ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3107/2021 от 12.10.2021 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2а-3107/2021

24RS0017-01-2021-004334-32

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2021 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе

председательствующего судьи Вербицкой Т.А.,

при секретаре Дегтяревой И.С.,

с участием административного истца Надежкина И.А.,

представителя административных ответчиков Военного комиссариата Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» – Лобзиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Надежкина Ильи Алексеевича к Призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска, Военному комиссариату Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Красноярского края» о признании незаконным бездействия военного комиссариата Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска, заключающееся в невыдаче военного билета, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Надежкин И.А. обратился в суд кПризывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска, Военному комиссариату Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Красноярского края», в котором просит признать незаконным бездействие ответчика Военного комиссариата Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска, выразившегося в отказев выдачеНадежкину И.А. военного билета, возложении обязанности выдать военный билет установленного образца, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Надежкин И.А. состоял на воинском учете в Военномкомиссариате Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска. В рамках мероприятий, связанных с осенним призывов 2020 годаНадежкин И.А.был признан полностью негодным к военной службе, и ему присвоена категория годности «Д».ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Надежкина И.А. военным комиссариатом Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярскавместо военного билета истцу была выданасправка, согласно которой он был признан -не годным к военной службе по состоянию здоровья, категория«Д»и отправлен в отставку с исключением с воинского учета.Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истец был информирован ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» о том, что гражданам, освобожденным от исполнения воинской обязанности выдача военного билета не предусмотрена, считает, что освобождение его от исполнения воинской обязанности по состоянию здоровья дает основание для снятия его с воинского учета и выдачи ему военного билета в течение 10 дней со дня получения выписки из протокола призывной комиссии.

В зале суда административный истец Надежкин И.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административных ответчиковВоенного комиссариата Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска,Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Красноярского края», - Лобзина Е.В. (доверенность имеется в материалах дела) с иском не согласилась, указав, что в период осеннего призыва 2020 года Надежкин И.А. прошел медицинское освидетельствование врачами-специалистами в военном комиссариате Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярск Красноярского края. Согласно результатам медицинского освидетельствования врачом-окулистом истец признан ограниченно годным к военной службе определена категория годности - Вна основании статьи 30 «б» графы I расписания болезней требований к состоянию здоровья граждан, в том числе при призыве на военную службу. По результатам контрольного медицинского освидетельствования, проводимого в установленном законом порядке врачами-специалистами, входящими в состав призывной комиссии Красноярского края, диагноз, заключение, согласно которому истец признан ограниченно годным к военной службе признаны необоснованными, истец признан не годным к военной службе определена категория годности– Д, на основании статьи 30 «а» графы I расписания болезней требований к состоянию здоровья граждан, в том числе припризыве на военную службу.Ссылаясь на ФЗ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", положение о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719, поскольку истец признан не годным к военной службе по состоянию здоровья и освобожден от исполнения воинской обязанности, которая включает, в том числе обязанность состоять на воинском учете, то документ воинского учета ему не может быть выдан. Таким образом, действиями (бездействием) административных ответчиков не нарушены, какие-либо права, свободы и охраняемые законом интересы истца. Просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель административного ответчика призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска в зал суда не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, заслушав объяснения сторон административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действий (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

На основании ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом.

Согласно статье 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с данным Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ (часть 1 статьи 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений (пункт 2 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663).

В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:о призыве на военную службу;о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Согласно статье 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами; по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Как следует из материалов административного дела,Надежкин И.А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял на воинском учете по месту жительства по адресу: <адрес>.

Из учетной карты призывника следует, что Надежкин И.А. принят ДД.ММ.ГГГГ на воинский учет военным комиссариатом Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска, при первоначальной постановке на воинский учет присвоена категория годности «А»,дважды предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу на основании подп. «а»подп. п. 2 ст. 24 Федерального «О воинской обязанности и военной службе»: решением от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ (бакалавриат) и решением от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ (магистратура).

Надежкин И.А. в период весеннего призыва 2020 года проходил мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в военном комиссариате Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска, о чем имеются отметки в учетной карте призывника.

ДД.ММ.ГГГГ истец прошел медицинское освидетельствование.

Согласно результатам медицинского освидетельствования врачом-окулистом истец признан ограниченно годным к военной службе, определена категория годности – «В» на основании статьи 30 «б» графы I расписания болезней требований к состоянию здоровья граждан, в том числе при призыве на военную службу.

По результатам контрольного медицинского освидетельствования, проводимого в установленном законом порядке врачами-специалистами, входящими в состав призывной комиссии Красноярского краяустановленные диагноз заключение, согласно которому истец признан ограниченно годным к военной службе признаны необоснованными, истец признан не годным к военной службе определена категория годности - Д на основании статьи 30 «а» графы I расписания болезней требований к состоянию здоровья граждан, в том числе при призыве на военную службу.

Согласно выписке из протокола призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ N Надежкин И.А. на основании ст.30 «а» графы I Расписания болезней требований к состоянию здоровья граждан, в том числе при призыве на военную службу (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 565), признан негодным к военной службе. Категория годности «Д».На основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» передан на учет военнообязанных запаса.

ДД.ММ.ГГГГ Надежкин И.А. обратился с заявлением в военный комиссариат Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска для получения военного билета.

На основании заявления истца ответчиком была выдана справка от 01.02.2021 года № 6, из содержания которой следует, что Надежкин И.А. был признан «Д» - не годен к военной службе по состоянию здоровья и отправлен в отставку с исключением с воинского учета на основании ФЗ от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».Снят с воинского учета с исключением ДД.ММ.ГГГГ. Воинскому учету не подлежит.

Письмом военного комиссариатаОктябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска от 18.02.2021 года Надежкину И.А. было также отказано в выдаче военного билета, поскольку отставка предусматривает только выдачу выписки из протокола заседания Призывной комиссии субъекта РФ.

Не согласившись с ответом Военного комиссариатаОктябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска,Надежкин И.А. обратился вФКУ военный комиссариат Красноярского края с обращением, в котором потребовал обязать военный комиссариат Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска выдать истцу военный билет.

ФКУ военный комиссариат Красноярского краяписьмом от 20.04.2021 годаинформировал истцао том, что гражданам, освобожденным от исполнения воинской обязанности, выдача военного билета не предусмотрена.

Оценив в совокупности все доказательства, представленные сторонами по делу, доводы сторон, а также материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.1 ст.8 ФЗ Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ"О воинской обязанности и военной службе", граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане:

а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;

б) являющиеся сыновьями (родными братьями):

- военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

- граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Согласно части 4 статьи 23 Закона о воинской обязанности граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.

В соответствии с п. 3 ст. 1 указанного Федерального закона граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 12 Приложения N 9 к Инструкции, утвержденной вышеупомянутым Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663", по решению призывной комиссии с воинского учета граждан, не пребывающих в запасе, в установленном порядке снимаются граждане: освобожденные от призыва на военнуюслужбу; освобожденные от исполнения воинской обязанности.

Зачисление в запас таких лиц производится военным комиссаром на основании выписки из протокола заседания призывной комиссии.

Выдача военного билета осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией или получения выписки из протокола призывной комиссии субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 5.1. ст.8 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", гражданам, состоящим на воинском учете, выдается один из документов воинского учета: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу; военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета); справка взамен военного билета.

Таким образом, если призывнику будет поставлена категория годности «Д» (не годен к военной службе), он полностью освобождается от обязанностей воинского учета и прохождения военной службы. Такие лица снимаются с воинского учета.

Судом установлено, что согласно выписке из протокола призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ Надежкин И.А. на основании ст.30 «а» графы I Расписания болезней требований к состоянию здоровья граждан, в том числе при призыве на военную службу, признан негодным к военной службе. Категория годности «Д». На основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» передан на учет военнообязанных запаса.

ДД.ММ.ГГГГ Надежкину И.А. была направлена выписка из протокола призывной комиссии Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что истец признан не годным к военной службе.

Обсуждая в соответствие с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимость возложения на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, суд приходит к выводу, что посколькуистец подлежал воинскому учету и на основании решения призывной комиссии военного комиссариатаОктябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска он был освобожден от исполнения воинской обязанности по состоянию здоровья, которое в установленном порядке не было отменено в связи, с чем оно обязательно для исполнения, следовательно, обязательна выдача военного билета.

Таким образом, суд считает необходимым возложить на ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» выдать Надежкину И.А. военный билет установленного образца в течение месяца с даты вступления настоящего решения в законную силу, поскольку выдача гражданам, состоящим на воинском учете, такого документа воинского учета, как военный билет, предусмотрено п. 4.1 ст. 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ. При подаче административного иска административный истец оплатил государственную пошлину в размере 300 руб., что подтверждается чеком-ордером ПАО Сбербанк от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в пользу Надежкина И.А. с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Красноярского края», наделенного правами юридического лица, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Требования Надежкина Ильи Алексеевича удовлетворить.

Признать незаконным бездействие военного комиссариата Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска, выразившееся в отказе в выдаче Надежкину Илье Алексеевичу военного билета.

Обязать военный комиссариат Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска выдать Надежкину Илье Алексеевичу надлежащим образом оформленный военный билет в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 18.10.2021.

Судья Т.А. Вербицкая