Дело № 2а-3111/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2018 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Герасимовой Е.В.,
при секретаре Кехян А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к УФССП России по Калининградской области, ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском, указав, что в марте 2018 г. ей стало известно об аресте ее банковского счета №, открытого с < ИЗЪЯТО >. При этом оплата задолженности списана со счета в полном объеме арестованной денежной суммы. Основанием для ареста послужило исполнительное производство №-ИП от 3 ноября 2015 года, возбужденное в ОСП Октябрьского района г. Калининграда. В связи с ликвидацией ОСП 09 апреля 2018 г. она обратилась в УФССП России по Калининградской области с заявлением о снятии ареста со счета, поскольку оснований для него в настоящее время не имеется. Заявление получено административным ответчиком 12 апреля 2018 г., однако до настоящего времени ответ на него не получен, арест с банковского счета не снят. Указанное бездействие ответчика, связанное с игнорированием обращения о снятии ареста со счета, является незаконным, чем нарушается право собственности на принадлежащие ей денежные средства. Просит признать незаконным бездействие УФССП по Калининградской области по непредоставлению ответа на обращение о снятии ареста с банковского счета, обязать устранить допущенные нарушения.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в иске ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель административного истца ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, которые приобщены к материалам дела.
Представитель административного ответчика УФССП России по Калининградской области ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных требований. Пояснил, что в 2016 г. произошло изменение структуры подразделений УФССП по Калининградской области путем объединения отделов судебных приставов Центрального района № 1 и отдела судебных приставов Центрального района № 2 г. Калининграда, в результате чего был образован отдел судебных приставов Центрального района г. Калининграда УФССП по Калининградской области, где находится исполнительное производство №-ИП в отношении должника ФИО1 Заявление, поступившее в УФССП по Калининградской области, было передано по территориальности в ОСП Центрального района г. Калининграда, где было зарегистрировано 18 апреля 2018 г. Ответ заявителю был дан в течение 10 дней. Арест со счета снят в июле 2018 г., права административного истца не нарушены.
ОСП Центрального района по г. Калининграду УФССП по Калининградской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дав им оценку, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 17 сентября 2015 г. на основании исполнительного документа – постановления ЦАФАП ОДД ГИБДД № от < Дата > в ОСП Центрального района № 2 г. Калининграда было возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с должника ФИО1 административного штрафа в сумме < ИЗЪЯТО > рублей.
В рамках данного исполнительного производства 03 ноября 2015 года судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района № 2 ФИО было вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете должника.
< Дата > исполнительное производство было окончено фактическим исполнением на основании перечисления от должника денежных средств платежными поручениями № от < Дата >, № от < Дата >, № от < Дата >
< Дата > судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района №ФИО вынесено постановление об отмене мер по обращению взыскания на денежные средства должника ФИО1, находящиеся на счете.
В период с 20 июля по 12 августа 2016 года произошло изменение структуры подразделений УФССП по Калининградской области путем объединения отделов судебных приставов Центрального района № 1 и отдела судебных приставов Центрального района № 2 г. Калининграда, в результате чего был образован отдел судных приставов Центрального района г. Калининграда УФССП по Калининградской области.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, ФИО1 ссылается на то, что 09 апреля 2018 г. она обратилась в УФССП по Калининградской области с заявлением о снятии ареста с ее банковского счета, о передаче ее заявления в ОСП Центрального района г. Калининграда она уведомлена не была, решение, принятое по результатам рассмотрения ее заявления, по надлежащему адресу ей не направлено.
Порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, определен статьей 64.1 Закона об исполнительном производстве.
В соответствии с положениями названной статьи заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства (пункт 1).
Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов (пункт 3).
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (пункт 5).
Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю (пункт 7).
В соответствии с п. 3.1 Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденных Федеральной службой судебных приставов России от 11 апреля 2014 года N 15-9, по результатам рассмотрения заявления (ходатайства) должностным лицом службы судебных приставов принимается одно их следующих процессуальных решений: об удовлетворении полностью или частично заявления (ходатайства), о чем выносится постановление; об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства), о чем выносится постановление; об отказе в рассмотрении заявления (ходатайства) по существу.
Пунктом 4.1 приведенных Методических рекомендаций установлено, что при поступлении на рассмотрение в ФССП России, территориальные органы ФССП России, структурные подразделения территориального органа ФССП России, Управление по исполнению особо важных исполнительных производств обращений, направленных в рамках Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и содержащих, в том числе заявления (ходатайства) в порядке статьи 64.1 Закона, должностные лица службы судебных приставов рассматривают заявления (ходатайства) в порядке и сроки, установленные ст. 64.1 Закона, с вынесением соответствующих постановлений; иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" с подготовкой мотивированного ответа.
Согласно п. 2.2. названных выше рекомендаций в соответствии со ст. 64.1 Закона заявление (ходатайство) передается для рассмотрения должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления данного заявления (ходатайства) в подразделение судебных приставов.
Если должностное лицо, получившее заявление (ходатайство), не правомочно его рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление (ходатайство) должностному лицу службы судебных приставов, правомочному его рассматривать. При этом о передаче на рассмотрение заявления (ходатайства) иному должностному лицу ФССП России уведомляется лицо, подавшее заявление (ходатайство).
Должностное лицо службы судебных приставов в соответствии с ч. 5 ст. 64.1 Закона рассматривает заявление (ходатайство) в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления (ходатайства) (п.п. 2.3, 2.4 Методических рекомендаций).
В силу ч. 2 ст. 15 Федерального закона "Об исполнительном производстве" сроки в исполнительном производстве исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Как установлено судом, 09 апреля 2018 г. ФИО1 обратилась в УФССП по Калининградской области с заявлением о снятии ареста с ее банковского счета, о принятых мерах просила уведомить ее письменно по адресу проживания.
По результатам рассмотрения заявления (ходатайства) ФИО1 26 апреля 2018 г., то есть в срок, установленный ст. 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве", судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области ФИО было вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) в связи с тем, что 24 ноября 2015 г. в рамках исполнительного производства №-ИП вынесено постановление об отмене обращения взыскания на денежные средства, которое посредством электронного документооборота было направлено в < ИЗЪЯТО >
Согласно реестру почтовых отправлений, постановление от 26 апреля 2018 г. было направлено заявителю 27 апреля 2018 г. по адресу, указанному в материалах исполнительного производства: < адрес >.
Таким образом, незаконного бездействия по не направлению в адрес административного истца ФИО1 копии постановления, принятого по результатам рассмотрения ее заявления (ходатайства), не допущено, действия судебного пристава-исполнителя в полной мере соответствовали предписаниям вышеизложенных законоположений.
Факт направления копии постановления не по месту регистрации заявителя: < адрес >, указанному в заявлении от 09 апреля 2018 г., а по адресу, имеющемуся в материалах исполнительного производства, как и то обстоятельство, что административный истец не был уведомлен о передаче на рассмотрение заявления (ходатайства) в ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области, не являются достаточным основанием для удовлетворения требований административного иска, поскольку не влечет нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца и не возлагает на него какую-либо обязанность.
В ходе рассмотрения дела представителем административного истца было подтверждено, что в настоящее время арест с банковского счета ФИО1, открытого в < ИЗЪЯТО > снят.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, в суд могут быть обжалованы только такие решения, действия (бездействие), которые не соответствуют закону и нарушают права заявителя на момент рассмотрения спора в суде, либо имеют такие последствия, которые могут быть приведены в соответствие с законом на основании судебного решения, путем наложения обязанности на соответствующий орган совершить конкретные действия.
Для удовлетворения требований истца о признании бездействия незаконным недостаточно одного только установления нарушения законодательства, такое нарушение в бесспорном отношении к самому истцу должно приводить к нарушению его прав. При этом решение суда в силу требований о его исполнимости должно приводить к реальному восстановлению нарушенного права, либо устранять препятствия к реализации названного права.
Учитывая приведенные выше нормы права, оценив доказательства в их связи и совокупности, суд приходит к выводу о том, что неуведомление УФССП России по Калининградской области о передаче заявления ФИО1 в ОСП Центрального района г. Калининграда, направление постановления, принятого по результатам рассмотрения заявления по адресу, указанному в материалах исполнительного производства, а не по месту ее регистрации, не свидетельствует о допущенном бездействии, поскольку арест с ее банковского счета был снят, негативные последствия административному истцу не причинены.
При таком положении, с учетом приведенных норм материального и процессуального права, суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО1 требования подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
В окончательной форме решение изготовлено 15 октября 2018 года.
Судья Е.В.Герасимова