Дело №2а-310/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Называевск 01.08.2018
Называевский городской суд Омской области в составе судьи В.Б. Белоусова, с участием прокурора Буркова В.В., при секретаре Бершауэр Л.Д. рассмотрев с использованием аудиопротоколирования в судебном заседании материалы соединенного административного дела по административным искам Называевского межрайпрокурора к Администрациям Лорис-Меликовского, Князевского, Богодуховского, Большесафонинского и Большепесчанского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать мероприятии по разработке муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
УСТАНОВИЛ:
Называевский межрайонный прокурор Омской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрациям Лорис-Меликовского, Князевского, Богодуховского, Большесафонинского и Большепесчанского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области, в обоснование которого указал, что прокуратурой района в октябре 2015 года проведена проверка соблюдения законодательства об энергосбережении и энергетической эффективности, в результате которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства сельскими поселениями не принято мер к разработке программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории поселений. По выявленным нарушением прокурором района в адрес администраций Лорис-Меликовского, Князевского, Богодуховского, Большесафонинского и Большепесчанского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области внесено представление, однако при проведении повторной проверки в июне 2018 года было установлено, что выявленные нарушения законодательства до настоящего времени не устранены, программа энергоэффективности не принята и не утверждена. Просит признать незаконным бездействие администраций администрациям Лорис-Меликовского, Князевского, Богодуховского, Большесафонинского и Большепесчанского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области, и обязать администрации Лорис-Меликовского, Князевского, Богодуховского, Большесафонинского и Большепесчанского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области организовать мероприятия по разработке и утверждению муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В судебном заседании представитель административного истца Бурков В.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были надлежаще уведомлены, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений относительно заявленных исковых требований не представили.
Выслушав заключение прокурора, изучив доводы административного искового заявления и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации предписывает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 8.2 ч. 1 и ч. 3 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организации и проведению иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Указанные полномочия органами местного самоуправления поселений осуществляются самостоятельно.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся, среди прочих, разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Частью 3 ст. 48 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ предусмотрено, что муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года.
Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 установлены требования к содержанию муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В частности, такие программы должны содержать перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий и т.д.
Названная муниципальная программа должна соответствовать постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
В нарушение указанных требований, в сельских поселениях муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на момент проверки, проведенной прокуратурой района в октябре 2015 года, не утверждена.
По данным фактам прокурором района 15.10.2018 в адрес администраций Лорис-Меликовского, Князевского, Богодуховского, Большесафонинского и Большепесчанского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области внесено представление. Согласно ответу на представление администрациями сельских поселений готовятся проекты программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В ходе повторной проверки, проведенной прокуратурой района в июне 2018 года, установлено, что до настоящего времени выявленные ранее нарушения, ответчиками по делу, не устранены.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Ввиду ограниченности бюджетных средств осуществляется их распределение по статьям расходов при формировании проекта бюджета муниципального образования. В этой связи увеличение расходов по какому-либо направлению деятельности органов местного самоуправления влечет необходимость уменьшения расходов при решении других вопросов местного значения.
Поскольку средства бюджета поселения расходуются на нужды соответствующего муниципального образования, а также на реализацию прав его жителей, они должны распределяться наиболее рациональным способом, чтобы исключить нарушения чьих-либо прав в этой связи. Таким образом, неэффективное расходование бюджетных средств в сфере энергообеспечения муниципальных объектов поселения влечет ущемление прав жителей данного поселения на полноту реализации их социальных прав, обеспечиваемых сельским поселением.
Поскольку круг данных лиц невозможно индивидуализировать (ввиду его постоянного изменения), он является неопределенным.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходит из того, что отсутствие вышеназванной программы и ее финансовой поддержки свидетельствует о ненадлежащей работе органа местного самоуправления по эффективному расходованию энергетических ресурсов, что приводит к излишнему расходованию бюджетных средств поселения, не исполнение данной обязанности нарушает единство правового пространства РФ.
На основании изложенного, суд считает, что прокурор обоснованно обратился с иском в суд, в соответствии с полномочиями, предоставленными ему ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, заявленные прокурором в интересах неопределённого круга лиц административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч.3 ст. 114Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.16 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, поскольку административные ответчики в лице администраций сельских поселений освобождены от уплаты государственной пошлины, она не подлежит взысканию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175,218,227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администраций Лорис-Меликовского, Князевского, Богодуховского, Большесафонинского и Большепесчанского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области по не разработке муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Обязать администрации Лорис-Меликовского, Князевского, Богодуховского, Большесафонинского и Большепесчанского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области организовать мероприятия по разработке муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Называевский городской суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.Б.Белоусов
Решение в окончательной форме изготовлено 03.08.2018