ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3119/19 от 25.04.2019 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-3119/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2019 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Селибова А.Ф.,

при секретаре Ведерниковой Т.А.,

с участием административного истца ФИО2,

представителя административного истца ФИО3,

представителя административного ответчика

прокуратуры Камчатского края ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к начальнику отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Камчатского края ФИО5 и прокуратуре Камчатского края о признании незаконным бездействия, выразившееся в рассмотрении заявления от 14 января 2019 года не в полном объеме,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с настоящим административным иском к начальнику отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Камчатского края ФИО5 (далее начальник отдела ФИО5), мотивировав свои требования тем, что 14 января 2019 года он обратился к прокурору Камчатского края с просьбой принять полный комплекс мер прокурорского реагирования в связи с бездействием руководителя УФССП России по Камчатскому краю и УФССП России по Камчатскому краю, уклонившихся от контроля и организации деятельности территориальных отделов судебных приставов. 23 марта 2019 года им был получен ответ за подписью начальника отдела ФИО5, из которого следовало, что обращение рассматривалось свыше установленного законом срока, а ответы по всем доводам обращения не даны. Указал, что его право обжаловать действия (бездействие) руководителя УФССП России по Камчатскому краю и УФССП России по Камчатскому краю в порядке подчиненности или в суд, на что было указано в ответе, не снимает с должностного лица прокуратуры обязанность рассмотреть по существу доводы обращения, поскольку прокурор осуществляет надзор и за этими субъектами. Ссылаясь на то, что ответчиком нарушены положения Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора от 30.01.2013 № 45, истец просил признать незаконным допущенное административным ответчиком бездействие, выразившееся в рассмотрении его заявления от 14 января 2019 года не в полном объеме и с нарушением срока рассмотрения, возложить на ответчика обязанность повторно рассмотреть его обращение, и взыскать в его пользу уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.

Определением суда от 08 апреля 2019 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена прокуратура Камчатского края.

В судебном заседании административный истец ФИО2 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что в ответе на его обращение ответчиком не дан ответ на довод, связанный с бездействием руководителя УФССП России по Камчатскому краю, который уклонился от контроля за деятельностью судебного пристава-исполнителя, в производстве которого находились исполнительные производства, возбужденные на основании судебных приказов от 26 декабря 2008 года и от 30 ноября 2011 года. Полагал, что прокуратурой Камчатского края изложенные в обращении доводы не проверялись. Кроме того, полагал, что ответ на его обращение дан с нарушением установленного законом срока.

Представитель административного истца ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал. Полагал, что обращение ФИО2 было зарегистрировано не в день его подачи, а намного позже.

Представитель административного ответчика прокуратуры Камчатского края ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск полагала необоснованным и удовлетворению неподлежащим, о чем представила суду письменные возражения на административное исковое заявление. Суду пояснила, что обращение, датированное 14 января 2019 года, было подано ФИО2 20 февраля 2019 года через ящик для приема корреспонденции. Так как выемка корреспонденции осуществляется ежедневно, обращение ФИО2 зарегистрировано в тот же день. Поступившее обращение рассмотрено по существу, в полном объеме и в установленный законом срок. Прокуратурой Камчатского края проведена проверка по фактам указанным в обращении, однако незаконного бездействия, которое могло быть допущено руководителем УФССП России по Камчатскому краю при осуществлении контроля за деятельностью территориальных органов, не установлено. В соответствии с ФЗ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан» и пунктом 5.1. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ на обращение заявителя был дан ответ, который 15 марта 2019 года заказной почтовой корреспонденцией направлен в адрес заявителя. Исходя из содержания обращения ФИО2, полагала, что заявителю даны ответы на все доводы его обращения. Указала, что несогласие заявителя с содержанием ответа на обращение, не является основанием для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия должностных лиц прокуратуры. Дополнительно пояснила, что ранее прокуратурой Камчатского края проводились проверки по заявлениям ФИО2 по вопросам бездействия должностных лиц Елизовского ГОСП УФССП России по Камчатскому краю и правомерности действий должностных лиц Елизовской городской прокуратуры. В связи с обращением ФИО2 от 14 января 2019 года, прокуратурой города Елизово проведена очередная проверка на предмет не допущения должностными лицами Елизовского ГОСП России по Камчатскому краю нарушений законодательства об исполнительном производстве. В ходе проверки выявлен факт нарушения требований федерального законодательства об исполнительном производстве, в связи с чем, руководителю Управления вынесен протест, который им рассмотрен и удовлетворен. Также пояснила, что надзор за деятельностью территориального ОСП УФССП России по Камчатскому краю осуществляет территориальная прокуратура, за деятельностью УФССП России по Камчатскому краю и его руководителя - прокуратура Камчатского края.

Административный ответчик начальник отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Камчатского края ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещена, в судебном заседании участия не принимала.

Руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, материалы надзорного производства 07-103-2015, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Об оспариваемом бездействии административному истцу стало известно из письма административного ответчика № 7/7-707-2019 от 15 марта 2019 года. С настоящим иском административный истец обратилась в суд посредством почтового отправления 01 апреля 2019 года, соответственно, срок обращения в суд, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ, истцом пропущен не был.

Как установлено в судебном заседании, обращение ФИО2, датированное 14 января 2019 года, поступило в прокуратуру Камчатского края через ящик для приема корреспонденции 20 февраля 2019 года (вх. № ОГР-707-2019), иного суду не доказано.

Из содержания указанного обращения установлено, что ФИО2 обратился на имя прокурора Камчатского края с просьбой принять полный комплекс мер прокурорского реагирования в связи с бездействием руководителя УФССП России по Камчатскому краю и УФССП России по Камчатскому краю, уклонившихся от контроля и организации деятельности территориальных отделов судебных приставов, в результата чего нарушены его права неисполнением судебных актов, а именно судебных приказов от 26 декабря 2008 года и от 30 ноября 2011 года, а также просил проверить деятельность надзирающего прокурора.

21 февраля 2019 года начальником отдела ФИО5 в адрес и.о. руководителя УФССП России по Камчатскому краю был направлен запрос (исх. № 7/7-707-2019) о предоставлении информации о мерах, принятых судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительных производств, возбужденных в отношении ФИО7 и ФИО8, взыскателем по которым является ФИО2, а также как осуществляется контроль со стороны руководства Управления за ходом исполнения данных судебных решений.

21 февраля 2019 года начальником отдела также направлено поручение Елизовскому городскому прокурору о проведении проверки доводов ФИО2 в части бездействия судебных приставов-исполнителей Елизовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Камчатскому краю в рамках исполнительных производств, возбужденных в отношении ФИО7 и ФИО8

Письмом заместителя прокурора Елизовской городской прокуроры № 15/206ж-2013 от 11 марта 2019 года начальнику отдела ФИО5 представлена информация о результатах проведенной проверки. Согласно содержанию указанного письма, в ходе проведения проверки прокуратурой установлено, что исполнительное производство в отношении ФИО8 окончено 30 июня 2017 года, в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа, в связи с чем, оснований для принятия мер прокурорского реагирования в рамках указанного исполнительного производства не имелось. Исполнительное производство -ИП в отношении ФИО7 окончено 15 декабря 2017 года, ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом исполнителем меры по отысканию такого имущества оказались безрезультатными. Исполнительный лист возвращен взыскателю. Прокуратурой установлен факт нарушения Федерального закона № 229-ФЗ в рамках исполнительного производства -ИП.

В связи с выявленными нарушениями федерального законодательства, 11 марта 2019 года заместителем прокурора Елизовской городской прокуроры в адрес начальника Елизовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Камчатскому краю вынесен протест (исх. 15/07-02-2019) содержащий требование отменить постановление об окончании исполнительного производства и обязать судебного пристава-исполнителя принять дополнительные меры для установления имущественного положения должника.

12 марта 2019 года из УФССП России по Камчатскому краю в адрес прокуратуры Камчатского края поступило письмо № 41901/19/2791 о предоставлении документов и информации по запросу от 21 февраля 2019 года № 7/7-707-2019, из которого следовало, что исполнительное производство в отношении ФИО8 окончено 30 июня 2017 года, в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа. Исполнительное производство -ИП в отношении ФИО6 окончено 15 декабря 2017 года, в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом исполнителем меры по отысканию такого имущества оказались безрезультатными. Исполнительный лист возвращен взыскателю.

На основании полученных сведений, ответом начальника отдела ФИО5 от 15 марта 2019 года (исх. № 7/7-707-2019) ФИО2 было сообщено, о вынесенном в рамках исполнительного производства -ИП протесте, о результатах рассмотрения которого он может ознакомиться в Елизовской городской прокуроре, а также об отсутствии оснований для принятия иных мер прокурорского реагирования, заявителю разъяснен порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, в случае несогласия с принятым решением. 15 марта 2019 года указанное письмо было направлено в адрес заявителя, что подтверждается копией списка внутренних почтовых отправлений № 232.

Полагая, что указанный ответ содержит ответы не на все доводы обращения заявителя, административный истец обратился с настоящим иском в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предусмотрено, что поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры РФ обращений граждан РФ установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 (далее Инструкция).

В соответствии с пунктом 5.1 Инструкции, обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры РФ.

В силу пункта 3.2 Инструкции, обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Согласно пункту 4.1 Инструкции, порядок проверки обращений и запросов, обеспечивающий наиболее объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется руководителями соответствующих прокуратур.

В соответствии с пунктом 4.6 Инструкции, поручения нижестоящим прокурорам о проверке изложенных в обращениях доводов даются начальниками подразделений с указанием конкретных обстоятельств, подлежащих проверке, и сроков их исполнения.

Согласно пункту 6.1 Инструкции, обращения, в том числе взятые на контроль (особый контроль), считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям.

Пунктом 6.2 Инструкции определено, что если по обращению (запросу) принесен протест (внесено представление), предъявлен иск или приняты иные меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается об этом, а также он уведомляется, где впоследствии может получить информацию о результатах их рассмотрения. Ответ заявителю направляется разрешавшим обращение прокурором.

В силу пункта 6.5 Инструкции, при отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, отказ в его удовлетворении должен быть обоснованным. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Как установлено судом, 21 февраля 2019 года в соответствии с п. 4.6 Инструкции начальником отдела ФИО5 в адрес руководителя Елизовской городской прокуратуры для проверки доводов обращения ФИО2, датированного 14 января 2019 года, было направлено поручение.

Кроме того, с целью проверки доводов указанных ФИО2 в его обращении, 21 февраля 2019 года начальником отдела ФИО5 был направлен запрос в адрес и.о. руководителя УФССП России по Камчатскому краю.

При получении сообщений из указанных органов, ответчиком в адрес заявителя, в установленный законодателем срок, был дан ответ от 15 марта 2019 года исх. № 7/7-707-2019.

Из анализа содержания указанного ответа во взаимосвязи с исследованными материалами дела, судом установлено, что данный ответ содержит в себе ответы на все доводы, изложенные ФИО2 в его обращении. Так же заявителю сообщено об отсутствии оснований для принятия иных мер прокурорского реагирования.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По обращению ФИО2, датированного 14 января 2019 года, начальником отдела ФИО5 проведена полная, всесторонняя проверка с привлечением Елизовской городской прокуратуры, которая установила факт необходимости истребования дополнительных сведений об имущественном положении должника в рамках исполнительного производства -ИП. Елизовской городской прокуратурой вынесен протест, который удовлетворен, выявленные нарушения закона устранены, а права взыскателя восстановлены. Кроме того, истребованы необходимые для проверки обращения сведения в УФССП по Камчатскому краю, проведен их анализ, в том числе и материалов исполнительных производств. Дополнительных нарушений установлено не было, а как следствие оснований для принятия иных мер прокурорского реагирования в отношении УФССП по Камчатскому краю не имелось.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ФИО2 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО2 к начальнику отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Камчатского края ФИО5 и прокуратуре Камчатского края о признании незаконным бездействия, выразившееся в рассмотрении заявления от 14 января 2019 года не в полном объеме, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено судом 30 апреля 2019 года.

Председательствующий А.Ф. Селибов

Копия верна

Судья А.Ф. Селибов