УИД <номер>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2022 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Шопик М.С.,
при секретаре Хахановой Т.С.,
с участием представителя административного истца <ФИО>2 по доверенности <ФИО>5, представителя административного ответчика КУМИ администрации г. Иркутска, заинтересованного лица администрации г. Иркутска по доверенностям <ФИО>6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <номер> по административному иску <ФИО>2 к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
установил:
<ФИО>2 обратился в суд с административным иском, указав в обоснование, что обратился в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска (далее - КУМИ администрации г. Иркутска) с заявлением от <дата><номер> о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью 878 кв.м., под индивидуальное жилищное строительство, расположенного в <адрес>, условный номер <номер>, в соответствии с проектом межевания территории элемента П-04-05, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от <дата><номер>, в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). КУМИ администрации г. Иркутска письмом от <дата><номер> отказало в согласовании предоставления земельного участка в аренду на основании подпункта 10 пункта 32 главы 13 раздела II административного регламента, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от <дата><номер>, в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке расположены забор и теплица. До момента обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду, административный истец осмотрел участок и убедился в том, что на земельном участке нет каких-либо капитальных строений, позволяющих идентифицировать их как объекты недвижимого имущества.
В связи с чем просит суд признать незаконным отказ КУМИ г. Иркутска от <дата><номер> в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, площадью 878 кв.м., для индивидуального жилищного строительства, расположенного в г. Иркутске, условный номер <номер>, в соответствии с проектом межевания территории элемента П-04-05, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от <дата><номер>, по заявлению <ФИО>2 от <дата><номер>, выраженное в письме от <дата><номер>; возложить обязанность на КУМИ администрации г. Иркутска рассмотреть заявление <ФИО>2 от <дата><номер> в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, площадью 878 кв.м., для индивидуального жилищного строительства, расположенного в г. Иркутск, условный номер <номер>, в соответствии с проектом межевания территории элемента П-04-05, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от <дата><номер>, в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Административный истец <ФИО>2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель административного истца по доверенности <ФИО>5 в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного искового заявления, поддержал доводы, изложенные в нем. Дополнительно пояснив, что ранее земельным участком пользовалось мать административного истца. Указанные в акте осмотра от <дата> постройки – теплицы не являются объектами недвижимости и не обладают признаками капитального строения в порядке, предусмотренном положениями статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Представитель административного ответчика КУМИ г. Иркутска, заинтересованного лица администрации г. Иркутска по доверенностям <ФИО>6 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административных требований <ФИО>2 по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.
Суд, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца, извещенного судом надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Согласной положений части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого действия (решения) нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное бессрочное) пользование.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
Положениями пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
На основании подпунктов 1-3 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Подпунктом 4 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)
Положения указанной нормы права, исходя из анализа ее содержания, направлены на защиту интересов третьих лиц, чьи находящиеся в собственности здания, сооружения находятся на испрашиваемом заявителем земельном участке, а также на исключение возможности представления в собственность земельного участка, когда в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями.
Порядок реализации права предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Решением Думы г. Иркутска от <дата><номер> «О комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска» утверждено Положение о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска.
Пунктом 1 Положения регламентировано, что КУМИ администрации г. Иркутска является отраслевым (функциональным) органом администрации г. Иркутска, осуществляющим деятельность в сфере имущественных и земельных отношений.
На КУМИ администрации г. Иркутска возложена задача по обеспечению эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами г. Иркутска (подпункт 3 пункта 10 Положения).
В соответствии с пунктом 13 Положения КУМИ администрации г. Иркутска для обеспечения задач по эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами г. Иркутска утверждает схемы расположения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Иркутска, государственная собственности на которые не разграничена, на кадастровом плане соответствующей территории уточняет местоположение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена; принимает решение о предоставлении или обеспечивает предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в порядке, установленном муниципальными правовыми актами г. Иркутска.
Порядок предварительного согласования предоставления земельных участков регламентируется статьей 39.15 ЗК РФ, административными регламентом «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в собственности городского округа муниципального образования города Иркутск, а также государственная собственность на которые не разграничена», утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от <дата><номер>.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 32 главы 13 административного регламента, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от <дата><номер>, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является, если на указанном в заявлении земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ, либо с заявлением обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 ГрК РФ.
Судом установлено, <дата><ФИО>2 обратился в КУМИ администрации г. Иркутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 877,8 кв.м., расположенного в г. Иркутск, условный номер <номер>, планировочный элемент П-04-05, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от <дата><номер>, в качестве оснований указав подпункт 14 статьи 39.10 ЗК РФ.
<дата> в письме <номер> КУМИ администрации г. Иркутска отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпункта 10 пункта 32 главы 13 административного регламента – на указанном в заявлении земельном участке расположены сооружения, принадлежащие гражданам (третьим лицам).
Согласно ответу заместителя председателя комитета – начальника департамента архитектуры и градостроительства от <дата><номер> - в соответствии с генеральным планом <адрес>, утвержденным решением Думы г. Иркутска от <дата><номер>, указанный земельный участок находится в границах планировочного элемента П-04-05 в функциональной зоне «Жилые зоны (П-04-05/100)»; - в соответствии с проектом планировки территории планировочного элемента П-04-05, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от <дата><номер>, указанный земельный участок не расположен в границах зон планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения. Сведения о планируемом размещении линейных объектов в отношении территории, в границах которой расположен указанный земельный участок, отсутствуют. На земельном участке не установлена красная линия. - В соответствии с правилами землепользования и застройки части территории <адрес>, за исключением территории в границах исторического поселения г. Иркутск, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 28.10.2016 № 006-20-260430/6, указанный земельный участок находится в территориальной зоне «Зоны застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами с приусадебными земельными участками (1-3 эт.) (ЖЗ-101)» (статья 32), в планировочном элементе П-04-05, земельный участок частично расположен в границах территории объекта археологии; - в соответствии с проектом межевания территории планировочного элемента П-04-05, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от 25.06.2021 № 031-0-464/21, указанный земельный участок расположен в границах образуемого земельного участка с условным номером 1:33:6, площадью 878 кв.м., с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства».
Актом осмотра земельного участка КУМИ администрации г. Иркутска от <дата> в присутствии <ФИО>2 установлено, что земельный участок огорожен деревянным забором, доступ третьих лиц ограничен. На земельном участке расположено две теплицы.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В силу положений пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Как разъяснено в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
Одним из юридически значимых обстоятельств для целей применения положений подпункта 4 статьи 39.16 ЗК РФ является установление того, относятся ли имеющиеся на участке постройки к объектам недвижимости, исходя из критериев их отнесения к таковым, установленных статьей 130 ГК РФ и градостроительным законодательством.
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в пункте 4 которых прямо предусмотрено, что при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения о местоположении не любых строений и объектов, а только зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, которые по своему характеру не предполагают перемещение без несоразмерного ущерба их назначению.
Согласно заключению кадастрового инженера <ФИО>7 при натурном обследовании на спорном земельном участке имеются два объекта постройки – теплицы. Обследуемые объекты постройки – теплицы, объектами капитального строительства не являются, поскольку перемещение и демонтаж конструкций возможно при сохранении их функционального назначения и без нанесения несоразмерного ущерба. Фундамент, такого рода сборно-разборной конструкции, для ее эксплуатирования, как объекта вспомогательного назначения не предусматривается. Фундамент в указанных теплицах отсутствует, не имеет прочной и конструктивной привязки к земле (отсутствует монолитная, в том числе бетонная заливка). Все конструкции обследуемых объектов постройки не имеют прочной, неразрывной связи между собой, скреплены металлическими профилями (что предусматривает возможность сборки/разборки соединений).
Таким образом, проанализировав действующее земельное законодательство, учитывая норму пункта 10 статьи 1 ГрК РФ, относящую к сооружениям только объекты капитального строительства, суд исходит из того, что в рассматриваемой ситуации административный ответчик не доказал, что на испрашиваемом земельном участке находятся принадлежащие третьим лицам объекты капитального строительства, к которым теплицы не относятся.
Более того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что имеются судебные акты о сносе самовольных строений, расположенных на данном земельном участке, либо доказательства того, что предоставление испрашиваемого земельного участка <ФИО>2 нарушит права третьих лиц, имеющих на указанном земельном участке какие-либо строения на праве собственности.
В связи с чем доводы представителя административного ответчика о правомерности отказа в предоставлении земельного участка, обоснованные ссылками на возможное нарушение прав и законных интересов третьих лиц, собственников расположенного на земельном участке сооружения, являются несостоятельными.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Такая совокупность условий при разрешении данного административного спора установлена, в связи с чем суд приходит к выводу о незаконности решения ответчика, изложенного в ответе от <дата><номер> об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, тем самым удовлетворив административные требования <ФИО>2 в данной части.
Поскольку судом установлена незаконность принятого решения, то на административного ответчика в силу статьи 227 КАС РФ подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, путем повторного рассмотрения заявления истца от <дата><номер>, в установленные законом порядке и сроке.
С учетом изложенного, административный иск <ФИО>2 подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 226 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования <ФИО>2 удовлетворить.
Признать незаконным отказ комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от <дата><номер> в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 878 кв.м., для индивидуального жилищного строительства, расположенного в г. Иркутске, условный номер <номер>.
Возложить обязанность на комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска рассмотреть повторно заявление <ФИО>2 от <дата><номер> в установленные законом порядке и сроке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, <дата>.
Судья М.С. Шопик