ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3112/2023 от 06.10.2023 Орджоникидзевского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-3112/2023

УИД 59RS0006-02-2023-002378-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 октября 2023 года г.Пермь

Орджоникидзевский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Сориной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Долгановой П.А.,

с участием помощника прокурора Орджоникидзевского района г.Перми Храмовой М.В.,

представителя администрации Орджоникидзевского района г.Перми Величко И.В., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску и.о. прокурора Орджоникидзевского района г.Перми в интересах неопределённого круга лиц к администрации г.Перми, администрации Орджоникидзевского района г.Перми о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Орджоникидзевского района г.Перми обратился в суд с иском к администрации г.Перми, администрации Орджоникидзевского района г.Перми о возложении обязанностей.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Перми проведена проверка исполнения законодательства о дорогах и дорожной деятельности, регулирующего вопросы учета объектов дорожного хозяйства и принятия в муниципальную собственность бесхозяйных участков улично-дорожной сети.

Установлено, что администрацией Орджоникидзевского района г. Перми направлялась в департамент дорог и благоустройства администрации г. Перми документация для подготовки заключения о целесообразности и необходимости приема в муниципальную собственность бесхозяйных объектов транспортной инфраструктуры, в том числе внутриквартальных проездов расположенных по адресам:

-проезд от <АДРЕС> до <АДРЕС>;

-проезд от <АДРЕС> до <АДРЕС>;

-проезд от <АДРЕС> до <АДРЕС>.

(дата), (дата), (дата) Департаментом дорог и благоустройства администрации г. Перми выданы заключения об обоснованности и целесообразности принятия в муниципальную собственностьвнутриквартальных проездов расположенных по адресам:проезд от <АДРЕС> до <АДРЕС>;проезд от <АДРЕС> до <АДРЕС>;проезд от <АДРЕС> до <АДРЕС>, с последующей постановкой на баланс в МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района».

До настоящего времени данные участки улично-дорожной сети в муниципальную собственность не приняты, сведения о земельных участках в реестре муниципального имущества города Перми отсутствуют. Данные автомобильные дороги являются бесхозяйными.

Просит суд признать незаконным бездействие Администрации Орджоникидзевского района г. Перми, Администрации г. Перми, выразившееся в непринятии мер по инвентаризации, постановке на кадастровый учет, учет в качестве бесхозяйных автомобильных дорог, а также разработке технических паспортов на объекты транспортной инфраструктуры - внутриквартальных проездов:

- проезд от <АДРЕС> до <АДРЕС>;

- проезд от <АДРЕС> до <АДРЕС>;

- проезд от <АДРЕС> до <АДРЕС>.

Обязать администрацию Орджоникидзевского района г. Перми, администрацию города Перми в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку данных объектов транспортной инфраструктуры, на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в ЕГРН, а также получить технические паспорта на них.

Представительадминистративного истца – помощник прокурора Орджоникидзевского района г.Перми Храмова М.В. в судебном заседании на требованиях настаивала.

Представительадминистративного ответчика администрации г.Перми в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, направил отзыв, в котором просил в удовлетворении требований к администрации г. Перми отказать, поскольку специалистами администрации района в рамках имеющихся полномочий и доведенных лимитов ежегодно проводятся все необходимые мероприятия по бесхозяйным автомобильным дорогам, внутриквартальным проездам путем их выявления, получения заключения о целесообразности приема в муниципальную собственность, осуществления действий, необходимых для проведения технической инвентаризации, постановки на кадастровый учет. Администрация города Перми в рамках своих полномочий, проводит все возможные мероприятия, направленные на инвентаризацию и паспортизацию бесхозяйных дорог, но в силу специфических характеристик, исполнить, в срок, который может быть установлен решением суда - 90 дней, не представляется возможным. Финансирование в настоящее время не предоставлено, просит увеличить срок исполнения судебного акта до 1 года.

Представитель административного ответчика администрации Орджоникидзевского района г. Перми Величко И.В. в судебном заседании требования не признала, бездействие администрации района отсутствует. Суду пояснила, что администрацией района на постоянной основе проводится работа по инвентаризации и паспортизации бесхозяйных автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, включенных в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми от 02.06.2009 № 298, а также объектов, не включенных в указанный перечень.В отношении проезда от <АДРЕС> до <АДРЕС> заключение департамента дорог и благоустройства администрации <АДРЕС> об обоснованности и целесообразности принятия выявленного бесхозяйного объекта получено (дата).В отношении проезда от <АДРЕС> до <АДРЕС> заключение департамента дорог и благоустройства администрации города Перми об обоснованности и целесообразности принятия выявленного бесхозяйного объекта получено (дата).В отношении проезда от <АДРЕС> до <АДРЕС> заключение департамента дорог и благоустройства администрации города Перми об обоснованности и целесообразности принятия выявленного бесхозяйного объекта получено (дата).Муниципальный контракт на проведение инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог в 2022 году уже был заключен.В 2023 году заключен муниципальный контракт №... на паспортизацию и инвентаризацию, в том числе изготовление технического плана бесхозяйных автомобильных дорог. Согласно спецификации указанный выше автомобильные внутриквартальные проезды не включены в план-график на 2023 год ввиду ограниченного финансирования на данные мероприятия. В настоящее время денежные средства для совершения мероприятий, связанных с постановкой объектов транспортной инфраструктурына государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в ЕГРН, содержащихся в исковых требованиях, выделены, администрацией Орджоникидзевского района г.Перми направлено коммерческое предложение на выполнение работ по инвентаризации и паспортизации бесхозяйных автомобильных дорог. Полагает, что в связи с предстоящим зимним периодом, прокурором установлен необоснованный срок для выполнения мероприятий связанных с постановкой объектов транспортной инфраструктурына государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в ЕГРН, так как при наличии снежного покрова у кадастрового инженера могут возникнуть сложности при топографической сьемке объекта.

Представитель заинтересованного лица Департамента дорог и благоустройства администрации г. Перми в судебное заседания не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, заслушав представителя административного истца Храмову М.В., представителя административного ответчика Величко И.В., исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, …прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок принятия на учёт объекта недвижимого имущества определён действующим с 01.01.2017 Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», в силу п.5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт, а в случае постановки на учёт линейного объекта по истечении трёх месяцев со дня постановки на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу ст.2Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно ст.5 данного федерального закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.

Как следует из п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относитсядорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу части 3 статьи 5 указанного Федерального закона к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Частью 9 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Статьёй 10 данного федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестраавтомобильных дорог.

Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ установлена обязанность органов местного самоуправления вести реестр муниципального имущества (ст.51).

Постановлением администрации г.Перми от 22.02.2008 №130 утверждён Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации г.Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в собственность муниципального образования город Пермь.

По смыслу определений, указанных в п.п. 3.8 – 3.10, 4.2 ГОСТ 33388-2015. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», паспортизация автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с составлением технического паспорта и формированием базы дорожных данных. Данные паспортизации используются для учёта дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Техническому учёту и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Орджоникидзевского района г.Перми проведена проверка соблюдения законодательства о дорогах и дорожной деятельности.

В результате проверки выявлены бесхозяйные объекты транспортной инфраструктуры (участки улично-дорожной сети) – внутриквартальные проезды, расположенные по адресам:-проезд от <АДРЕС> до <АДРЕС>;-проезд от <АДРЕС> до <АДРЕС>;-проезд от <АДРЕС> до <АДРЕС>, которые до настоящего времени в муниципальную собственность не приняты, в реестре муниципального имущества г.Перми не значатся, технические и кадастровые паспорта на указанные объекты отсутствуют.

(дата) комиссией в составе и.о. начальника отдела эксплуатации и содержания ОВБ МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района», главного специалиста отдела благоустройства администрации Орджоникидзевского района г.Перми проведено обследование территории Орджоникидзевского района г. Перми, в ходе которого установлено, что проведен осмотр внутриквартального проезда от <АДРЕС> до <АДРЕС> указанному адресу располагается предположительно бесхозяйная дорога/проезд, ориентировочной протяженностью 280 м. (в асфальтовом покрытии 160 м, в щебеночном покрытии 120 м), состояние удовлетворительное. Составлен акт, схема расположения.

Департаментом дорог и благоустройства администрации г. Перми (дата) ответ на запрос администрации Орджоникидзевского района г.Перми направлено заключение №... об обоснованности и целесообразности принятия выявленного бесхозяйного объекта проезда от <АДРЕС> до <АДРЕС>, с последующей постановкой на баланс в МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района».

(дата) комиссией в составе и.о. начальника отдела эксплуатации и содержания ОВБ МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района», главного специалиста отдела благоустройства администрации Орджоникидзевского района г. Перми проведено обследование территории Орджоникидзевского района г. Перми, в ходе которого установлено, что проведен осмотр внутриквартального проезда от <АДРЕС> до <АДРЕС> указанному адресу располагается предположительно бесхозяйная дорога/проезд, ориентировочной протяженностью 250 м. (в асфальтовом покрытии 220 м, в щебеночном покрытии 30 м), состояние удовлетворительное. Составлен акт, схема расположения.

Департаментом дорог и благоустройства администрации г. Перми (дата) ответ на запрос администрации Орджоникидзевского района г. Перми направлено заключение №... об обоснованности и целесообразности принятия в муниципальную собственность проезда от <АДРЕС> до <АДРЕС>, с последующей постановкой на баланс в МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района».

(дата) комиссией в составе и.о. начальника отдела эксплуатации и содержания ОВБ МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района», главного специалиста отдела благоустройства администрации Орджоникидзевского района г. Перми проведено обследование территории Орджоникидзевского района г. Перми, в ходе которого установлено, что проведен осмотр внутриквартального проезда от <АДРЕС> до <АДРЕС>. По указанному адресу располагается предположительно бесхозяйная дорога/проезд, ориентировочной протяженностью 250 м. (в асфальтовом покрытии), состояние удовлетворительное. Проезд общего пользования местного значения к жилым многоквартирным домам и отделению ГИБДД района. Составлен акт, схема расположения.

Департаментом дорог и благоустройства администрации г. Перми (дата) ответ на запрос администрации Орджоникидзевского района г.Перми направлено заключение №... об обоснованности и целесообразности принятия в муниципальную собственность проезда от <АДРЕС> до <АДРЕС> последующей постановкой на баланс в МКУ «Пермблагоустройство».

Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Орджоникидзевского района г.Перми.

Суд считает, что внутриквартальные проезды, расположенные по адресам: - проезд от <АДРЕС> до <АДРЕС>; - проезд от <АДРЕС> до <АДРЕС>; - проезд от <АДРЕС> до <АДРЕС> являются бесхозяйной недвижимой вещью, расположены в административных границах муниципального образования Город Пермь, поэтому в соответствии с действующим законодательством и, исходя из интересов населения, администрации надлежит совершить действия, предусмотренные ч. 3 ст. 225 ГК РФ – обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества вышеуказанные участки дороги.

Кроме органа местного самоуправления, других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, в законе не указано. Данное положение закона имеет императивный характер, то есть предписывает в обязательном порядке постановку на учёт бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления. Поэтому органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества и, тем самым, в определённой степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.

Бездействие органа местного самоуправления может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, в сфере надлежащего обеспечения безопасности дорожного движения.

Поскольку право собственности на спорное недвижимое имущество, расположенное на территории г.Перми, в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, спорные участки улично-дорожной сети отвечают признаками автомобильной дороги общего пользования местного значения, на кадастровом учете не стоят, следовательно, данное имущество имеет признаки бесхозяйного, а потому в силу положений п. 3 ст. 225 ГК РФ, имеются основания для возложения на администрацию Орджоникидзевского района г.Перми, администрацию г.Перми обязанности произвести действия для принятия на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, объектов недвижимости – проезда от <АДРЕС> до <АДРЕС>; - проезда от <АДРЕС> до <АДРЕС>; - проезда от <АДРЕС> до <АДРЕС> как бесхозяйного, а также получения согласованных технических паспортов на них.

Доказательств, того что спорные объекты не имеют признаков бесхозяйного имущества, административными ответчиками не представлено.

Довод о том, что в связи с предстоящим объемом организационных мероприятий исполнить решение суда в течение 90 дней со дня вступления решения суда в законную силуне представляется возможным, суд считает необоснованным, поскольку материалами дела, а также из пояснений представителя административного ответчика установлено, что денежные средства для совершения мероприятий, связанных с постановкой объектов транспортной инфраструктурына государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в ЕГРН, содержащихся в исковых требованиях, выделены, администрацией Орджоникидзевского района г.Перми направлено коммерческое предложение на выполнение работ по инвентаризации и паспортизации бесхозяйных автомобильных дорог. С учетом установленных обстоятельств, а также предстоящего объема работ, срок, содержащийся в требованиях прокурора, является разумным, обоснованно достаточным для совершения действий, направленных на выполнение заявленных административных исковых требований. Кроме того, суд учитывает, что административный ответчик при наличии объективных причин не лишен права обращения в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г.Перми к в интересах неопределённого круга лиц к администрации г.Перми, администрации Орджоникидзевского района г.Перми о возложении обязанностей, - удовлетворить.

Возложить на администрацию Орджоникидзевского района г.Перми, администрацию г.Перми обязанность обеспечить постановку объекта транспортной инфраструктуры – внутриквартальных проездов:

- проезд от <АДРЕС> до <АДРЕС>;

- проезд от <АДРЕС> до <АДРЕС>;

- проезд от <АДРЕС> до <АДРЕС> на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в ЕГРН, получить технический паспорт на данный объект в течение 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу, сообщить об исполнении решения в данной части в суд и административному истцу в течение месяца со дня истечения установленного срока.

На решение суда по административному делу может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16.10.2023 года.

Судья Е.В. Сорина