Дело № 2а-3106/2018 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2018 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,
с участием административного истца – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края о признании решения незаконным,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края, в котором просит признать незаконным отказ включить здание, расположенное по адресу: <Адрес> перечень выявленных объектов культурного наследия. В обоснование требований указал, что на основании ст. 16.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» обратился к административному ответчику с заявлением о включении в перечень выявленных объектов культурного наследия исторического здания по указанному адресу, на которое получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий историческую справку, описание архитектурных особенностей здания и признание факта, что аналоги здания уже признаны объектами культурного наследия, а также немотивированный вывод о нецелесообразности включения здания в перечень выявленных ОКН. Полагает, что законодательство не дает право ответчику определять целесообразность включения в перечень выявленных ОКН при наличии у здания историко-культурной ценности. Ответчик признал историко-культурную ценность здания тем, что аналоги здания уже включены в Реестр ОКН, в связи с чем должен был принять положительное решение по заявлению административного истца. Законодательство не содержит такого основания для отказа как наличие аналогов, уже признанных ОКН. Данный отказ нарушает права истца на сохранение культурного наследия, гарантированное ст. 44 Конституции РФ.
В судебном заседании административный истец поддержал доводы административного иска, указав, что ценность здания заключается в том, что сохранились ворота, тогда как по аналогичным зданиям, расположенным в г. Перми, такие ворота были восстановлены. Поскольку административный ответчик установил, что аналоги уже включены в Реестр объектов культурного наследия, тем самым он признает, что указанное здание также относится к объектам культурного наследия, следовательно должен был включить его в реестр выявленных объектов культурного наследия.
Административный ответчик представителя в суд не направил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил письменный отзыв, в котором указал, что в соответствии с п. 2 ст. 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» физические и юридические лица вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождения объекта (адреса объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта) и его историко-культурной ценности. Согласно п. 1 указанной статьи, определение историко-культурной ценности относится к работам по выявлению объектов культурного наследия и осуществляется в порядке, определенном приказом Министерства культуры РФ от 02.07.2015 №1905 «Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия». Пункт 2 Порядка указывает, что подготовка сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, включает в себя: визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксация объекта; сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта; изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры. В заявлении истца указанные исследовательские материалы отсутствуют. В соответствии с требованиями ст. 34 Федерального закона объект культурного наследия подлежит сохранению в его исторической и природной среде, которая в отношении объекта по <Адрес>, утрачена. Оценка историко-культурной ценности проведена специалистами в сфере охраны культурного наследия – сотрудниками ГКБУК «Пермский краевой центр по охране памятников (объектов культурного наследия)», в том числе аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы ФИО1
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав административного истца, изучив доводы административного иска, письменных возражений, материалы дела, оценив представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Пермского края поступило заявление от ФИО2 о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия на основании п. 2 ст. 16.1 Федерального закона №73-ФЗ, а именно дома двухэтажного кирпичного, <Адрес>, конец XIX- начало XX века (предположительно), кирпичное здание со сложным декором из резного кирпича и арочными окнами второго этажа, предположительно жилой дом; хорошая сохранность кирпичного декора и здания в целом, в том числе сохранились кирпичные арочные ворота; граница территории по ограде и дворовым строениям (предположительно).
В заявлении также указано, что такого рода здания с декором из резного кирпича были достаточно типичны для Перми и формировали историческую градостроительную среду города, однако сохранилось таких зданий мало. Объект расположен на застраиваемой территории (пост. Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ№) установлены красные линии шоссе Космонавтов и дом не попадает на территорию общего пользования (улицу), т.е. на попадёт под снос при реконструкции автодорог. В приложении были фотографии дома, данные портала ИСОГД г. Перми об установлении красных линий (л.д. 4-6).
На данное заявление ДД.ММ.ГГГГ за №СЭД-55-01-19.2-1174 дан ответ Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края, в котором указано, что в соответствии с п. 3 ст. 16.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ГКБУК «Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)» проведено мероприятие по установлению историко-культурной ценности объекта. Двухэтажный многоквартирный жилой дом по указанному адресу состоит их двух объединенных кровлей зданий: 2-этажного полукаменного и 2-этажного кирпичного. На момент сооружения (рубеж 19-20вв.) здания располагались вне границ <Адрес> на территории <Адрес>. Согласно плану <Адрес> и поселка <Адрес> (1910г., ГАПК. Ф. 716. Оп. 3. <Адрес>) здания располагались в разных усадьбах и соответственно принадлежали разным владельцам. Домовладение № по Казанскому тракту, в границах которого располагался 2-этажный каменный дом (флигель) муниципализировано у ФИО3 (?). Иных исторических сведений по указанному объекту не обнаружено. По данным натурных исследований 2-этажный кирпичный флигель представляет собой прямоугольный объем под двускатной крышей. Главный фасад северо-западный, обращен на <Адрес>. Фасад симметричный, завершен фигурным аттиком с циркульным слуховым окном. По оси фасада в первом этаже располагалось нежилое помещение с центральным входом (переоборудован в окно). Второй этаж, предположительно, жилой. Окна второго этажа арочные, первого – с лучковыми перемычками. Фасады не оштукатурены, весь декор выполнен из лекального и прямого кирпича – венчающий карниз большого выноса на каменных плитах, межоконные пилястры с вставками каменных плит, рустовка стен 1-го этажа, оконные наличники. К юго-западному фасаду примыкают кирпичные ворота с калиткой. Иные объекты усадьбы не сохранились, окружающая застройка представлена двумя двухэтажными полукаменными зданиями соседней усадьбы. По архитектурным решениям здание является типичным для частных построек рубежа 19-20 вв., как в г. Перми, так и на территории Пермского края. Аналоги данного здания включены в Реестр. Исходя из вышеизложенного включение в Реестр многоквартирного жилого дома, состоящего из двух разновременных и принадлежащих разным владельцам объектов капитального строительства, объединенных общей кровлей и учитываемых в Управлении Росреестра Пермского края в качестве единого объекта капитального строительства, при утрате части построек усадьбы и исторической среды, признано нецелесообразным (л.д. 7-8).
Не согласившись с данным отказом, ФИО2 обратился в суд с административным иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:
памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;
ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;
достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.
Статьей 4 названного Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе определение порядка принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; принятие решения о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр (ст. 9.2 ФЗ «Об объекта культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
Порядок выявления объектов культурного наследия определен в ст. 16.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в которой предусмотрено, что региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия) (п.1).
Федеральный орган охраны объектов культурного наследия, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности (п. 2).
Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами.
Работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, могут осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических или юридических лиц за счет средств заказчика.
Региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.
Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 3).
По истечении срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения (п. 4).
Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр (п. 5).
Заявитель вправе обжаловать в судебном порядке отказ регионального органа охраны объектов культурного наследия во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо бездействие указанного органа охраны объектов культурного наследия, выразившееся в непринятии в установленные сроки решения в отношении указанного объекта (п. 6).
Снос выявленного объекта культурного наследия запрещен (п. 10).
Порядок формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состав сведений, включаемых в указанный перечень, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия (п. 13).
Формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия (п. 14).
Региональный орган охраны объектов культурного наследия исключает выявленный объект культурного наследия из перечня выявленных объектов культурного наследия на основании решения о включении такого объекта в реестр или об отказе во включении такого объекта в реестр, принятого в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (п. 15).
Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, утвержден Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 №1905, в соответствии с которым определена процедура проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственного учета объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (далее – Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлено, что работа по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, осуществляются самостоятельно физическими и юридическими лицами в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика и представляет собой подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, включающую в себя:
- визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксация объекта;
- сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта;
- изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.
По результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, Министерство культуры Российской Федерации, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия, физические и юридические лица вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), рекомендуемый образец которого приведен в приложении к настоящему порядку, что предусмотрено п. 3 Порядка.
Согласно положениям п.п. 4, 5 Порядка заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр должно содержать актуальные и достоверные сведения об объекте, к нему должны быть приложены:
- сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта);
- сведения об историко-культурной ценности объекта;
- иные сведения об объекте (при наличии).
Региональный орган охраны объектов культурного наследия при поступлении заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, не соответствующего положениям пунктов 2 - 6 Порядка, возвращает заявление и приложения к нему с мотивированным обоснованием причин возврата (п. 6 Порядка).
Государственный учет объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия путем ведения списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия (п. 7 Порядка).
Включение объекта в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия на основании заявления, оформленного в соответствии с пунктами 2 - 6 Порядка (п. 8 Порядка).
В Пермском крае порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в соответствии с п. 3 ст. 16.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не разработан и не принят.
Как следует из установленных судом обстоятельств по делу, административный истец как гражданин обратился в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Пермского края с заявлением о включении здания, расположенного по адресу: <Адрес>, в Реестр объектов культурного наследия в соответствии с п. 2 ст. 16.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», вместе с тем, в соответствии с установленным Порядком работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, утвержденным Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 №1905, к заявлению необходимые документы, в том числе в части определения историко-культурной ценности объекта, не приложил.
В установленный законом срок административным ответчиком была организована работа в соответствии с п. 3 ст. 16.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в ходе которой было установлено, что данное здание является типичным для г. Перми, и Пермского края, аналогичные здания включены в Реестр объектов культурного наследия, вместе с тем, здание, расположенное по <Адрес> не подлежит включению, поскольку состоит из двух разновременных объектов капитального строительства, которые в настоящее время учитываются как единый объект капитального строительства, утрачена историческая среда здания, отсутствуют иные исторические данные, кроме как, что домовладение № по Казанскому тракту, в границах которого располагался 2-этажный каменный дом (флигель) муниципализировано у ФИО3.
Из содержания ответа от ДД.ММ.ГГГГ, а также отзыва на административное исковое заявление, суд не усматривает, что административным ответчиком была признана историко-культурная ценность объекта недвижимости, расположенного по адресу: <Адрес>.
Несогласие административного истца с формулировкой ответа от 15.06.2018 как «нецелесообразно включение в Реестр» не свидетельствует, что данный ответ дан в нарушение требований ст. 16.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Кроме того, как следует из заявления административного истца, поданного ДД.ММ.ГГГГ, он обращался о включении объекта недвижимости в Реестр ОКН на основании п. 2 ст. 16.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», тогда как в исковом заявлении указывает о незаконности отказа во включении объекта в реестр выявленных объектов культурного наследия. При этом доказательств, что административным истцом была проведена работа по выявлению объекта культурного наследия в соответствии с установленным Порядок, дающим право в том числе и гражданам проводить такую работу, им в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административные исковые требования ФИО2 к Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края о признании незаконным отказ включить здание, расположенное по адресу: <Адрес> перечень выявленных объектов культурного наследия – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Мотивированное решение изготовлено 24.07.2018