Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 декабря 2023 года
Московский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Лопатиной И.В., при секретаре Кожиной А.И., с участием представителя административного истца Белинской М.П., ответчика государственного инспектора Пугачева А.С., представителя заинтересованного лица Рыбакиной Е.П., заинтересованного лица Кургановой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению СНТ ТСН «Черемушки» к старшему инспектору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Н.Новгород (по Московскому району) Управления НД и ПР ГУ МЧС России по Нижегородской области Пугачеву А.С., ГУ МЧС России Нижегородской области, заместителю начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Нижегородской области - заместителю главного государственного инспектора г. Н.Новгорода по пожарному надзору Мангушеву Р.А. о признании предписания незаконным и его отмене,
у с т а н о в и л:
СНТ ТСН «Черемушки» в лице председателя правления Белинской М.П. обратилось в суд с административным иском, указывая, что по результатам выездной проверки, проведенной старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Нижний Новгород (по Московскому району) Управления НД и ПР ГУ МЧС России по Нижегородской области Пугачевым А.С., 28.04.2023 года было выдано предписание *-В/ПВП от 02.05.2023 года председателю СНТ ТСН «Черемушки» Белинской М.П. об устранении выявленных нарушений, а именно: противопожарное расстояние до границ лесных насаждений от садовых земельных участков №*,16, 216, 217, 217а, 222а, 232, 233, 241, составляет менее 15 метров. Собственниками садовых участков N 181 и 200 не обеспечена очистка территорий от сухой растительности и мусора. С данным предписанием не согласны, поскольку: в предписании указаны конкретные участки территории СНТ ТСН «Черемушки», которые нарушают данные требования, а именно *, 16, 216, 217, 217а, 222а, 232, 233 и 241, а также * и 200. Статья * Федерального закона от 22.07.2008 года *-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в ред. Федеральных законов от 10.07.2012 года № 117-ФЗ, от 29.07.2017 года № 244-ФЗ) гласит, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (ч.3). Таким образом, законодателем разделены нормативные правовые акты по пожарной безопасности на устанавливающие обязательные требования и те, применение которых обеспечивается на добровольной основе. Ни в одной статье законодательства нет указания на обязательность соблюдения 15-метровой зоны от застройки до лесного массива.
На момент вынесения предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности СНиП 30-02-97 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения и СП 53.1330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений -граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02- 97* не были включены в ранее действовавший Перечень национальных стандартов и сводов правил частей таких стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 года *-ФБ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Также истец считает, что СП 4.13130.2013 Свод правил «Системы противопожарной защиты, Ограничение распространения пожара на объектах защиты, Требования к объемно- планировочным и конструктивным решениям» ужесточает нормы, а согласно п.4 ст.4 Ф3-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ужесточение предписанных норм не допускается.
В настоящее время СНиП 30-02-97*и СП 53.13330.2013 включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 г. *-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии от 30.03.2015 года *. Соответственно данные пункты не являются обязательными для исполнения требований пожарной безопасности, а носят рекомендательный характер.
Органами пожарного надзора не опровергнуты доводы СНТ ТСН «Черемушки» о неисполнимости предписания самим товариществом. В статье 42 Градостроительного кодекса РФ, отсутствует упоминание, что в качестве документов, применяемых при подготовке проекта территории, применяются Своды Правил. Фактически Минстрой своим приказом самовольно ввел данный документ.
Поскольку указанные нормативные документы применяются на добровольной основе, не являются обязательными к исполнению, расчет пожарного риска для садоводческого товарищества не требуется, истец считает, что выводы инспектора государственного пожарного надзора являются незаконными и необоснованными.
Кроме того, что СП 4.13130.2013 (Свод правил «Системы противопожарной защиты, Ограничение распространения пожара на объектах защиты, Ограничение распространения пожара на объектах защиты, Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям), который входит в перечень документов для добровольного исполнения, ужесточает нормы, а согласно п.4 ст.4 Ф3-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ужесточение предписанных норм не допускается.
По доводам СНТ ТСН "Черемушки", в настоящее время отсутствует возможность для создания 15-метрового противопожарного разрыва от границы застройки садовых участков до лесного массива, поскольку члены товарищества имеют на праве собственности земельные участки, а строения - в собственности, в том числе находящиеся непосредственно вблизи границ товарищества с лесными участками, создание же разрыва потребует изъятия части земельных участков, принадлежащих садоводам, в то время, как товарищество не наделено полномочиями изъятия у владельцев земельных участков для этих целей, а также на вырубку леса за внешним периметром товарищества. СНТ ТСН "Черемушки", хотя и является юридическим лицом, однако в силу специфики целей и задач, для которых оно создано, не обладает в данном случае полномочиями для исполнения требований предписания. Не предусмотрено полномочие товарищества, правления, председателя на распоряжение земельным участком члена товарищества. Не следует это и из Устава СНТ "Черемушки".
Тем не менее, СНТ ТСН «Черемушки» пыталось обеспечить выполнение аналогичного предписания Госпожнадзора * от 16.05.2019 года, * от 11.06.2020г., № б/н от 02.05.2023г. в добровольном порядке.
В 2020г. было направлено письмо б/н от 27.02.2020г. в адреса Департамента Лесного хозяйства Нижегородской области, Администрацию Московского района г. Нижнего Новгорода, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Московскому району г. Нижнего Новгорода ГУ МЧС России по Нижегородской области о решении вопроса по 15 метровому отступу лесных насаждений и выполнения предписания.
Ответ дал Департамент Лесного хозяйства Нижегородской области о невозможности проведения вырубки леса, о проведении профилактических мер по уборке территории, прилегающей к СНТ, о необходимости соблюдения противопожарного расстояния до лесных насаждений за счет земель городских поселений, (письмо от 04.03.2020 года № Сл-128-86121/20).
В 2023 году в адреса Администрации г. Нижнего Новгорода, ГУ МЧС России по Нижегородской области, Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, ГАУ НО «Нижегородский лесопожарный центр» было направлено письмо * от 06.03.2023г. об оказании помощи в создании минерализованной полосы (проведении опашки) по землям лесного фонда по периметру территории СНТ «Черемушки».
А). Администрация Московского района г. Нижнего Новгорода запросила координаты истца -письмо № Исх-* от 16.03.2023г.
Б) Письмо ГУ МЧС по Нижегородской области № ИВ-165-2917 от 30.03.2023г.- проведение - профилактических мероприятий по уборке 10- метровой зоны по периметру,
В) Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - письмо № Исх-* от 24.03.2023г. и № * от 30.05.2023г. - проведение профилактических мероприятий по уборке 10- метровой зоны по периметру, за опашкой обратиться в ГАУ НО «Нижегородский лесопожарный центр».
По договору с ГАУ НО « Нижегородский лесопожарный центр» *-У от 21.04.2021г. и *-У от 02.06.2023г. за счет денежных средств СНТ « Черемушки» была проведена опашка земель лесного фонда, несмотря на то, что в ФЗ-217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 29.07.2017г. в ст. 14 «Взносы членов товарищества» конкретно указывают на какие цели возможна трата денежных средств и статьи расходов по созданию минерализованной полосы (опашки) нет.
В результате реорганизации СНТ ТСН «Черемушки» в форме выделения из садоводческого кооператива N° 6 АО «НМЗ» (организованного в 1988 году) в 2008 году получило обустроенную территорию с 252 сформированными садовыми участками. Истец полагает, что ответственность за обустройство территории СНТ ТСН «Черемушки» несет Администрация Балахнинского района Нижегородской области, утвердившая материалы землепользования и выдавшая документы на право собственности на земельные участки. По периметру СНТ ТСН «Черемушки», согласно утвержденного плана не указана территория противопожарного разрыва. Захвата земель Лесного фонда садоводами СНТ ТСН «Черемушки» не было (письмо Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области № * от 30.05.2023г. абз.2), но за 32 года существования садового товарищества на данной территории лесной массив вплотную подступил к ограждению территории СНТ ТСН «Черемушки», вырубка лесного массива, в соответствии с требованиям ст. 53.6 Лесного кодекса РФ силами СНТ ТСН «Черемушки» невозможно.
Поскольку в данном случае исполнение предписания связано с распоряжением земельными участками и строениями, находящимися в собственности у членов товарищества, и не касается земель общего пользования, то СНТ "Черемушки" не может его исполнить, предписание вынесено не тому субъекту.
Административный истец, с учетом уточнений исковых требований согласно ст.46 КАС РФ, окончательно просит суд восстановить срок обжалования постановления N42 от 22.06.2023г.; административное наказание по ст. 20.4 ч.1 в виде предупреждения по Постановлению N 42 от 22.06.2023г. о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности в адрес СНТ «Черемушки» отменить: Предписание государственного инспектора пожарного надзора Пугачева А.С. по устранению нарушений требований пожарной безопасности к СНТ ТСН «Черемушки» N * от 02.05.2023 года признать незаконным и отменить в связи с выдачей ненадлежащему ответчику.
К участию в деле в качестве административных ответчиков судом привлечены ГУ МЧС России Нижегородской области, заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической ГУ МЧС России по Нижегородской области - заместитель главного государственного инспектора г. Н.Новгорода по пожарному надзору Мангушев Р. А., заинтересованными лицами - Курганова Н. С., Тюрина Е. М., инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Н.Новгород управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Нижегородской области Мухаметзянов А. Р..
Определением Московского районного суда г.Н.Новгорода от 20.11.2023г. прекращено производство по делу в части п.1 административного искового заявления СНТ ТСН «Черемушки» об отмене постановления * от 22.06.2023г. о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ в виде предупреждения. Административному истцу разъяснено право на обращение с жалобой на постановление об административном правонарушении в порядке КоАП РФ.
В судебном заседании представитель административного истца председатель СНТ ТСН «Черемушки», действуюшая на основании Устава Белинская М.П. исковые требования поддержала, просила признать незаконным Предписание государственного инспектора пожарного надзора Пугачева А.С. по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 02.05.2023 года и его отменить в связи с его неисполнимостью СНТ ТСН «Черемушки».
Административный ответчик старший инспектор отдела надзорной деятельности профилактической работы – государственный инспектор г.Н.Новгород по пожарному надзору Пугачев А.С. иск не признал, просил Предписание 2304/001-52/246-В/ПВП от 02.05.2023г. Поддержал доводы отзыва на иск, согласно которого СНТ ТСН «Черемушки» обязано было выполнить требования пожарной безопасности в части соблюдения 15-метрового противопожарного расстояния до границ лесных насаждений от садовых земельных участков. При этом в предписании допущена техническая ошибка в части того, что указаны расстояния от садовых земельных участков, а не от застройки территории. Доводы административного истца о том, что пункты СНИП, СП, указанные в предписании не носят обязательный характер, не основаны на законе. Невыполнение данного пункта носит длящийся характер и не исполняется с 2010г Пункт предписания не выполнен на сегодняшний день из-за бездействия правления СНТ «Черемушки».
Заинтересованное лицо Курганова Н.С. с иском не согласилась, пояснила, что является владельцем участка *. Считает, что у нее на участке все хорошо, складируются стройматериалы, которые не захламляют земельный участок.
Представитель заинтересованного лица администрации Московского района г.Н.Новгорода действующая на основании доверенности Рыбакина Е.П., решение оставила на усмотрение суда.
Административные ответчики ГУ МЧС России Нижегородской области, заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической ГУ МЧС России по Нижегородской области - заместитель главного государственного инспектора г. Н.Новгорода по пожарному надзору Мангушев Р.А. в суд не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованные лица Департамент Лесного хозяйства Нижегородской области, инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Н.Новгород управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Нижегородской области Мухаметзянов А.Р., Демина О. А., Крит Д. А., Казарин О. Е., Стренина А. В., Макеева Г. В., Обуздина А. В., Рябкин В. Н., Титаев Н. И., Алясев А. А., Тюрина Е. М. в суд не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителей сторон, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно подпункту 5 пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям правления товарищества относится принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества.
Согласно статей 17 и 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В силу статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также о предотвращении угрозы возникновения пожара.
В соответствии со статьей 1 приведенного Закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
К нормативным документам данной нормой отнесены национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, и могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (статья 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В случае, если положениями Технического регламента устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления его в силу соответствующих положений, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию, либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений, применяются ранее действующие требования.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 и частями 6, 6.1, 7 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Кодекса Российской Федерации, совершенное в условиях особого противопожарного режима, влечет административную ответственность на основании части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 29.13 названного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Судом установлено, что на основании решения *-В/РПВ от 27 апреля 2023г. о проведении внеплановой выездной проверки государственным инспектором города Нижний Новгород по пожарному надзору Пугачевым А.С. 02 мая 2023г. была проведена внеплановая /выездная проверка в отношении юридического лица СНТ ТСН «Черемушки», расположенного по адресу: ******». Целью проверки являлся контроль за выполнением СНТ «Черемушки»» обязательных требований пожарной безопасности в соответствии с поручением Президента РФ от 14.02.2023г. № ПР-267.
По результатам вышеуказанной проверки выдано предписание *-В/ПВП от 02.05.2023 года председателю СНТ ТСН «Черемушки» Белинской М.П. об устранении выявленных нарушений, а именно:
1.Противопожарное расстояние до границ лесных насаждений от садовых земельных участков №* составляет менее 15 метров. Нарушены ч.2 гл. 16 ст. 69 Федерального закона 123-ФЗ от 07/22/2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2.Собственниками садовых участков N 181 и 200 не обеспечена очистка территорий от сухой растительности и мусора. Нарушены п.73 Постановления Правительства РФ * от 09/16/2020 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Срок устранения нарушений установлен до 10.04.2024г.
Постановлением зам. главного государственного инспектора г.Н.Новгорода по пожарному надзору Мангушевым Р.А. от 22 июня 2023 года N 42 СНТ СН «Черемушки» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Факт совершения СНТ СН «Черемушки» административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований пожарной безопасности, установлен вступившим в законную силу постановлением. Доказательств, подтверждающих, что данное постановление было изменено либо отменено, суду представлено не было.
Ранее 16 мая 2019 года Государственным инспектором города Нижний Новгород по пожарному надзору Дорофеевой Н.Н. председателю СНТ «Черемушки» Белинской М. П. по результатам проведенной проверки было выдано предписание N 100/1/3 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В предписании содержались указания, в том числе и нарушение:
- расстояние от застройки на территории садоводческого товарищества до лесных массивов составляет менее 15 метров (пункт 4.7 СП 53.13330.2011, пункт 4.7 СНиП 30-02-97*);
С 2011 г. выдавались предписания, содержащие аналогичные нарушения.
Решением Московского районного суда г. Н. Новгорода от 11 октября 2010 г. на СНТ «Черемушки» возлагалась обязанность в срок до 1 июня 2011г. выполнить требования пожарной безопасности, а именно: территория садового общества не должна прилегать к лесному массиву 15 метров. На основании исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя Московского РОСП от 06 декабря 2010 г. было возбуждено исполнительное производство *, которое 26 октября 2015 г. окончено фактически исполнением.
В предписании от 11.07.2020г.* указаны те же нарушения требований пожарной безопасности (пункт 4.7 СП 53.13330.2011, пункт 4.7 СНиП 30-02-97*), что и в предписаниях предыдущих лет, на СНТ "Черемушки" возложена обязанность организации 15-метрового противопожарного разрыва от границы застройки садовых участков до лесного массива.
Решением Московского районного суда г.Н.Новгорода от 14.03.2022г. в удовлетворении административного искового заявления СНТ ТСН «Черемушки» к государственному инспектору пожарного надзора Московского района г.Н.Новгорода Дорофеевой Н. Н., ГУ МЧС России Нижегородской области, департаменту лесного хозяйства Нижегородской области, администрации Московского района г. Н. Новгорода о признании предписания от 11.07.2020г. * незаконным и его отмене отказано.
В оспариваемом предписании *-В/ПВП от 02.05.2023 года также установлено отсутствие организации 15-метрового противопожарного разрыва от границы застройки садовых участков до лесного массива, а также установлено, что собственниками земельных участков не обеспечена очистка территории от сухой травы и мусора.
В ходе проведения 02.05.2023г. внеплановой проверки установлено, что нарушения требований пожарной безопасности не устранены.
Как установлено решением Московского районного суда г.Н.Новгорода от 14.03.2022г., СНТ ТСН «Черемушки» является правопреемником СТ «Черемушки», входящего в садовый кооператив * Горьковского машиностроительного завода, застройка проводилась на земельном участке, который предоставлен в 1988 году на основании решения Горьковского облисполкома *-р от 19.01.1988 года (Государственный акт о предоставлении земельного участка * от 04.01.1988 года Исполкома Балахнинского городского Совета народных депутатов). Данные обстоятельства установлены также решением Московского районного суда г.Н.Новгорода от 14.07.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.14 КоАП РФ в отношении председателя СНТ «Черемушки» Белинской М.П.
На период предоставления СТ «Черемушки» земельного участка под садоводство (1988 год) действовали требования ВСН ( Ведомственные строительные нормы) 43-85 «Застройка территорий коллективных садов, здания и сооружения. Нормы проектирования», утвержденные приказом Госгражданстроя СССР от 11 декабря 1985 года *, которые введены с 01 января 1986г. и распространялись на проектирование застройки территории коллективных садов, садовых домой и других строений общественного и личного пользования членами садоводческих товариществ. ( далее ВСН 43-85).
На период образования юридического лица СТ «Черемушки» в 1993 г. действовало положение пункта 5 приложения 1 (с примечанием обязательное) СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 метров. В городских поселениях для районов одно-двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15 метров.
Из пояснений сторон следует, что на территории СНТ в местах прилегания к лесному массиву имеется песчаная дорога, однако проходит не по всему периметру СНТ, а в отдельных частях.
Вопреки мнению административного истца, представление содержит конкретный перечень выявленных нарушений, требования нормативных правовых актов, в соответствии с которыми должны быть осуществлены действия, направленные на устранение нарушений, и срок его рассмотрения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее Правила противопожарного режима).
Согласно пункту 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
В силу пункта 69 Правил противопожарного режима на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.
Пунктом 73 Правил противопожарного режима предусмотрено, что руководитель организации, лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами защиты, обеспечивают очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Зона очистки от сухой травы, веток, других горючих материалов и сухостойных деревьев вокруг костра, место размещения запаса дров и огнетушащих средств должны составлять не менее 2 метров.
Не допускается разводить открытый огонь (костры) в местах, находящихся за территорией частных домовладений, на расстоянии менее 50 метров от объектов защиты. После завершения мероприятия или при усилении ветра костер или кострище необходимо залить водой или засыпать песком (землей) до полного прекращения тления углей.
На территории поселений, городских округов и внутригородских муниципальных образований, а также на расстоянии менее 1000 метров от лесов запрещается запускать неуправляемые изделия из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2010 N 849 утверждены и введены в действие СНиП 30-02-97, СП 53.13330.2011 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" (далее СНиП 30-02-97, СП 53.13330.2011)
В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 30-02-97, СП 53.13330.2011, настоящие нормы и правила распространяются на проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, зданий и сооружений, а также служат основой разработки территориальных строительных норм (ТСН) субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4.7 СНиП 30-02-97, СП 53.13330.2011 расстояние от застройки на территориях садоводческих (дачных) объединений до лесных массивов должно быть не менее 15 м.
На основании ст. 6 Федерального Закона от 22 июля 2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Суд не может принять во внимание доводы административного истца о том, что отсутствует возможность исполнить предписание для создания 15-метрового противопожарного разрыва от границы застройки садовых участков до лесного массива.
В силу ст. 78 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в отсутствии нормативных требований пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарное расстояние является одним из типов противопожарных преград, к которым также следует относить: противопожарные стены, перегородки, перекрытия, противопожарные занавесы, шторы, экраны (экранные стены), противопожарные водяные завесы, противопожарные минерализованные полосы.
В случае отсутствия возможности выполнения мероприятий по обеспечению противопожарных расстояний (разрывов) между объектами защиты (зданиями, постройками) допускается применять один из типов противопожарных преград или их комбинации при условии законных оснований.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исполнение предписания возможно путем разработки и исполнения технических условий, содержащих комплекс необходимых организационных и технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Довод административного истца о том, что им не удалось найти организацию, которая могла бы разработать технические условия опровергается представленным административным ответчиком Пугачевым А.С. реестром должностных лиц, аттестованных на осуществление деятельности в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности).
Ссылка административного истца на договор с ГАУ «Нижегородский лесопожарный центр» на опашку земель лесного фонда не свидетельствует о выполнении требований пожарной безопасности, поскольку не подтверждает выполнение противопожарного расстояния.
Также является законным требование предписания к СНТ СН «Черемушки» о необходимости очистки территорий садовых участков * (собственник Курганова Н.С.) и участка 200 (умерший собственник Макарова Т.Ф., наследник Тюрина Е.М.) от сухой растительности и мусора, поскольку данные земельные участки находятся на территории СНТ СН «Черемушки», следовательно, в соответствии с Пунктом 73 Правил противопожарного режима обязанность по очистке территории СНТ СН «Черемушки» возложена на руководителя организации.
Учитывая изложенное, суд считает, что оснований для признания предписания незаконным и удовлетворения требований административного истца не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления СНТ ТСН «Черемушки» к Старший инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Н.Новгород (по Московскому району) Управления НД и ПР ГУ МЧС России по Нижегородской области Пугачеву А.С., ГУ МЧС России Нижегородской области, заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической ГУ МЧС России по Нижегородской области - заместитель главного государственного инспектора г. Н.Новгорода по пожарному надзору Мангушев Р. А. о признании предписания от 02.05.2023г. незаконным и его отмене отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ЧЧ*ММ*ГГ*
Судья И.В. Лопатина