УИД: 45RS0023-01-2022-000419-86
Дело № 2а –311/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Шумихинский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Васильевой А.В.,
при секретаре Королевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумихе Шумихинского района Курганской области 10 июня 2022 года административное дело по административному иску Спесивцевой Е. Ю. к Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Спесивцева Е.Ю. обратилась в суд с административным иском к Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности. В обоснование административного иска указала, что в июне 2021 г. и феврале 2022 г. она обращалась к административному ответчику по вопросу выкупа в собственность арендуемого ею земельного участка площадью 344 кв.м. с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка площадью 727 кв.м. с кадастровым номером ***, расположенного по указанному адресу. На ее заявление административный ответчик ответил отказом, с которым она не согласна. Полагает, что отказывая в удовлетворении ее заявления, административный ответчик не обратил внимание, что предоставленный ей по договору аренды земельный участок примыкает к земельному участку, который находится в ее собственности, и используется ею как единый. Считает, что изменение вида разрешенного использования земельного участка, площадью 344 кв.м. не противоречит положениям статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, несмотря на то, что спорный земельный участок является обособленным и имеет самостоятельный кадастровый номер. Указывает, что в случае удовлетворения ее заявления, приобретенный ею вышеуказанный земельный участок, площадью 727 кв.м., с кадастровым номером *** увеличится на 344 кв.м. и будет использоваться для ведения личного подсобного хозяйства как единый участок площадью 1070 кв.м. С учетом изложенного административный истец просила признать незаконным отказ Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области в передаче ей в собственность земельного участка площадью 344 кв.м. с кадастровым номером *** расположенного по адресу: ***, обязать Администрацию Шумихинского муниципального округа Курганской области изменить вид разрешенного использования арендуемого ею земельного участка с кадастровым номером *** и передать указанный земельный участок ей в собственность в соответствии с п. 2.2. Правил землепользования и застройки города Шумихи, утвержденными решением Шумихинской городской Думы от 19 октября 2020 г. № 42 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Шумихи Шумихинского района Курганской области» для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).
В судебном заседании административный истец Спесивцева Е.Ю. на заявленных административных исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что на спорном земельном участке площадью 344 кв.м. с кадастровым номером *** расположен принадлежащий ей объект недвижимости – доли жилого дома площадью 51,4 кв.м. Указанное основание для предоставления в собственность спорного земельного участка в своих обращениях к административному ответчику она не приводила, документы о наличии на спорном участке принадлежавшего истцу объекта недвижимости не представляла.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленному суду письменному отзыву на административное исковое заявление против удовлетворения требований Спесивцевой Е.Ю. возражал.
Заинтересованное лицо Крецов Е.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом.
Доброшенный судом в качестве специалиста заведующий сектором земельных отношений Отдела строительства и имущества Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области Н. пояснил, что Спесивцева Е.Ю. действительно обращалась в Администрацию Шумихинского муниципального округа Курганской области с заявлениями о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером *** площадью 344 кв.м., в чем ей было отказано. Данный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1. Правилами землепользования и застройки г. Шумихи в градостроительной зоне Ж-1 предусмотрены следующие виды разрешенного использования земельных участков: для индивидуального жилищного строительства; для ведения личного подсобного хозяйства, блокировочная жилая застройка, а также установлены размеры земельных участков используемых для указанных целей: минимальный – 400 кв.м., максимальный – 1200 кв.м. Спорный земельный участок, несмотря на единое землепользование с земельным участком, находящимся в собственности административного истца имеет собственные идентификационные характеристики и рассматривается как обособленный. Поскольку площадь спорного земельного участка составляет 344 кв.м., что менее предельного минимального размера земельных участков для территориальной зоны, он не может быть предоставлен в собственность Спесивцевой Е.Ю. Также пояснил, что Спесивцева Е.Ю. вправе обратиться в Администрацию Шумихинского муниципального округа Курганской области с заявлением о перераспределении земельных участков, в результате которого принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером *** и спорный земельный участок с кадастровым номером *** снимаются с кадастрового учета и после проведения работ по их межеванию, образуемый (единый) земельный участок будет предоставлен истцу в собственность. Спесивцева Е.Ю. с данным заявлением в Администрацию Шумихинского муниципального округа Курганской области не обращалась. Также указал, что о наличии на спорном земельном участке площадью 344 кв.м. с кадастровым номером *** принадлежащего истцу объекта недвижимости в виде доли жилого дома, площадью 51,4 кв.м. ему известно не было. Указанные основание для предоставления в собственность спорного земельного участка в своих обращениях Спесивцева Е.Ю. не приводила, данные основания административным ответчиком не рассматривались. Более того, указывает, что основанием предоставления истцу в собственность земельного участка с кадастровым номером *** послужило именно предоставление Спесивцевой Е.Ю. документов о наличие на нем объекта недвижимости в виде доли жилого дома, что отражено в постановлении Администрации г. Шумихи от 1 мая 2017 г. № 206. Полагал, что предоставлением указанных документов дважды истец вводит в заблуждение административного ответчика.
Заслушав пояснения административного истца, специалиста, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом установлено, что Спесивцевой Е.Ю. на основании договора купли-продажи земельного участка от 11 мая 2017 г., заключенного с Администрацией г. Шумихи принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 727 кв.м., расположенный по адресу: ***.
Смежный с указанным земельным участком является земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу ***, которым административный истец пользуется на основании договора аренды № 32 от 3 июня 2020 г., заключенным с муниципальным образованием г. Шумиха Шумихинского района Курганской области.
Пунктом 1.1. договора аренды предусмотрено, что указанный земельный участок свободен от застройки, имеет вид разрешенного использования - индивидуальные жилые дома с приквартирными (приусадебными) участками без возможности содержания скота и птицы (сады, огороды, палисадники, беседки).
Указанный договор заключен между сторонами на срок 3 года (пункт 2.1. договора).
13 июля 2021 г. Спесивцева Е.Ю. обратилась в Администрацию Шумихинского муниципального округа с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: ***, ссылаясь на то, что данный земельный участок примыкает к земельному участку, принадлежащему ей на праве собственности, и используется как единый участок.
Ответом от 4 августа 2021 г. № 74-01763/2021 на указанное обращение Администрация Шумихинского муниципального округа Курганской области отказала в удовлетворении заявления Спесивцевой Е.Ю. указав, что земельные участки, предназначенные для огородничества, предоставляются гражданам в аренду на срок не более чем 3 года (пункт 19 части 2 статьи 39.6, пункт 12 части 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации). Порядок предоставления земельного участка в собственность для указанных целей Земельным кодексом Российской Федерации не установлен. Правилами землепользования и застройки города Шумихи, утвержденными решением Шумилинской городской Думы от 19 октября 2020 г. № 42 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Шумихи Шумихинского района Курганской области» предусмотрено, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, отнесен к градостроительной зоне г. Шумихи: Ж-1. Регламентами использования земель в данной зоне предусмотрены следующие основные виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (2.1), для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) (2.2), блокировочная застройка. Предельный минимальный размер отводимого земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства в данной градостроительной зоне равен 400 кв.м. Изменение характеристик земельных участков допускается в соответствии с действующими градостроительными регламентами зонирования территории населенных пунктов и федеральным законодательством. Площадь испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером *** согласно сведениям государственного кадастра составляет 344 кв.м., что не соответствует минимально допустимому размеру земельного участка, установленному регламентами использования земель. Рассмотрение вопроса об изменении вида разрешенного использования в целях дальнейшего предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, согласно статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации безальтернативно, поскольку изменяемая характеристика испрашиваемого земельного участка – размер земельного участка, менее установленного Правилами землепользования и застройки г. Шумихи.
1 февраля 2022 г. Спесивцева Е.Ю. вновь обратилась в Администрацию Шумихинского муниципального округа Курганской области с аналогичным заявлением, в котором также просила изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** – для ведения личного подсобного хозяйства и передать его ей в собственность.
Согласно ответу от 28 февраля 2022 г. № 74-00490/22, Администрация Шумихинского муниципального округа Курганской области вновь отказала в удовлетворении заявления Спесивцевой Е.Ю. ссылаясь, что Правилами землепользования и застройки города Шумихи, утвержденными решением Шумилинской городской Думы от 19 октября 2020 г. № 42 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Шумихи Шумихинского района Курганской области» установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размера земельных участков для каждой территориальной зоны. Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: *** отнесен к градостроительной зоне г. Шумихи: Ж-1, в которой установлены размеры земельных участков для указанных целей: минимальный – 400 кв.м., максимальный – 1200 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером ***, несмотря на единое землепользование с земельным участком с кадастровым номером ***, имеет собственные идентификационные характеристики и рассматривается как обособленный. Применение вида разрешенного использования, установленного Правилами землепользования и застройки города Шумихи Шумихинского района Курганской области должно соответствовать установленным требованиям к размерам земельных участков. Площадь испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером *** согласно сведений государственного кадастра составляет 344 кв.м., что не соответствует установленному предельному минимальному размеру земельных участков для территориальной зоны Ж-1 г. Шумихи.
Считая отказ Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области от 28 февраля 2022 г. № 74-00490/22 в предоставлении в собственность земельного участка и изменении вида разрешенного использования земельного участка незаконным, Спесивцева Е.Ю. указала, что спорный земельный участок с кадастровым номером ***, предоставленный ей по договору аренды примыкает к земельному участку с кадастровым номером ***, который находится в ее собственности, и используется ею как единый.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (часть 2, 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В силу пункта 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, входящем согласно части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса в состав правил землепользования и застройки.
Из содержания вышеприведенных правовых норм следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях – минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.
В силу положений части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Правилами землепользования и застройки города Шумихи Шумихинского района Курганской области, утвержденными решением Шумихинской городской Думы от 19 октября 2020 г. № 42, установлено, что зоны застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Шумихи (Ж-1) относятся к жилым зонам. Основные виды их разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), блокировочная жилая застройка.
Из градостроительного регламента, установленного для указанных зон, следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, составляет минимальный предел земельного участка 0,04 га, максимальный – 0,12 га, что и было отражено в оспариваемом ответе административного ответчика.
Судом установлено, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости испрашиваемый административным истом земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер ***, он имеет вид разрешенного использования «индивидуальные жилые дома с приквартирными (приусадебными) участками без возможности содержания скота и птицы (сады, огороды, палисадники, беседки)», его площадь составляет 344 кв.м.
Таким образом, площадь испрашиваемого административным истцом земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж-1, его вид разрешенного использования не соответствуют видам разрешенного использования, установленным Правилам землепользования для данной территориальной зоны.
С учетом изложенного, решение Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области об отказе в передаче административному истцу в собственность земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, принято правомерно.
Поскольку спорный земельный участок, в отношении которого заявлено об изменении вида разрешенного использования, в соответствии с Правилами землепользования и застройки находится в территориальной зоне Ж-1 и имеет площадь, не соответствующую минимально допустимым размерам земельного участка в указанной территориальной зоне, суд приводит к выводу о правомерности отказа административного ответчика в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Доводы административного истца о наличии на спорном земельном участке, площадью 344 кв.м., с кадастровым номером *** принадлежащего ей объекта недвижимости в виде ? доли жилого дома, площадью 51,4 кв.м основанием для признания решения административного ответчика незаконным не является, поскольку указанное основание для предоставления в собственность спорного земельного участка в своих обращениях к административному ответчику истец не приводила, документы о наличии на спорном земельном участке принадлежавшего истцу объекта недвижимости не представляла. Административный истец не лишена возможности обратиться в Администрацию Шумихинского муниципального округа Курганской области с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка по указанным основаниям.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое истцом решение органа местного самоуправления по существу не противоречит требованиям закона, принято в пределах доводов обращения истца.
В нарушение положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не доказано нарушение своих прав, свобод и законных интересов оспариваемым отказом.
На основании установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Спесивцевой Е. Ю. к Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шумихинский районный суд Курганской области.
Судья А.В. Васильева
Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2022 года.