КОПИЯ
УИД: 59RS0004-01-2021-004411-03
Дело № 2а-3121/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2021 г. г.Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Манько А.В.,
при секретаре Елоховой А.С.,
с участием административного истца ФИО2,
представителя ФИО2 – ФИО3, действующего на основании ходатайства,
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю ФИО4, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 ФИО7 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконными действий и решения по приостановлению государственного учета и государственной регистрации права, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее – Управление Росреестра по Пермскому краю) о признании незаконными действий и решения по приостановлению государственного учета и государственной регистрации права, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указывает о том, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <Адрес>, <Адрес> На данном земельном участке возведен 2-хэтажный деревянный садовый дом площадью 105,8 кв.м. С целью постановки дома на государственный кадастровый учет, подготовки технического плана дома, она обратилась к кадастровому инженеру ФИО5 В Управление Росреестра по Пермского края 31.03.2021 г. подано заявление с техническим планом на садовый дом, правоустанавливающими документами на земельный участок для постановки на государственный кадастровый учет указанного дома, по итогу рассмотрения которых принято решение от 15.04.2021 г. о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права со ссылкой на то, что земельный участок с кадастровым номером № размещен на землях сельскохозяйственного назначения, оборот таких земель под застройку объектами недвижимости не соответствует требованиям законодательства. В адрес Управления Росреестра по <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ подана жалоба на решение от ДД.ММ.ГГГГ №№ которая апелляционной комиссией оставлена без удовлетворения. Данные решения являются незаконными. В соответствии с картой градостроительного зонирования Юго-Камского сельского поселения, земельный участок с кадастровым номером: № расположен в территориальной зоне СХ-2. Как следует из Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Земского собрания от ДД.ММ.ГГГГ№, зона СХ-2, это зона садоводческих или огороднических земельных участков, земельный участок имеет вид разрешенного использования: «для садоводства». Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования как «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства», «для дачного строительства» являются равнозначными. Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412 утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков. В соответствии с данным приказом утвержден вид разрешенного использования земельного участка: «ведение садоводства», код по классификатору 13.2. Данный вид разрешенного использования предполагает осуществление на земельном участке отдыха и (или) выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, размещение на нем для собственных нужд садового дома, жилого дома, хозяйственных построек и гаражей. Таким образом, она как собственник указанного земельного участка вправе разместить на нем для собственных нужд садовый дом (л.д.3-7, 82).
Учитывая изложенное, ФИО2 просит:
- признать незаконными действия и уведомление Управления Росреестра по Пермскому краю от 15.04.2021 г. по приостановлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на садовый дом, расположенный по адресу: <Адрес>, <Адрес> на земельном участке с кадастровым номером: №
- возложить на Управление Росреестра по <Адрес> обязанность произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на садовый дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <Адрес>, Юго-Камское сельское поселение, д. Полуденная, принадлежащем ФИО6 ФИО8 на праве собственности.
Определением суда от 22.07.2021 г. в протокольной форме к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Пермского муниципального района, администрация Юго-Камского сельского поселения.
Административный истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель административного истца в судебном заседании доводы и требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддерживает.
Представитель административного ответчика в судебном заседании просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д. 55-57), согласно которым оспариваемое решение является законным, поскольку садовый дом административного истца расположен на земельном участке с кадастровым номером № который в свою очередь образовался из участка с кадастровым номером №, предназначенным для сельскохозяйственного производства. Земельный участок, на котором ФИО1 возведен садовый дом, имеет вид разрешенного использования – «для садоводства», а не для ведения садоводства. В соответствии с Классификатором № П/0412 такой вид разрешенного использования предполагает осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур, и не допускает возведение объектов недвижимости. Поскольку в отношении исходного земельного участка установлена категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, следовательно, указанный земельный участок не может включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке. Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям. Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются. Установление вида разрешенного использования, предусматривающего размещение жилого дома, не может служить основанием для регистрации объекта недвижимости, строительство которого на данном земельном участке нормами Земельного кодекса РФ прямо запрещено. Кроме того, в рамках правовой экспертизы проверены картографические материалы, установлено, что земельный участок расположен на пашне, садовый дом возведен на сельскохозяйственных угодьях.
Заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в письменных заявлениях просят рассмотреть дело в отсутствие представителей (л.д. 69, 70).
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, в силу следующего.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктами 5, 10 ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Как следует из материалов административного дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: № площадью 818+/-6 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес>, Юго-Камское сельское поселение, д. Полуденная с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: «для садоводства», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости о ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9).
На вышеуказанном земельном участке административным истцом построен садовый дом площадью 105,8 кв.м.
ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Росреестра по <Адрес> с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на объект недвижимости: садовый дом площадью 105,8 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес>, Юго-Камское сельское поселение, д. Полуденная.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № № принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании п.п. 5,10 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Основанием для принятия такого решения, послужило то обстоятельство, что в ходе правовой экспертизы Управлением Росреестра по <Адрес> установлено, что земельный участок с кадастровым номером № категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: «для садоводства» площадью 818 кв.м образован из земельного участка площадью 32 000 кв.м по адресу: <Адрес>, с<Адрес> с категорией земель- земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства. Для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществлениях их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности. До перевода земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов» и изменения разрешенного вида использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки, основания для осуществления учетно-регистрационных действий в отношении объекта, расположенного на земельном участке, отсутствуют.
Заявителю предложено представить документ о переводе земельного участка из одной категорию в другую, документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в любой удобный офис приема документов <Адрес>вого многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (л.д. 11-14).
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель Управления Росреестра по <Адрес> пояснила, что в оспариваемом административном истцом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ неверно указан его номер: вместо № № (л.д. 38-40).
ФИО1 уведомление Управления Росреестра по <Адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав обжаловано в апелляционную комиссию (л.д.15-16).
Апелляционной комиссией принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления от ДД.ММ.ГГГГ№ об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (л.д. 17).
В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.
В силу п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовым земельным участком является земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
На основании ч. 2 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Сводом правил «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» СП 53.13330.2011, утвержденным приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ№, определено, что на садовом, дачном участке могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения, в том числе – теплицы, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобилей (пункт 6.4). При этом в приложении Б «Термины и определения» к указанному своду правил, жилое строение определено как здание, возводимое на садовом, дачном земельном участке для временного проживания без права регистрации, жилой дом – здание, возводимое на дачном земельном участке для временного или постоянного проживания с правом регистрации.
Согласно ч. 10 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В силу абз. 4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Пунктом 11 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 217-ФЗ) установлено, что садовые и огородные земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 1 ст. 3 вышеуказанного закона садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в ЕГРН и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными (п. 7 ст.54 Закона № 217-ФЗ).
Отнесение земельного участка к садовому участку в понятии Закона № 217-ФЗ возможно при соблюдении следующих условий:
-указанный земельный участок предоставлен для целей ведения гражданами садоводства для собственных нужд в соответствии с Законом №217-ФЗ либо Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан»;
-в соответствии с документацией по планировке территории либо иным документом, предусмотренным частью 28 статьи 54 Закона № 217-ФЗ, указанный земельный участок включен в границы территории ведения садоводства.
Согласно градостроительной справке, сведениям из ГИСОГД, представленным МКУ «Управление стратегического развития Пермского муниципального района» по запросу суда, земельный участок с кадастровым номером: № площадью 818 кв.м с видом разрешенного использования: «для садоводства» расположен в территориальной зоне СХ2-Зона садоводческих или огороднических земельных участков, в которой согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Юго-Камское сельское поселение», утвержденным решением Совета депутатов Юго-Камского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка: «ведение садоводства (13.2)», предназначенным для осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешённого использования с кодом.2.1, хозяйственных построек и гаражей. При этом вид разрешенного использования: «садоводство», установленный классификатором № П/0412, и на который представитель административного ответчика ссылается в подтверждение своих возражений на заявленные требования, в данной территориальной зоне отсутствует (л.д. 75-81).
При таких обстоятельствах, доводы представителя административного ответчика о том, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: № не предусматривает возведение на нем садового дома, несостоятельны, поскольку в данном случае вид разрешенного использования: «для садоводства», указанный в ЕГРН, является равнозначным виду разрешенного использования «ведение садоводства», позволяющим размещение на земельном участке садового дома.
Тот факт, что спорный земельный участок, образован из земельного участка, который ранее образован из состава земель сельскохозяйственного назначения, не может повлечь нарушение права административного истца на владение и пользование принадлежащим ей земельным участком в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
При таких обстоятельствах, на момент принятия оспариваемого решения у Управления Росреестра по <Адрес> оснований для приостановления государственной регистрации по мотиву несоответствия возведенного объекта недвижимости виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан, необходимости перевода земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов» и изменения разрешенного вида использования земельного участка не имелось.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Управления Росреестра по <Адрес> о приостановлении государственного кадастрового учета не может быть признано законным и обоснованным, поскольку разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № и назначение территориальной зоны позволяют возводить на нем садовый дом.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Таким образом, согласно вышеуказанной норме процессуального закона при удовлетворении административного иска о признании незаконным решения государственного органа, способ восстановления нарушенных прав административного истца определяется судом, принявшим соответствующий судебный акт.
Принятие решения о регистрации права собственности на объект недвижимости относится к компетенции регистрирующего органа, исходя из недопустимости вмешательства суда в компетенцию регистрирующего органа по вопросу принятия решения о регистрации права, суд считает необходимым на основании ч.9 ст. 229 КАС РФ определить иной способ восстановления прав административного истца, возложив на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <Адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении недвижимого имущества – садового дома площадью 105,8 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: № площадью 818,21 кв.м по адресу: <Адрес>, Юго-Камское с/п, <Адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес> о приостановлении государственного учета и государственной регистрации прав, изложенное в уведомлении № № от ДД.ММ.ГГГГ
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о государственном учете и государственной регистрации прав на садовый дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером: № по адресу: <Адрес>, <Адрес>, от 31 марта 2021 г.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: подпись. Манько А.В.
Копия верна.
Судья: Манько А.В.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 августа 2021 г.
Судья: Манько А.В.