ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3127/18 от 09.11.2018 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

Дело № 2а-3127/2018

Мотивированное решение изготовлено 09.11.2018 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Ломановской Г.С.,

при секретаре Соловьевой В.Е.,

с участием представителя административного истца Степановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Рыбинске 31 октября 2018 года административное дело по иску Степанова Владимира Александровича к Управлению АПК, архитектуры и земельных отношений Администрации РМР, Администрации Рыбинского муниципального района, Главе Администрации Рыбинского муниципального района о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка,

установил:

Степанов В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований, к Управлению АПК, архитектуры и земельных отношений Администрации РМР, Администрации Рыбинского муниципального района, Главе Администрации Рыбинского муниципального района о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявления о подготовке соглашений в перераспределении земельного участка с кадастровым номером (площадь 1799 кв.м) в порядке, действующем на дату подачи заявлений от 01.03.2018 года и 07.06.2018 года.

Свои требования мотивирует тем, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером в <адрес>. Постановлением РМР была утверждена схема перераспределения земельного участка с кадастровым номером (площадью 1799 кв.м.), образованному из земельного участка с кадастровым номером и участка, образованного в соответствии с утверждаемой схемой. На основании схемы кадастровым инженером ФИО6 был подготовлен межевой план земельного участка, проведен государственный кадастровый учет. Истец дважды обращался в Администрацию Рыбинского муниципального района, через Управление АПК, Архитектуры и земельных отношений Администрации Рыбинского муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка, где просил произвести перераспределение земельного участка с кадастровым номером (площадью 1799 кв.м.), образованному из земельного участка с кадастровым номером площадью 1510 кв.м, находящегося в собственности истца, и неразграниченного земельного участка площадью 289 кв.м. На что дважды получал отказ, со ссылкой на то, что кадастровая стоимость земельного участка, согласно представленной выписке из ЕГРН не установлена, определить размер платы за увеличение площади испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, т.к. действующим земельным законодательством альтернативного варианта определения размера платы в случае перераспределения земельного участка государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности, не предусмотрено.

Истец считает данные отказы необоснованными, а ссылку на невозможность перераспределения земельных участков в связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка не установлена, и определить размер платы за увеличение площади испрашиваемого земельного участка не представляется возможным - не соответствующим Земельному законодательству РФ. Полагает, что поскольку решение о проведении государственной кадастровой оценки в отношении спорного земельного участка не принималось, в связи с чем кадастровая стоимость данного земельного участка равна нулю. Отказы ответчиков нарушают права истца на образование земельного участка путем перераспределения.

Административный истец Степанов В.А. в судебном заседании не участвовал, направил своего представителя Степанову О.В., которая поддержала уточненный административный иск в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Управление АПК, архитектуры и земельных отношений Администрации РМР в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, ранее представил отзыв на административный иск, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители административных ответчиков: Главы Администрации Рыбинского муниципального района и Администрации Рыбинского муниципального района в судебное заседание не явились, ранее представитель Администрации РМР направил отзыв на административный иск, в котором просил рассмотреть дело в соответствии с требованиями действующего законодательства без его участия.

Выслушав представителя административного истца, ознакомившись с позицией административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что Степанову В.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 1510 кв.м., с кадастровым номером , расположенный в <адрес>.

18.02.2018 года Степановым В.А. в администрацию Рыбинского муниципального района (РМР) через управление АПК, архитектуры и земельных отношений было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1799 кв. м., находящегося по адресу: Ярославская область, Рыбинский муниципальный район, Волжское сельское поселение, деревня Конюшино, земельный участок 68В, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Ранее постановлением администрации Рыбинского муниципального района от 31.01.2018 была утверждена схема расположения земельного участка , площадью 1799 кв.м, на кадастровом плане территории, представленная Степановым В.А.(л.д.32).

19.02.2018 года земельный участок, площадью 1799 кв. м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: , земельный участок , был поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28.02.2018 (л.д.10-11).

01.03.2018 года и повторно 07.06.2018 года Степанов В.А. обращался в администрацию Рыбинского МР с заявлениями о подготовке соглашения о перераспределении земель (л.д.15).

По итогам рассмотрения его заявлений Управлением АПК, архитектуры и земельных отношений было отказано в подготовке соглашения о перераспределении земель, поскольку кадастровая стоимость земельных участков не была установлена, в связи с чем определить размер платы за увеличение площади земельных участков не представлялось возможным, так как действовавшим на момент подачи заявления земельным законодательством не предусматривался альтернативный вариант определения размера платы за увеличение площади испрашиваемого земельного участка (л.д.16,17).

Суд считает данный отказ Управления АПК, архитектуры и земельных отношений ФИО3 РМР обоснованным.

Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ярославской области от 11.02.2015 N 119-п утверждены Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Ярославской области, землями или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с пунктом 5 Правил (в редакции, действующей до 01.07.2018) размер платы в случае перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, определялась как 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, образуемого в результате перераспределения, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность.

Таким образом, на момент подачи Степановым В.А. заявлений о перераспределении земельного участка размер платы в случае перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, был определен однозначно, альтернативного варианта определения размера платы в таком случае не было предусмотрено.

В случаях, когда кадастровая стоимость земельных участков была не установлена, определить размер платы за увеличение площади земельных участков не предоставлялось возможным.

Ссылки административного истца в первоначальном исковом заявлении на нулевую кадастровую стоимость земельного участка в связи с тем, что она не была установлена, не могут быть приняты во внимание.

Одним из основных принципов земельного законодательства согласно п. 7 ст. 7 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В связи с этим отсутствие сведений о размере платы за присоединяемый земельный участок, определяемого в установленном законом порядке, ставит под сомнение возможность его заключения.

Также суд не соглашается с мнением административного истца о несоответствии принятых Управлением АПК, архитектуры и земельных отношений Администрации РМР об отказе в перераспределении земельных участков Земельному кодексу РФ, при том, что п.2.9 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности», утвержденным постановлением администрации РМР от 07.06.2018 года предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия решения об отказе в перераспределении земельных участков. Отсутствие кадастровой стоимости земельного участка таким основанием не является.

В силу пункта 1 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

Таким образом, отношения по перераспределению земельных участков между уполномоченным органом и гражданином возникают с момента подачи соответствующего заявления.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 2 пункта 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ).

С 1 января 2017 г. Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о ГКО) установлен новый порядок проведения государственной кадастровой оценки, в соответствии с которым государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочиями по проведению государственной кадастровой оценки наделено государственное бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее – бюджетное учреждение), которое действует на постоянной основе, причем, они не имеет право привлекать к проведению работ по кадастровой оценке иных лиц (к примеру, оценщиков).

Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимает орган исполнительной власти субъекта РФ (ч. 1 ст. 6 Закона N 237-ФЗ).

Кадастровая стоимость земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3052; 2010, N 26, ст. 3350; N 45, ст. 5860; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 15, ст. 2125), таким органом является Росреестр.

Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Следует также отметить, что согласно статье 24 Закона о ГКО устанавливается переходный период его применения с 1 января 2017 г. до 1 января 2020 г. В течение переходного периода такая оценка может проводиться в соответствии с Законом о ГКО или Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.

Как указано выше, постановлением Правительства Ярославской области края от 11.02.2015 N 119-п утверждены Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящихся в собственности Ярославской области, и земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории области

Размер платы в отношении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Ярославской области, определяется как разница между кадастровой стоимостью образованного земельного участка, площадь которого увеличилась в результате перераспределения земельных участков, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности до перераспределения земельных участков (пункт 4 Правил).

Постановлением Правительства Ярославской области от 31.07.2018 № 573-п «О внесении изменений в постановление Правительства области от 11.02.2015 N 119-п» (документ вступил в силу с 31 июля 2018 года) скорректированы Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Ярославской области, землями или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В частности, дополнительно установлено, что в случае отсутствия кадастровой стоимости земельного участка размер платы в отношении земельного участка, находящегося в собственности Ярославской области, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, определяется как 50 процентов их рыночной стоимости, рассчитанной путем умножения рыночной стоимости одного квадратного метра вновь образуемого земельного участка, установленной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, на площадь части таких земельных участков, подлежащих передаче в частную собственность в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности, за исключением случая перераспределения земельных участков в целях последующего изъятия подлежащих образованию земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

О принятых изменениях, а также о возможности заключения соглашения о перераспределении земельного участка Степанов В.А. был проинформирован письмом Управления АПК, архитектуры и земельных отношений от 15.08.2018 года, не согласившись с которым истец обратился в суд.

Принимая во внимание, что Правилами определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории Ярославской области, на момент обращения Степанова В.А. с соответствующими заявлениями в администрацию РМР не было предусмотрено альтернативного способа установления кадастровой стоимости перераспределяемых земельных участков, суд не усматривает в действиях (бездействии) административных ответчиков нарушений норм земельного законодательства.

С учетом изложенного административное исковое заявление Степанова Владимира Александровича к Управлению АПК, архитектуры и земельных отношений Администрации РМР, Администрации Рыбинского муниципального района, Главе Администрации Рыбинского муниципального района о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявления о подготовке соглашений в перераспределении земельного участка с кадастровым номером (площадь 1799 кв.м) в порядке, действующем на дату подачи заявлений от 01.03.2018 года и 07.06.2018 года, подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Степанова Владимира Александровича к Управлению АПК, архитектуры и земельных отношений Администрации РМР, Администрации Рыбинского муниципального района, Главе Администрации Рыбинского муниципального района о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявления о подготовке соглашений в перераспределении земельного участка с кадастровым номером (площадь 1799 кв.м) в порядке, действующем на дату подачи заявлений от 01.03.2018 года и 07.06.2018 года, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Г.С. Ломановская.