Дело № 2а-3105/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Челябинск 26 апреля 2022 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Карпинской Ю.А.,
при секретаре Прецер К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратилась в суд с административным иском к Министерству социальных отношений <адрес> о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала от ДД.ММ.ГГГГ№.
В обоснование иска указала, что обжалуемым решением Министерства социальных отношений <адрес> об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала от ДД.ММ.ГГГГ№ нарушается ее право на предоставление дополнительной меры социальной поддержки в <адрес>, на получение областного материнского (семейного) капитала многодетных семей, который она планировала использовать на погашение задолженности по кредитному договору (ипотеке). Ее семья является многодетной, о чем выдано соответствующее удостоверение. Основанием для отказа послужил тот факт, что один из детей, находящихся на воспитании в семье - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является сыном ее мужа, не рожден и не усыновлен ею. Полагает, что отсутствие в региональном законодательстве закрепленного права семьи, которая фактически является многодетной, на получение меры социальной поддержки, не может служить основанием для умаления прав данной семьи.
Административный истец ФИО6 в судебном заседании поддержала заявленные требования. Пояснила, что ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., действительно, не является ее ребенком, это сын ее мужа, который воспитывается в их семье. Оснований для усыновления ребенка отсутствуют, поскольку родная мать не лишена родительских прав. Место проживания ребенка с отцом определено на основании решения суда.
Представитель административного истца ФИО8 в судебном заседании указала на незаконность вынесенного решения, просила его отменить.
Представитель административного ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Заинтересованные лица Управление социальной защиты населения Калининского района г. Челябинска, ФИО7 в лице законного представителя ФИО9 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом, в соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ, принято решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся сторон, которым суд предоставил эффективную возможность принимать участие в судебном заседании.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.1,2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗО «О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в <адрес>», многодетной семьей в <адрес> признается семья, постоянно проживающая на территории <адрес> и имеющая на своем содержании трех и более детей (в том числе усыновленных, взятых под опеку (попечительство), пасынков и падчериц) в возрасте до восемнадцати лет, а также детей старше восемнадцати лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (в том числе усыновленных, взятых под опеку (попечительство), пасынков и падчериц). Документом, подтверждающим статус многодетной семьи, является удостоверение многодетной семьи (далее - удостоверение).
Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела, Министерством социальных отношений <адрес> семья ФИО6 и ФИО2 признана многодетной, в связи с наличием детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., о чем выдано удостоверение серии МС №, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ч.1, 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗО «О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в <адрес>», многодетной семье со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума на душу населения в <адрес>, установленной в соответствии с законодательством <адрес>, предоставляются следующие дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг: ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1100 рублей. Размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг подлежит индексации в соответствии с коэффициентом, устанавливаемым законом <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; Порядок предоставления многодетной семье дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается <адрес>.
Согласно ответа Калининского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ№, семья ФИО6 состоит на учете в Калинском УСЗН, является получателем мер социальной поддержки: пособия на ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в размере 319 рублей, назначено с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; пособия на ребенка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в размере 319 рублей, назначено с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; единовременного пособия на ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. к учебному году в размере 1500 рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; единовременного пособия на ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. к учебному году в размере 1500 рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).
ДД.ММ.ГГГГФИО6 обратилась в Министерство социальных отношений <адрес> с заявлением о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала.
Решением Министерства социальных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ было отказано ФИО6 в удовлетворении заявления о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала.
Основанием для отказа послужил тот факт, что один из трех детей, проживающих в семье ФИО6 – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не является ребенком, рожденным (усыновленным) ФИО6
Не согласившись с вынесенным решением, ФИО6 обратилась в суд с административным исковым заявлением.
Дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих трех и более детей, реализуемые путем предоставления областного материнского (семейного) капитала, в <адрес> установлены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, в <адрес>».
В соответствии с ч.1, 2 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, в <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), право на получение областного материнского (семейного) капитала имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории <адрес>, в семьях которых размер среднедушевого дохода не превышает двукратную величину прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленную в соответствии с законодательством <адрес> на дату подачи заявления о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении средствами). Порядок учета и исчисления среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение областного материнского (семейного) капитала, устанавливается <адрес>. Право на получение областного материнского (семейного) капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации, проживающих на территории <адрес>: 1) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее они не воспользовались правом на получение областного материнского (семейного) капитала; 2) мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на получение областного материнского (семейного) капитала, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено в судебном заседании и не являлось предметом спора, в семье истца ФИО6 воспитывается три ребенка, при этом ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не является ребенком заявителя, не рожден и не усыновлен ею.
Учитывая изложенное, оспариваемое Решение Министерства социальных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала, является законным и обоснованным.
Довод истца о наличии статуса многодетной семьи не является основанием для признания обжалуемого решения незаконным, поскольку семье предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗО «О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в <адрес>».
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала вынесено должностным лицом в пределах предоставленных им законодательством полномочий, при наличии к тому законных оснований.
Ходатайство административного истца ФИО6 о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд удовлетворению не подлежит, поскольку с учетом даты получения обжалуемого решения – ДД.ММ.ГГГГ, срок не пропущен.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО6 к Министерству социальных отношений <адрес> о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда, через Центральный районный суд г. Челябинска.
Судья п/п Ю.А. Карпинская
Решение суда в полном объеме изготовлено 06.05.2022 г.
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья Ю.А. Карпинская
Секретарь К.В. Прецер