ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-311/2018 от 16.03.2018 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2А-311/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта2018 года город Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Жуковой А.А.,

с участием представителя административного истца - адвоката Медведева А.В. действующего по доверенности от ДАТА. сроком на <данные изъяты>,

представителя административного ответчика Департамента архитектуры, строительства и землепользования - Олейник В.А., действующей по доверенности от ДАТА. действительной по ДАТА года (диплом о высшем юридическом образовании К ),

представителя административного ответчика Департамента муниципальной собственности - Тхакумашевой Ю.В., действующей по доверенности от ДАТА. действительной по ДАТА года (диплом о высшем юридическом образовании КА ),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Казаченко ФИО7 к Департаменту архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска об оспаривании решения от 01.11.2017 года об отказе в предоставлении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным заявлением к административному ответчику, в обоснование указав, что 16 октября 2017 г. Казаченко С.Н. через представителя обратилась в Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации г. Хабаровска (далее – Департамент) с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> на основании подпункта 10 пункта 2 59.3 Земельного кодекса РФ для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок является собственностью административного округа «Город Хабаровск», расположен по адресу: <адрес>. Земельный участок предоставлен Казаченко С.Н. в аренду по договору с Департаментом муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска от 11.06.2014 г. на 5 лет для использования под посадку и выращивание сезонных овощных культур. Местоположение границ земельного участка уточнено, межевой план имеется. Испрашиваемый земельный участок прилегает к индивидуальному жилому дому с условным номером и земельному участку с кадастровым номером , принадлежащим Казаченко С.Н. на праве собственности. Адрес испрашиваемого земельного участка соответствует адресу нахождения жилого дома.

Административный ответчик в оспариваемом решении, ссылаясь на Приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», одним из оснований отказа указал, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы на индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, для использования которого испрашивается земельный участок.

Данный вывод не соответствует нормативному акту, на который ссылается административный ответчик. Согласно Приказу Минэкономразвития от 12.01.2015 лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок, предъявляет документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя физического лица - документ, подтверждающий полномочия представителя физического лица, копия которого заверяется должностным лицом органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению (п. 3 Приказа). Согласно Перечню документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, подтверждающим документом является выписка из ЕГРН об объекте недвижимости, которая в пункте 10 Перечня обозначена символом «*» В соответствии с примечанием 3 к Перечню документы, обозначенные символом «*» запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, посредством межведомственного информационного взаимодействия. Таким образом, на заявителя обязанность по предоставлению выписки из ЕГРН об объекте недвижимости законодательством не возлагается. С заявлением была представлена копия доверенности представителя, сверенная принимавшим заявление работником Департамента с оригиналом, также представлены в копиях следующие документы на запрашиваемый земельный участок: кадастровый паспорт, месторасположение границ (фрагмент межевого плана), договор аренды. В своем решении Департамент указал, что границы запрашиваемого земельного участка не соответствуют проекту межевания территории, утвержденному постановлением Администрации города Хабаровска от 10.12.2010 г. . Между тем проект границ испрашиваемого земельного участка в сведениях ИСОГД по запросу от 08.08.2012 г. -6.1 индивидуально не отражен, а отмечен в составе единого участка вместе с земельным участком , принадлежащим заявителю на праве собственности. Распоряжением Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска от 06.06.2013 г. № утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка. Распоряжением Департамента архитектуры. строительства и землепользования от 22.02.2017 г. № утвержден градостроительный план испрашиваемого земельного участка в границах, соответствующих местоположению границ, отраженных в Межевом плане, исполненном 12.02.2014 г. Земельный участок в установленном порядке сформирован и поставлен на кадастровый учет, что опровергает довод административного ответчика о несоответствии границ запрашиваемого земельного участка проекту межевания территории. В соответствии с подпунктом 10 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства. На основании Постановления Мэра г. Хабаровска от 06.06.2014 г. между Казаченко С.Н. и Департаментом муниципальной собственности Администрации города Хабаровска 11.06.2014 г. заключен договор аренды земельного участка без проведения торгов. Во исполнение распоряжения Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска от 06.06.2013 г. после предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду Казаченко С.Н. за свой счет обеспечила проведение кадастровых работ, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка. Согласно п. 6 ст. 39.18 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления сдельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса РФ. Пунктом 6 ст. 39.14 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если в соответствии с Земельным кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель. Статьей 39.17 ЗК РФ урегулирован порядок подачи и рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов. Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Обжалуемое решение не соответствует нормам законодательства РФ, препятствует реализации права административного истца на приобретение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов. В решении не приведены основания отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренные ст. 39.16 ЗК РФ. В порядке подчиненности решение не оспаривалось.

Просит суд признать отказ Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов незаконным, обязать Административного ответчика выполнить мероприятия, предусмотренные подпунктом 1 п.5 ст.39.17 ЗК РФ по подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка , его подписанию и направлению заявителю.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству административным ответчиком подано ходатайство о прекращении производства по делу, поскольку считает, что данные требования не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, а подлежат разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Определением суда от ДАТА., отраженным в протоколе судебного заседания, по ходатайству Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска в качестве ответчика привлечён Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска.

В судебное заседание административный истец не явилась, согласно представленного в суд заявления, о времени и месте судебного заседания извещена, просит рассмотреть дело в ее отсутствии.

Представитель административного истца административный иск полностью поддержал по изложенным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента архитектуры, строительства и землепользования иск не признала, повторив доводы, изложенные в письменном ответе от ДАТА. по заявлению административного истца и указав, что полномочиями по заключению договоров купли-продажи Департамент архитектуры, строительства и землепользования не наделён.

Представитель административного ответчика Департамента муниципальной собственности административный иск не признала, указав, что истец не обращалась в департамент муниципальной собственности, как уполномоченный орган, с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату, следовательно, департаментом муниципальной собственности права Казаченко С.Н. не нарушались. Просит отказать в удовлетворении административного иска к департаменту муниципальной собственности.

В ходе судебного разбирательства на основании пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлено, что

16 октября 2017 г. Казаченко С.Н. через представителя обратилась в Департамент архитектуры, строительства и землепользования с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> на основании пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок является собственностью административного округа «Город Хабаровск», расположен по адресу: <адрес>

Земельный участок , относящийся к категории земель населённых пунктов, согласно кадастровому паспорту земельного участка, расположенный в Кировском районе <адрес>, площадью <данные изъяты>.м., прилегающий к индивидуальному жилому дому, предоставлен Казаченко С.Н. в аренду по договору с Департаментом муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска от 11.06.2014 г. на 5 лет для использования под посадку и выращивание сезонных овощных культур. Испрашиваемый земельный участок прилегает к индивидуальному жилому дому с кадастровым (условным) номером и земельному участку с кадастровым номером , принадлежащим Казаченко С.Н. на праве собственности по адресу: <адрес>

Департамент архитектуры, строительства и землепользования 01.11.2017г. исх. , рассмотрев заявление о предоставлении в собственность земельного участка <адрес>, ссылаясь на ст. 39.15, 39.17 Земельного кодекса России, Приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», указал, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы на индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, для использования которого испрашивается земельный участок, что бы послужило основанием для продажи земельного участка без проведения торгов. Территория, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, обеспечена проектом межевания территории, утверждённым постановлением Администрации г. Хабаровска от 10.12.2010 Границы земельного участка с кадастровым номером не соответствуют утверждённому проекту межевания территории.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Главой 22 указанного Кодекса предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу приведенных правовых норм требования административного истца, связанные с оспариванием ответа Департамента архитектуры, строительства и землепользования, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.

Департамент архитектуры, строительства и землепользования реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов в отношении заявителя. Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания таких решений органа государственной власти, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Право выбора способа защиты нарушенного права путём оспаривания решения органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями в порядке административного судопроизводства, или путем признания права в порядке гражданского судопроизводства, принадлежит истцу.

Следовательно, оснований для прекращения производства по делу, суд не усматривает.

Нормами статьи 218 ч.1, статьи 219 ч.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С настоящим административным иском в суд административный истец обратился 21 ноября 2017 года, то есть в установленный срок.

Согласно п. 8, 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно статье 39.2.Земельного кодекса Российской Федерации, (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ), предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Порядок предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов урегулирован в ст. 39.14 Земельного кодекса России и включает в себя следующие этапы:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно ч.1, 2 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 206-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

8) цель использования земельного участка;

9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства. Решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 N 459 утверждено Положение о департаменте архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска, согласно п. 2.2.3. которого Департамент осуществляет предварительное согласование предоставления земельных участков (под. «д»).

Решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 (ред. от 23.05.2017 утверждено Положение о департаменте муниципальной собственности администрации города Хабаровска, согласно п. 2.2. подпункта «з», департамент муниципальной собственности заключает договоры купли-продажи муниципальных земельных участков, а также земельных участков на территории города, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановлением Администрации города Хабаровска от 11.03.2015 (ред. от 09.10.2017) утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Хабаровск" и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа "Город Хабаровск", в собственность за плату без проведения торгов. Согласно п. 2.2. Административного регламента, уполномоченным органом по предоставлению услуги является департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска.

Согласно п. 2.3. Административного регламента, конечным результатом предоставления муниципальной услуги является направление (выдача) заявителю подготовленного и подписанного в трех экземплярах проекта договора купли-продажи земельного участка с предложением заключения соответствующего договора либо мотивированный отказ в предоставлении услуги. В соответствии с п. 1.5.3. Административного регламента, в Департаменте архитектуры, строительства и землепользования может быть получено решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Таким образом, административный истец обратился с заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату в орган, который уполномочен принимать решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Постановлением Администрации города Хабаровска от 10.12.2010 , на которое ссылается Департамент в своем письме от ДАТА., утверждена документация по планировке территории в границах пер. <адрес>.

По договору с Департаментом муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска от 11.06.2014 г. земельный участок, относительно предоставления которого возник настоящий спор, предоставлен административному истцу на 5 лет для использования под посадку и выращивание сезонных овощных культур. Предварительно для дальнейшего оформления земельного участка в аренду по заявлению Казаченко С.Н. Департаментом муниципальной собственности администрации города Хабаровска 06.06.2013г. распоряжением утверждена схема расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м..

Согласно ч. 1 статьи 43 Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Сведений об изменении описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади при обращении в департамент архитектуры, строительства и землепользования, заявителем представлено не было.

Из изложенного следует, что предварительного согласования предоставления земельного участка в данном случае не требовалось. При этом заявитель обратился с заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату, а не о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Частью 3 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно ч. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Таким образом, заявление подлежало возврату заявителю, как поданное в орган, не уполномоченный на предоставление земельных участков в собственность за плату.

А также обоснованным является довод административного иска о несоответствии нормативным актам, регулирующим спорные правоотношения, о не предоставлении заявителем правоустанавливающих документов на испрашиваемый земельный участок.

Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 (ред. от 12.10.2016) утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36258) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), согласно Перечню документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, на основании подпункта 10 пункта 2ст. 39.3 Земельного кодекса гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, в перечне документов подтверждающих право заявителя указана выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке), которая в соответствии с примечанием 3 к Перечню запрашивается органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, посредством межведомственного информационного взаимодействия.

Таким образом, указание в оспариваемом письме Департамента, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы на индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, для использования которого испрашивается земельный участок, является незаконным.

С учетом изложенного, оспариваемый ответ по рассмотрению заявления является незаконным, и как следствие нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно под. 1 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.

Пунктами 2.10, 3.1. Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Хабаровск" и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа "Город Хабаровск", в собственность за плату без проведения торгов, предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка департамент муниципальной собственности рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 2.9 настоящего регламента, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю;

2) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктом 2.9 настоящего Административного регламента, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Предоставление муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Хабаровск" и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа "Город Хабаровск", в собственность за плату без проведения торгов" включает в себя следующие административные процедуры:

1) прием и регистрация заявления о предоставлении земельного участка;

2) рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка и приложенных к нему документов;

3) направление запросов о предоставлении документов и информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

4) подготовка и выдача (направление) проекта договора либо мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Заявленные требования о выполнении мероприятий, предусмотренных подпунктом 1 п.5 ст.39.17 ЗК РФ по подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка , его подписанию и направлению заявителю, выходят за пределы полномочий Департамента архитектуры, строительства и землепользования, в связи с чем не могут предъявляться к названному административному ответчику и соответственно не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату административный истец не обращался, в связи с чем права административного истца департаментом муниципальной собственности не нарушались и соответственно не подлежат удовлетворению в рамках рассматриваемого административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-182, 186, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Казаченко ФИО8 к Департаменту архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска об оспаривании решения от 01.11.2017 года – удовлетворить.

Признать незаконным ответ от 01.11.2017 года исх. Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска по рассмотрению заявления Казаченко ФИО9 о предоставлении в собственность земельного участка по <адрес> с кадастровым номером

В удовлетворении требования Казаченко ФИО10 к Департаменту архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска обязать выполнить мероприятия, предусмотренные подпунктом 1 п.5 ст.39.17 ЗК РФ по подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка , его подписанию и направлению заявителю – отказать.

В удовлетворении требования Казаченко ФИО11 к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска обязать выполнить мероприятия, предусмотренные подпунктом 1 п.5 ст.39.17 ЗК РФ по подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка его подписанию и направлению заявителю, на основании ее обращения 16 октября 2017 г. в Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска – отказать.

В день вступления в законную силу решения суда его копию направить с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку в Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска для сведения и исполнения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено ДАТА года.

Судья: /подпись/