ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3110/2023 от 10.08.2023 Ленинскогого районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

УИД: 18RS0001-01-2023-002773-22

Дело № 2а-3110/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 августа 2023 года г. Ижевск

Ленинский районный суд г. Ижевска в составе председательствующего судьи Рябова Д.Н., при секретаре Зориной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района г. Ижевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «СОШ №», Администрации МО «Город Ижевск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

прокурор Ленинского района г. Ижевска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к МБОУ «СОШ №», Администрации МО «Город Ижевск» о признании бездействия Администрации МО «Город Ижевск», МБОУ «СОШ №» по устранению нарушений законодательства в сфере образования незаконным, возложении на Администрацию МО «Город Ижевск» обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения в сфере образования, а именно: обеспечить финансирование мероприятий по приобретению МБОУ «СОШ №» спортивного инвентаря: лыж – в количестве 35 комплектов, лыжных ботинок – в количестве 35 комплектов, лыжных палок – в количестве 35 комплектов; возложении на МБОУ «СОШ №12» в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу приобрести спортивный инвентарь: лыжи – в количестве 35 комплектов, лыжные ботинки – в количестве 35 комплектов, лыжные палки – в количестве 35 комплектов.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г. Ижевска проведена проверка соблюдения законодательства в сфере образования в МБОУ «СОШ № », в ходе которой установлен факт недостаточности спортивного инвентаря для проведения занятий по предмету «Физическая культура» в соответствии с рабочими учебными программами, разработанными на основе федеральных образовательных стандартов, исход из потребностей школы. Так, по состоянию на 22.02.2023 в школе обучается 946 человек, из которых 789 используют собственный лыжный инвентарь, 30 – используют школьный инвентарь. В МБОУ «СОШ № » имеется лишь 15 комплектов лыжного инвентаря (лыжи, ботинки, палки) Указанное свидетельствует о необеспеченности потребности в спортинвентаре и ведет к неосвоению учебной программы. В настоящее время у школы имеется потребность в приобретении следующего спортивного инвентаря: лыжи- 35 комплектов, лыжные ботинки – 35 пар, лыжные палки – 35 комплектов. Нехватка оборудования подтверждается письмом МБОУ «СОШ № » от 22.02.2023 № 16. Данные обстоятельства нарушают конституционное право обучающихся на получение общедоступного и бесплатного образования. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес директора МБОУ «СОШ № » вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере образования от 22.03.2023. Согласно ответу МБОУ «СОШ № » от 24.04.2023 года выявленные нарушения не устранены. Указанные нарушения являются следствием недостаточного финансирования, информация о необходимости выделения денежных средств для обеспечения образовательной деятельностью доводилась до Управления образования Администрации г. Ижевска. Вместе с тем, в настоящий момент финансирование на указанные мероприятия не предоставлено. Согласно п. 1.3 Устава МБОУ «СОШ № учредителем Учреждения является муниципальное образование «Город Ижевск» в лице Администрации города Ижевск. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Администрации города Ижевска осуществляет Управление образования Администрации города Ижевска. Учитывая отсутствие у образовательной организации достаточных средств на приобретение в полном объеме лыжных комплектов необходимых для общеобразовательной деятельности, наличие субсидиарной ответственности Администрации МО «Город Ижевск» по обязательствам как представителя учредителя образовательной организации и собственника занимаемого им здания, расходы на приобретение следует возложить на Администрацию МО «Город Ижевск».

В судебном заседании представитель процессуального административного истца Насретдинова Р.Р. заявленные требования поддержала.

Представитель административного истца МБОУ «СОШ » Вятчанина О.И., действующая на основании приказа, в судебном заседании заявленные административные исковые требования признала.

Представитель административного ответчика Администрации МО «Город Ижевск» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки не сообщил.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика

Суд, изучив и исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 4 статьи 218 КАС РФ).

В соответствии с ч. ч. 2, 4 ст. 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным, при этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Как следует из статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч.3 ст. 28 ФЗ № 273).

Согласно п. 16 ч.3 ст. 28 ФЗ № 273 к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, согласно п. 24 организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.

При этом материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность занятия обучающихся физической культурой и спортом.

На основании п. 1 ст. 35 ФЗ № 273 Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 6 сентября 2022 г. № 804 утвержден Перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, в перечень включен лыжный комплект (1.7.78).

Материалами дела установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Ижевска проведена проверка соблюдения законодательства в сфере образования в МБОУ «СОШ ».

Проверкой установлен факт недостаточности спортивного инвентаря для проведения занятий по предмету «Физическая культура» в соответствии с рабочими учебными программами, разработанными на основе федеральных образовательных стандартов, исходя из потребностей школы.

Так, по состоянию на 22.02.2023 в школе обучается 946 человек, из которых 789 используют собственный лыжный инвентарь, 30 – используют школьный инвентарь. В МБОУ «СОШ № » имеется лишь 15 комплектов лыжного инвентаря (лыжи, ботинки, палки) Указанное свидетельствует о необеспеченности потребности в спортинвентаре и ведет к неосвоению учебной программы.

В настоящее время у школы имеется потребность в приобретении следующего спортивного инвентаря: лыжи- 35 комплектов, лыжные ботинки – 35 пар, лыжные палки – 35 комплектов. Нехватка оборудования подтверждается письмом МБОУ «СОШ » от 22.02.2023 № 16.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес директора МБОУ «СОШ » вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере образования от 22.03.2023.

Проанализировав представленные сторонами доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к выводу о доказанности факта отсутствия в образовательном учреждении 35 комплектов лыжного оборудования (лыжи, лыжные ботинки, лыжные палки).

Согласно п. 1.3 Устава МБОУ «СОШ » учредителем Учреждения является муниципальное образование «Город Ижевск» в лице Администрации города Ижевск. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Администрации города Ижевска осуществляет Управление образования Администрации города Ижевска.

В соответствии со ст. 123.21 ГК РФ учреждение созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

В силу статей 15, 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» орган местного самоуправления, являясь МБОУ «СОШ » обязан обеспечивать финансирование мероприятия по приобретению необходимого лыжного оборудования.

На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возлагается на собственника этого имущества.

Согласно Уставу МБОУ «СОШ » учреждение является бюджетным; учредителем и собственником учреждения является муниципальное образование «Город Ижевск» в лице Администрации города Ижевск.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что бездействие органа местного самоуправления по неисполнению федерального законодательства в сфере образования является незаконным, нарушает права неопределенного круга лиц.

На основании приведенных нормативных актов суд находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора Ленинского района г. Ижевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «СОШ », Администрации МО «Город Ижевск» о признании бездействия Администрации МО «Город Ижевск», МБОУ «СОШ » по устранению нарушений законодательства в сфере образования незаконным, возложении на Администрацию МО «Город Ижевск» обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения в сфере образования, а именно: обеспечить финансирование мероприятий по приобретению МБОУ «СОШ » спортивного инвентаря: лыж – в количестве 35 комплектов, лыжных ботинок – в количестве 35 комплектов, лыжных палок – в количестве 35 комплектов; возложении на МБОУ «СОШ » в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу приобрести спортивный инвентарь: лыжи – в количестве 35 комплектов, лыжные ботинки – в количестве 35 комплектов, лыжные палки – в количестве 35 комплектов - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Ижевск», МБОУ «СОШ » по устранению нарушений законодательства в сфере образования.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Ижевск» (ИНН 1826001137, ОГРН 1031800554400) в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения в сфере образования, а именно: обеспечить финансирование мероприятий по приобретению МБОУ «СОШ » спортивного инвентаря: лыж – в количестве 35 комплектов, лыжных ботинок – в количестве 35 комплектов, лыжных палок – в количестве 35 комплектов.

Обязать МБОУ «СОШ » в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу приобрести спортивный инвентарь: лыжи – в количестве 35 комплектов, лыжные ботинки – в количестве 35 комплектов, лыжные палки – в количестве 35 комплектов.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в порядке апелляционного производства путем принесения апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11.08.2023г.

Судья Д.Н. Рябов