ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3121/2021 от 28.09.2020 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28.09.2020 г. г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Галкина К.А.,

при секретаре Жмудь Р.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО1, ООО «НестерТВ» к администрации город-курорт Геленджик, заместителю главы муниципального образования города-курорта Геленджик ФИО2 о признании решения об отказе от подтверждения факта продления срока действия разрешения на строительство незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ООО «НестерТВ» обратились в суд с административным иском к администрации город-курорт Геленджик о признании незаконным решений об отказах от ДД.ММ.ГГГГ. от подтверждения факта продления срока действия разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером в силу Постановления Правительства РФ от 03.04.2020г. №440 без получения документа о продлении от администрации город-курорт Геленджик и запрет на ведение строительных работ на основании ранее выданного разрешения на строительство, данный на заявление от ДД.ММ.ГГГГ и обязании административных ответчиков устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов, восстановить данные права, свободы и законные интересы.

В обоснование заявленных требований, в административном иске указано, что на обращение административных истцов от ДД.ММ.ГГГГ. по вопросу продления срока разрешения на строительство на земельный участок по <адрес> в <адрес> кадастровым номером административный ответчик ответил отказом от ДД.ММ.ГГГГ. , на аналогичные обращения от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. – устными отказами.

Представитель истцов ФИО3 посетил ответчика с целью выяснения всех причин отказа и ответчик ему разъяснил, что в отказе указаны не все основания отказа и эти дополнительные причины будут указаны в повторном отказе.

По мнению административных истцов, указанные отказы в продлении срока действия разрешения на строительство, являются незаконными, поскольку согласно п.1 приложения №3 к Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ этот срок считается продленным на один год в силу этого постановления без принятия какого-либо решения административным ответчиком, что подтверждается разъяснением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, порядок продления разрешения на строительство, установленный ст.51 ГрК РФ, в данном случае не применяется.

Как указывают административные истцы, оспариваемый отказ нарушает их право на строительство согласно ст.51 ГрК РФ.

В связи с вышеизложенным, административные истцы обратились в суд с настоящим иском и просят: признать незаконными решения администрации город – курорт Геленджик об отказах от ДД.ММ.ГГГГ. от подтверждения факта продления срока действия разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером в силу Постановления Правительства РФ от 03.04.2020г. №440 без получения документа о продлении от администрации город-курорт Геленджик и запрет на ведение строительных работ на основании ранее выданного разрешения на строительство, данный на заявление от ДД.ММ.ГГГГ. и обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов, восстановить данные права, свободы и законные интересы и сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу суду и административным истцам.

В ходе рассмотрении дела административные истцы исправили описку в просительной части иска, касающейся даты поданного ими заявления – ДД.ММ.ГГГГ, на которое получено решение об отказе от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ФИО1, представитель административного истца ООО "НестерТВ", административный ответчик заместитель главы муниципального образования города -курорта Геленджик ФИО2, представитель административного ответчика администрации город - курорт Геленджик в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

Суд, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административные истцы обратились в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента получения оспариваемого отказа от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: ДД.ММ.ГГГГ для размещения многоквартирного дома сроком действия на 49 лет (л.д.17-20).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «НестерТВ» заключен договор перенайма земельного участка для строительства многоквартирного дома с залогом права аренды , согласно которому ФИО1 уступает новому арендатору - ООО «НестерТВ» свои права и обязанности в полном объеме по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью <данные изъяты> кв.м (л.д.21-23).

Согласно п.3.1 договора перенайма от ДД.ММ.ГГГГ новый арендатор обязан передать прежнему арендатору в качестве оплаты уступки права аренды: квартиры и нежилые помещения поровну на всех надземных этажах общей площадью двадцать процентов площади всех построенных на данном земельном участке зданий и сооружений.

Административный истец ООО «НестерТВ» обратился в администрацию муниципального образования город курорт Геленджик с обращением от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил выдать решение о внесении изменений в разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный в <адрес> с кадастровым номером в связи с продлением срока действия ранее выданного разрешения на строительство на один год согласно п.1 приложения №3 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 №440.

Письмом заместителя главы муниципального образования город – курорт Геленджик ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ., направленного в адрес представителя ООО «Нестер ТВ» ФИО4 сообщено, что срок строительства объекта устанавливается согласно утвержденной проектной документации. Согласно проекту организации строительства, срок действия указанного разрешения был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, после чего дважды продлевался администрацией муниципального образования город – курорт Геленджик: до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом установлено, что длительное время какие-либо работы по продолжению строительства многоквартирного жилого дома по указанному адресу не ведутся.

Также в данном письме указано, что порядок внесения изменений в разрешение на строительство, в том числе в связи с необходимостью продления срока действия, установлен положениями ст.51 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно пункту 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство, в том числе, в связи с продлением срока разрешения, является отсутствие работ по строительству объекта (л.д.25).

С учетом требований ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу сторонами с учетом бремени доказывания разъяснены сторонам судом в определении о подготовке дела к судебному разбирательству от ДД.ММ.ГГГГ, которое направлялось в адрес лиц, участвующих в деле, ДД.ММ.ГГГГ и получено администрацией город – курорт Геленджик ДД.ММ.ГГГГ.

Анализируя указанные должностным лицом органа местного самоуправления в ответе на обращение основания для отказа, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ч.4 ст.51 разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Согласно части 21 ст.51 срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи.

Основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство согласно ч.21.15 ст.51 Градостроительного кодекса РФ является:

1) отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка реквизитов документов, предусмотренных соответственно пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, или отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок в случае, указанном в части 21.13 настоящей статьи, либо отсутствие документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

2) недостоверность сведений, указанных в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка;

3) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи. При этом градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи;

4) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;

5) несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

6) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

7) наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 настоящего Кодекса, в случае, если внесение изменений в разрешение на строительство связано с продлением срока действия разрешения на строительство. В этом случае уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны запросить такую информацию в соответствующих органе государственной власти или органе местного самоуправления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;

8) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство/

В нарушение ч.11 ст.226 КАС РФ административными ответчиками не представлено суду ни одного доказательства, подтверждающего наличие фактических оснований для вынесения оспариваемого отказа, в том числе, наличие у органа местного самоуправления информации о выявленном в рамках муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, мкр. Северный.

Кроме того, оспариваемый отказ, изложенный в письме заместителя главы муниципального образования город – курорт Геленджик ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. дан не по существу обращения ООО «НестерТВ», поскольку в нем отсутствует анализ положений Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 №440, на которое ссылается заявитель в обоснование своего обращения.

При этом, согласно п.1 Приложения №3 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N440 (ред. от 17.03.2021) "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" на один год продлевается срок действия разрешений на строительство, срок действия которых истекает после дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 г. (указанное постановление вступило в силу 13.04.2020 года).

Таким образом, учитывая, что срок последнего продления разрешения на строительства по земельному участку административных истцов истек ДД.ММ.ГГГГ, указанный срок подлежал продлению на один год без необходимости подачи застройщиком соответствующего заявления, что подтверждается также правовой позицией, изложенной в письме министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27).

С учетом изложенного, вынесенный органом местного самоуправления отказ в продлении срока действия разрешения на строительство нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В данном случае суд не находит оснований для восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административных истцов путем возложения какой-либо обязанности на административных ответчиков в порядке ч.9 ст.227 КАС РФ, поскольку в силу прямого указания специального закона - Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N440 (ред. от 17.03.2021) "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" срок действия разрешения на строительство по земельному участку в данном случае продлевается на один год без необходимости подачи застройщиком соответствующего заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение администрации город – курорт Геленджик об отказе от 13.01.2021г. от подтверждения факта продления срока действия разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413070:24 в силу Постановления Правительства РФ от 03.04.2020г. без получения документа о продлении от администрации город-курорт Геленджик и запрет на ведение строительных работ на основании ранее выданного разрешения на строительство, данное на заявление от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 12.10.2021 года

1версия для печатиДело № 2а-3121/2021 ~ М-2326/2021 (Решение)