Зори России» в судебном заседании против исковых требований возражал. Пояснил, что земельный участок площадью 4661 кв. метров, расположенный в <адрес>, кад. , а также расположенное на нем строение, ранее именуемое коттеджем , а впоследствии зарегистрированное как жилой <адрес>, являются собственностью Республики Крым на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 года № 2085-6/14. Ранее спорные объекты находились в собственности государственных предприятий Украины – ГП «Санаторный комплекс «Зори Украины», ГП «Укринвестбуд», а впоследствии незаконно выбыли из государственной собственности Украины в частную собственность ООО «Синтез - плюс», без прекращения в установленном порядке права пользования ими государственных предприятий. Таким образом, ввиду отсутствия правовых оснований выбытия земельного участка и расположенного на нем коттеджа из собственности государства Украины, незаконной передачи спорного имущества в собственность ООО «Синтез-плюс», а впоследствии в собственность ФИО1, полагает, что земельный участок и жилой дом были правомерны включены в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым. Поскольку с момента включения имущества в вышеуказанный Перечень право собственности на него у прежнего правообладателя прекратилось, считает, что государственным регистратором было правомерно отказано в государственной регистрации перехода права собственности.

Представитель заинтересованного лица Государственного Совета Республики Крым, представитель заинтересованного лица Совета Министров Республики Крым в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, направили ходатайства об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью представителей в других судебных процессах. Доказательств уважительности причин неявки не представили.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о причинах неявки суд не уведомил.

Выслушав представителя истца и заинтересованного лица ФИО1, представителя заинтересованного лица Санатория «Зори России», исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 29 июня 2016 года в Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым обратились представитель ФИО1 с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности и истица ФИО4 – с заявлением о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества: жилой <адрес> общей площадью 285,4 кв. метров и земельный участок площадью 4661 кв. метров, расположенный в <адрес>, кад. .

К заявлениям о государственной регистрации права и перехода права собственности на земельный участок были представлены: свидетельство о государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок от 26.02.2016 года, доверенность; согласие супруги дарителя на совершение сделки, свидетельство о браке, заключенный в простой письменной форме договор дарения земельного участка между ФИО1 и ФИО4 от 29.06.2016 года; передаточный акт к договору дарения, квитанция об уплате госпошлины.

К заявлениям о государственной регистрации права и перехода права собственности на жилой дом были представлены: свидетельство о государственной регистрации права собственности ФИО1 на жилой дом от 26.03.2015 года; договор дарения жилого дома от 29.06.2016 года, передаточный акт к договору дарения; согласие супруги на совершение сделки, доверенность представителя, квитанция об уплате госпошлины.

Судом установлено, что Государственным регистратором были вынесены уведомления о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок и на жилой дом в связи с выявленными противоречиями между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на объекты недвижимого имущества.

09 сентября 2916 года Государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 было вынесено сообщение об отказе ФИО4 в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> со ссылкой на абзацы 4,10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Также, 14.09.2016 года Государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 было вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на здание, расположенное по адресу: <адрес>, со ссылкой на абзацы 4,10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Основанием приостановления государственной регистрации и принятых решений об отказе в государственной регистрации перехода права собственности указано то, что согласно сведений Единого государственного реестра прав, объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>, кад. , а также по адресу: <адрес>, кад. , включены в список национализируемого имущества и являются собственностью Республики Крым на основании Письма Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 13.11.2015 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 1335-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 164.

На момент принятия оспариваемых решений от 09.09.2016 года и от 14.09.2016 года, порядок и основания регистрации прав на объект недвижимого имущества, отказа в регистрации были установлены Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии со ст. 2 которого государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Частью 1 ст. 16 Закона № 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем (ч. 2 ст. 16 Закона № 122-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 ст. 17 Закона № 122-ФЗ, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

В соответствии со ст. 13 Закона № 122-ФЗ, правовая экспертиза заключается в установлении отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 ст. 18 Закона № 122-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Согласно абзацу 4 пункта 1 ст. 20 Закона № 122-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В соответствии с абз. 10 пункта 1 ст. 20 Закона № 122-ФЗ, в государственной регистрации прав также может быть отказано в случае не представления документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Судом установлено, что истицей и заинтересованным лицом ФИО1, для регистрации перехода права собственности, были представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок с кад номером 90:25:070201:25, и расположенный на нем объект недвижимости с кад. номером 90:25:070201:7.

Пунктом 1 ст. 19 Закона № 122-ФЗ установлено, что Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.

Исходя из содержания вышеуказанной нормы, регистратор при проведении правовой экспертизы поданных на регистрацию документов должен убедиться в их подлинности, а также в достоверности указанных в них сведений.

Как следует из материалов дела, регистратором при проведении правовой экспертизы было установлено, что согласно сведений Единого государственного реестра прав, земельный участок и расположенное на нем строение, в отношении которых были поданы заявления о государственной регистрации перехода права собственности, включены в список национализируемого имущества и являются собственностью Республики Крым.

Судом установлено, что Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 года «О вопросах управления собственностью Республики Крым» утвержден Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым.

Указанный документ официально опубликован в изданиях «Крымские известия» N 90(5501), 16.05.2014; в "Сборнике нормативно-правовых актов Республики Крым", является общедоступным.

Согласно п. 240 вышеуказанного Постановления, в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, включены коттеджи ,, расположенные по адресу: <адрес> соответственно, а также земельные участки под ними: площадью 0,1426 га, кад. , площадью 0,07 га, кад. , площадью 0,4661 га, кад. .

Также, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым по запросу суда была представлена Выписка из Реестра имущества Республики Крым, из которой следует, что 24.12.2015 года в Реестр имущества Республики Крым был включен жилой <адрес>, кад. (т. 2, л.д. 120).

Судом также установлено, что Распоряжением Совета Министров Республики Крым № 464-р от 4 июня 2014 года был передан в безвозмездное пользование единый имущественный комплекс санаторий "Зори Украины" (пос. Симеиз) - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Санаторий "Зори России" Управления делами Президента Российской Федерации.

29 октября 2014 года между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и Федеральным государственным бюджетным учреждением «Зори России» Управления делами Президента Российской Федерации заключен договор безвозмездного пользования государственным имуществом Республики Крым, подписан Акт приема – передачи недвижимого имущества.

Распоряжением Совета Министров Республики Крым № 700-р от 04 августа 2015 года было передано в безвозмездное пользование ФГБУ «Санаторий «Зори России» Управления делами Президента Российской Федерации имущество согласно приложению, в том числе коттедж , расположенный в <адрес>.

21 августа 2015 года между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и ФГБУ «Санаторий «Зори России» Управления делами Президента Российской Федерации было подписано Дополнительное соглашение к договору безвозмездного пользования государственным имуществом Республики Крым № 40 от 29.10.2014 года, а также Акт приема – передачи имущества, в том числе коттеджа , расположенного в <адрес>.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.

Пунктом 1 статьи 2-1 указанного Закона установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 № 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".

Таким образом, судом установлено, что земельный участок с кад. номером с расположенным на нем строением – жилым домом по <адрес> (коттедж ) включены в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 № 2085-6/14, что в силу вышеназванных правовых норм свидетельствует о прекращении на них права собственности прежнего правообладателя ФИО1

Включение спорного имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, на момент принятия регистратором оспариваемых решений, никем из заинтересованных лиц оспорено не было.

Таким образом, суд считает, что ввиду выявления регистратором при проведении правовой регистрации противоречий между заявленными и зарегистрированными правами на земельный участок и строение, расположенные в <адрес>, ответчиком было правомерно отказано ФИО4 в государственной регистрации перехода права собственности на спорные объекты недвижимого имущества.

Учитывая вышеизложенное, суд считает заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска ФИО4 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 о признании незаконными и отмене решений, обязании совершить определенные действия.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова