ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3115/2023 от 20.11.2023 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-3115/2023

24RS0013-01-2023-001543-16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2023 года пгт. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Павловой К.П.,

при секретаре Мартиросян А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению КГБУЗ «Емельяновская РБ» к ОСП по Емельяновскому району ГУФССП России по Красноярскому краю, ГУФССП России по Красноярскому краю о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ-ИП,

УСТАНОВИЛ:

КГБУЗ «Емельяновская РБ» обратилось в суд с административным иском к ОСП по Емельяновскому району ГУФССП России по Красноярскому краю о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ-ИП.

Требования мотивировало тем, что ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель ОСП по Емельяновскому району УФССП России по Красноярскому краю ФИО1 рассмотрела исполнительный лист ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Емельяновским районным судом по делу , предмет исполнения: государственная пошлина, присужденная судом в доход федерального бюджета в сумме 1 475 руб. 75 коп. Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в личный кабинет портала «Госуслуги» Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Емельяновская районная больница». Поскольку в исполнительном документе неверно указан должник - Краевое муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Емельяновская центральная районная больница», исполнительный лист ДД.ММ.ГГГГ возвращен в ОСП по Емельяновскому району с приложением листа записи ЕГРЮЛ. ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по Емельяновскому району направлено уведомление о невозможности исполнить требования постановления о взыскании сумм и необходимости направления исполнительного документа в Министерство финансов Красноярского края. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству с должника Краевое муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Емельяновская центральная районная больница». Полагают, что данное постановление незаконно.

Судом к участию в деле административными соответчиками привлечены ГУ ФССП России по Красноярскому краю.

В судебном заседании представитель КГБУЗ «Емельяновская РБ» не явился о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного истца, суд полагает требования КГБУЗ «Емельяновская РБ» подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Обязательным условием удовлетворения административного искового заявления о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконными является совокупность следующих условий: 1) установления незаконности действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя и 2) нарушение им прав административного истца.

В соответствии с Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц; судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

В силу требований ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Ч. 2 статьи 1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что условия и порядок исполнения судебных, актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также средств, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейском сопровождению, устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджета бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с данным кодексом средства участников казначейского сопровождения осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.- 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 этого кодекса (пункт 1).

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с поименованным кодексом средств участников казначейского сопровождения службой судебных приставов не производится за исключением случаев, установленных названным кодексом (пункт 2). Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации наподлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с данным кодексом средства участников казначейского сопровождения на основании судебных актов производится соответствии с главой 24.1 этого кодекса.

Согласно ст.20 Федерального закона от 8.05.2010 № ФЗ-83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» лицевые счета федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютнымзаконодательствомРоссийской Федерации), открываются и ведутся соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, финансовых органах муниципальных образований. Проведение операций со средствами бюджетных учреждений осуществляется территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципального образования) впорядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования), от имени и по поручению указанных учреждений в пределах остатка средств, поступивших бюджетным учреждениям. Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в следующем порядке: обращение взыскания на средства бюджетных учреждений (далее в настоящей части - бюджетное учреждение - должник) осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов (далее - решение налогового органа) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленнымизаконодательствомРоссийской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов; орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа или решения налогового органа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя или уведомление о поступлении решения налогового органа; бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, распоряжение о совершении казначейского платежа, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника. Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа. Орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, впорядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования); в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника,информируетоб этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока.

Как следует из материалов дела, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя ОСП по Емельяновскому району УФССП России по Красноярскому краю на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Емельяновским районным судом Красноярского края по делу , предмет исполнения: государственная пошлина, присужденная судом в доход федерального бюджета в сумме 1 475 руб. 75 коп., возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Краевого муниципального учреждения здравоохранения «Емельяновская центральная районная больница» (л.д.33-35).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя ОСП по Емельяновскому району УФССП России по Красноярскому краю взыскан исполнительский сбор в размере 10 000 руб. за неисполнение в установленный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в отношении Краевого муниципального учреждения здравоохранения «Емельяновская центральная районная больница» (л.д.45).

Оценивая представленные по делу доказательства, суд учитывает, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя ОСП по Емельяновскому району УФССП России по Красноярскому краю на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ ФС выданного Емельяновским районным судом <адрес> по делу , предмет исполнения: государственная пошлина, присужденная судом в доход федерального бюджета в сумме 1 475 руб. 75 коп., возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Краевого муниципального учреждения здравоохранения «Емельяновская центральная районная больница». Более того, в соответствии с положениями БК РФ, ФЗ «Об исполнительном производстве» у судебного пристава-исполнителя не имелось оснований к возбуждению исполнительного производства связи с особенностями бюджетного регулирования взыскания с государственного бюджетного учреждения. Согласно ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ-83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» исполнительный документ направляется взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, последний, в свою очередь, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя.

Принимая во внимание, что поскольку постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" возбуждено исполнительное производство, в том числе, неверно поименован должник - Краевое муниципальное учреждение здравоохранения «Емельяновская центральная районная больница», соответственно, незаконным является оспариваемое административным истцом постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Краевого муниципального учреждения здравоохранения «Емельяновская центральная районная больница» исполнительского сбора в размере 10 000 руб. за неисполнение в установленный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, что, безусловно, нарушило права административного истца, суд полагает необходимым признать незаконным постановление судебного пристава - исполнителя ОСП по Емельяновскому району от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ-ИП.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования КГБУЗ «Емельяновская РБ» к ОСП по Емельяновскому району ГУФССП России по Красноярскому краю, ГУФССП России по Красноярскому краю о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ-ИП, удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава - исполнителя ОСП по Емельяновскому району от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ-ИП.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца (05.12.2023г.).

Председательствующий К.П. Павлова