ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3105/2016 от 17.06.2016 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июня 2016 г. г.Астрахань

Кировский районный суд города Астрахани в составе:

председательствующего судьи Бутыриной О.П.

при секретаре Авериной А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело № 2а-3105/2016 по административному иску Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к Управлению Росприроднадзора по Астраханской области об оспаривании решения- приказа от ДД.ММ.ГГГГ « О выдаче разрешения на выброс вредных(загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух <данные изъяты> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для ООО «<данные изъяты>» и приказа от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух» для ООО <данные изъяты>»

У С Т А Н О В И Л:

Астраханский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что Астраханским межрайонным природоохранным прокурором в адрес руководителя управления Росприроднадзора по Астраханской области внесено представление об устранении нарушений законодательства при осуществлении государственных услуг, причин и условий им способствующих за от ДД.ММ.ГГГГ, вытекающее из полномочий прокурора, установленных законом, в соответствии с которым административному ответчику необходимо обеспечить исполнение требований федерального законодательства при осуществлении государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ); привести нормативы на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух в соответствие с действующим законодательством с учетом перечня загрязняющих веществ, подлежащих согласно распоряжению Правительства Российской Федерации государственному регулированию.

Согласно Положению об Управлении Росприроднадзора по Астраханской области, утвержденному приказом Федеральной службы в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ , Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области является федеральным органом исполнительной власти - территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Астраханской области, в том числе, согласно п.п. 4.22, 4.18 данного положения Управление устанавливает нормативы на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, выдает в установленном порядке разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ) и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.

Так же, согласно Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов России № 414 от 29.09.2015, территориальным органом Росприроднадзора оказывается государственная услуга по выдаче разрешений на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Результатом предоставления государственной услуги согласно п. 9 указанного регламента является выдача заявителю заверенной копии приказа территориального органа Росприроднадзора об установлении ПДВ или предоставление мотивированного отказа в установлении ПДВ.

До ДД.ММ.ГГГГ в силу требований ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» порядок установления источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и перечень загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, определялся приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 № 579.

Однако, Федеральным законом № 219-ФЗ от 21.07.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2015.

Согласно действующей редакции данной статьи инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.07.2015) в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Кроме того, статьей 4.1. Федерального закона «Об охране окружающей среды», также введенной в действие Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ, установлено, что загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью; данных государственного экологического мониторинга и социально­гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.

При этом, перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, с введением в действие с 01.01.2015 Федерального закона № 219-ФЗ от 21.07.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменен порядок проведения инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и установления нормативов для загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию, и данные вопросы отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации.

В этой связи, распоряжением Правительства Российской Федерации № 1316-р 08.07.2015, вступившим в силу 08.07.2015, утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, в том числе для атмосферного воздуха, согласно которому загрязняющие вещества, указанные в перечне, подлежат обязательному государственному регулированию и, соответственно, нормированию в целях установления нормативов допустимого воздействия данного загрязняющего вещества на окружающую среду.

В нарушение данных требований законодательства Управлением с начала действия вышеуказанного распоряжения Правительства Российской Федерации и по настоящее время в утвержденных нормативах предельно допустимых выбросов для хозяйствующих субъектов, имеющих стационарные источники выбросов, не установлены нормативы предельно допустимых выбросов (не пронормированы) загрязняющих веществ, подлежащих согласно утвержденному Правительством Российской Федерации перечню государственному регулированию. При этом, согласно проведенной хозяйствующими субъектами инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, предусмотренные перечнем вещества выбрасываются в атмосферный воздух.

Вследствие этого, в нарушение требований законодательства Управлением в разрешениях на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух для хозяйствующих субъектов загрязняющие вещества, указанные в перечне Правительства Российской Федерации, необоснованно отнесены в соответствии с утвержденными нормативами предельно допустимых выбросов к ненормируемым загрязняющим веществам и незаконно разрешен их выброс в атмосферу в отсутствие установленных нормативов ПДВ.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» территориальным органом Росприроднадзора оказывается государственная услуга по установлению нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух.

С учетом изложенного, при выполнении руководителем Управления Росприроднадзора по Астраханской области административной процедуры по осуществлению государственной функции по выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух, и утверждению нормативов загрязняющих веществ в атмосферный воздух нарушены требования действующего законодательства, в связи с чем разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденные нормативы предельно допустимых выбросов являются незаконными.

Так, нарушения федерального законодательства допущены при утверждении нормативов ПДВ и выдаче разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух для ООО «ВОРД ФИШ».

В нарушение данных требований законодательства Управлением в утвержденных приказом от ДД.ММ.ГГГГ нормативах предельно допустимых выбросов для ООО «ВОРД ФИШ» не установлен норматив предельно допустимого выброса (не пронормирован) загрязняющего вещества «Азот (II) оксид (Азота оксид), «взвешенные вещества». При этом, согласно проведенной данным хозяйствующим субъектом инвентаризации выбросов загрязняющих веществ «Азот (II) оксид (Азота оксид), «взвешенные вещества» выбрасываются в атмосферный воздух.

Вследствие чего, в нарушение требований законодательства Управлением согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для ООО «ВОРД ФИШ», загрязняющие вещества: «Азот (II) оксид (Азота оксид), «взвешенные вещества» необоснованно отнесено в соответствии с утвержденными нормативами предельно допустимых выбросов к ненормируемым загрязняющим веществам и не законно разрешен выброс данного загрязняющего вещества в отсутствие установленных нормативов ПДВ.

Согласно ответу и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ о результатах рассмотрения представления прокурора, нарушений требований федерального законодательства при осуществлении государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) Управлением Росприроднадзора по Астраханской области не установлено.

Согласно письму Управления Росприроднадзора по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные приказы являются действующими.

Исходя из изложенного, прокурор просит признать решение - приказ Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для ООО «<данные изъяты>» незаконным, обязать Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области отменить данный приказ; признать решение - приказ Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования(Росприроднадзора) по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух» для ООО «<данные изъяты>» незаконным, обязать Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области отменить данный приказ.

В судебном заседании представитель административного истца Круглов Д.А. административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика Сеитова А.И исковые требования не признала, представила возражения.

Представитель заинтересованного лица ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, извещен был надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, допросив специалиста, свидетеля, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободны и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию» установлен соответствующий порядок, согласно пунктам 5 - 7 которого, источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников осуществляется в установленном законодательством порядке.

Согласно Положению об управлении Росприроднадзора по Астраханской области, утвержденному приказом Федеральной службы в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ , Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области является федеральным органом исполнительной власти - территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Астраханской области, в том числе согласно п.п. 4.22, 4.18 данного положения Управление устанавливает нормативы на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, выдает в установленном порядке разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ) и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.

Порядок, сроки и последовательность действий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется соответствующим Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ .

Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов России от ДД.ММ.ГГГГ, территориальным органом Росприроднадзора оказывается государственная услуга по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов.

Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86), утверждена Госкомгидрометом СССР ДД.ММ.ГГГГ , является действующей.

Приказом Управления Росприроднадзора по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух» утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «<данные изъяты>».

Согласно приказу Управления от ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты>».

Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, утвержденный Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , разработан на основании статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Федеральным законом № 219-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» введена дополнительная статья - 4.1 «Загрязняющие вещества», согласно которой загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются: с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью; с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1316-р от 08.07.2015, вступившим в силу 08.07.2015, утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Порядок установления нормативов выбросов определен положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 183, пунктом 9 которого установлено, что нормативы ПДВ устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

При этом, для утверждения нормативов хозяйствующий субъект предоставляет административному ответчику данные инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также проект ПДВ для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и заявителя в целом или его отдельных производственных территорий (с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного заявителя или его отдельных производственных территорий).

Опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста Андреев В.Ю.- начальник отдела государственной экологической экспертизы, указал, что в связи с введением в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона № 219-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменен порядок проведения инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и установления нормативов для загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию, и данные вопросы отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации. В этой связи, распоряжением Правительства Российской Федерации № 1316-р 08.07.2015, вступившим в силу 08.07.2015, утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в ФИО3 охраны окружающей среды, в том числе для атмосферного воздуха, согласно которому загрязняющие вещества, указанные в перечне, подлежат обязательному государственному регулированию и, соответственно, нормированию в целях установления нормативов допустимого воздействия данного загрязняющего вещества на окружающую среду.

Как выяснено в судебном заседании и следует из пояснений начальника отдела экологической экспертизы и нормирования ФИО2 Росприроднадзора по Астраханской ФИО3ФИО8 и представителя заинтересованного лица, проведение инвентаризации и разработка проекта ПДВ являются длительными процедурами, соответственно, разработка их в ООО «ВОРД ФИШ началась до указанного в административном исковом заявлении периода до ДД.ММ.ГГГГ.

Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введено письмом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № 14-01-333) предопределено, что если в период действия инвентаризации введены в действие новые методики определения выделений (выбросов), то, как правило, учет возможных изменений количественных и качественных характеристик источника загрязнения атмосферы выполняется после окончания действия существующей инвентаризации.

Как указывает административный истец, с введением в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона № 219-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменен порядок проведения инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и установления нормативов для загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию, и данные вопросы отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации.

Согласно ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»- «Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения (ч.1).

Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.2).

Указанным Федеральным законом № 219-ФЗ вносятся изменения в ряд отраслевых норм, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды: в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в Налоговый кодекс РФ, в Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в Градостроительный кодекс РФ, в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При этом законодатель предусмотрел поэтапное вступление в силу измененных природоохранных требований: с ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ.

В то же время обращают на себя внимание общие требования, ориентированные на комплексную реализацию указанных в законе требований и закрепленные в ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ, а именно, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, до ДД.ММ.ГГГГ, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.

Как было указано ранее, в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1316-р от 08.07.2015, вступившим в силу 08.07.2015, утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Таким образом, сфера действия статьи 4.1 подлежит определению на основании установленного Правительством Российской Федерации перечня с учетом того, что его введение и применение напрямую связано с такими мерами государственного регулирования, как нормирование негативного воздействия на окружающую среду, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, государственный экологический надзор и производственный экологический контроль, исходя из чего доводы административного истца о том, что административным ответчиком незаконно применяется Приказ Минприроды России № 579 без учета принятого распоряжения Правительства Российской Федерации № 1316-р от 08.07.2015 нельзя признать состоятельным.

При этом, в рамках реализации установленных статьями 5 и 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» полномочий Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 422 утверждены Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации предписано в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Согласно Приказу Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» указанный приказ Минприроды России от 31.12.2010 № 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию» утрачивает силу.

Однако Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 вступает в силу лишь с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о порядке создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с пунктом 10 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из данных требований закона, судом установлено, что административным ответчиком соблюдены требования названных нормативных актов, устанавливающих полномочия Управления Росприроднадзора по Астраханской области на принятие оспариваемых приказов в рамках представления государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, согласно Административному регламенту, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов России № 414 от 29.09.2015, государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, согласно Административному регламенту, утвержденному приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650; соблюден порядок принятия названных решений (приказов); содержание оспариваемых решений (приказов) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, административным истцом не приведно обоснования, в чем состоит незаконность действий использования административным ответчиком при предоставлении названных государственных услуг указанного Приказа Минприроды РФ № 579.

Поскольку предусмотренных законом оснований для признания принятых административным ответчиком решений незаконными по делу не установлено, суд приходит к выводу, что действия Управления Росприроднадзора при принятии оспариваемых приказов закону не противоречат, в связи с чем в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Решение может быть обжаловано, прокурором принесено представление в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Судья: Бутырина О.П.