ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3109/2021 от 22.10.2021 Пермского районного суда (Пермский край)

КОПИЯ

Дело № 2а-3109/2021

Решение

Именем Российской Федерации

22 октября 2021 года

Пермский районный суд Пермского края в составе

Председательствующего судьи Казакова М.В.

При секретаре Кучевой А.С.,

С участием административного истца Ватлецовой С.И., представителя административного истца Гневашева Д.В. (по устному ходатайству), представителя административного ответчика Гараевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ватлецовой ФИО6 к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании решения незаконным, возложении обязанности,

установил:

Ватлецова С.И. (далее – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (далее – административный ответчик) о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, возложении обязанности рассмотреть заявление Ватлецовой С.И. о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>

В обоснование административного искового заявления указано, что административный истец является владельцем земельного участка общей площадью 615 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>» с момента вступления в СНТ в 1994 году. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако административный ответчик отказал в предварительном согласовании, указав, что ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Новая жизнь» ликвидировано. Ватлецова С.И. с 1994 года владела и пользовалась указанным земельным участком, оплачивала членские взносы. Отказ обоснован ссылкой на пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), при этом из текста решения следует, что причиной отказа явилась ликвидация СНТ «Новая жизнь». При этом статья 39.16 ЗК РФ не содержит такого основания для отказа, как исключение из ЕГРЮЛ садоводческого некоммерческого товарищества.

Административный истец Ватлецова С.И., представитель административного истца Гневашев Д.В. в судебном заседании просили исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Гараева Е.С. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, заслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, установил следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, общую собственность членов данной некоммерческой организации.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.

Пунктом 2.7. статьи 3 вышеуказанного закона предусмотрено, что до 01.03.2022 члены некоммерческих организаций, созданных до 01.01.2019 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

До 01.01.2019 действовал Федеральный закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», который предусматривал в соответствии с пунктом 1 статьи 13 обязанность органов местного самоуправления по обеспечению граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками.

Пунктом 4 статьи 28 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) устанавливалось, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу этого Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

В соответствии с частью 3 статьи 40 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» при ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения как юридического лица сохраняются права его участников на земельные участки и другое недвижимое имущество.

Таким образом, тот факт, что земельный участок не был передан в муниципальную собственность после ликвидации товарищества, не может служить препятствием для разрешения вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно выписке из протокола общего собрания членов товарищества «Новая жизнь» от ДД.ММ.ГГГГ о распределении земельных участков между членами данного товарищества Ватлецовой С.И. в собственность предоставлен земельный участок площадью 615 кв.м., закрепленный за ней проектом организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества <адрес>» (л.д. 10).

Согласно членской книжке садовода Ватлецова С.И. с 1994 года состоит в членах СНТ «Новая жизнь», ей принадлежит земельный участок , ею оплачены членские взносы с 1994 года до 2015 года (л.д. 11-13).

Из выписки ЕГРЮЛ следует, что СНТ «Новая жизнь» ДД.ММ.ГГГГ ликвидировано (л.д.19-20).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Комитет имущественных отношений администрации Пермского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, приложив к нему схему расположения земельного участка. Из указанной схемы усматривается, что земельный участок Ватлецовой С.И. входит в границы земельного участка с кадастровым номером (л.д. 14).

ДД.ММ.ГГГГ Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района принял решение , которым отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, сославшись на положения подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 и пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ, а именно: по причине того, что СНТ «Новая Жизнь» ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9).

Судом установлено, что Ватлецова С.И. является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Новая жизнь» с 1994 года, оплачивает членские взносы, пользуется земельным участком, земельный участок индивидуализирован, сформирован, определены его границы, расположен в границах отведенного СНТ «Новая жизнь». Земельный участок административного истца расположен в пределах единого землепользования, выделенного для СНТ «Новая Жизнь» в бессрочное и бесплатное пользование.

Административный ответчик мотивирует отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка Ватлецовой С.И. подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15, пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ и ликвидацией СНТ «Новая жизнь» на момент обращения к ним с заявлением.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ. Таким образом, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в силу вышеприведенных правовых положений допускается только по основаниям, предусмотренным статьей 39.16 ЗК РФ.

Ликвидация СНТ не может служить основанием для отказа административному истцу. Решение административного ответчика не соответствует требованиям закона и нарушает права административного истца. При таких обстоятельствах суд считает, что административное исковое заявление Ватлецовой С.И. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьей 227 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования Ватлецовой ФИО7 удовлетворить.

Признать незаконным решение Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о рассмотрении обращения от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района обязанность повторно рассмотреть заявление Ватлецовой ФИО8 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (29 октября 2021 года).

Судья: Подпись М.В. Казаков

Копия верна. Судья:

Мотивированное решение составлено 29 октября 2021 года

Судья: М.В. Казаков

Подлинник подшит в административном деле № 2а-3109/2021 Пермского районного суда

УИД 59RS0008-01-2021-004090-75