ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3129/18 от 26.10.2018 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

Дело №2а-3129/2018

Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2018 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Ломановской Г.С.,

при секретаре Соловьевой В.Е.,

с участием представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Рыбинске 22 октября 2018 года административное дело по административному иску ФИО4 к МБУ ГО г. Рыбинск «Управление городского хозяйства» о признании незаконным в выдаче заключения по благоустройству территории,

установил:

ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к МБУ ГО г. Рыбинск «Управление городского хозяйства» о признании незаконным отказа в выдаче заключения по благоустройству территории в связи с переводом квартиры, принадлежащей истцу в нежилое помещение, обязании устранить нарушения прав и законных интересов истца путем выдачи заключения по благоустройству территории в связи с переводом квартиры, принадлежащей истцу, расположенной по адресу: <адрес>, в нежилое помещение.

В обоснование требований пояснил, что 18.12.2017г. департаментом ЖКХ, транспорта и связи администрации ГО г. Рыбинск истцу было выдано разрешение на перевод квартиры в нежилое помещение, в т.ч. с выполнением мероприятий по благоустройству прилегающей территории, согласно представленному проекту. 28.05.2018г. истцом было подано заявление в МБУ «Управление городского хозяйства» для выдачи заключения. 06.06.2018г. истцом был получен ответ с отказом в выдаче справки о выполнении благоустройства помещения, т.к. проект благоустройства не согласован с ответчиком и проектом не предусмотрена парковка для автотранспорта. Впоследствии от ответчика поступило письмо с повторным отказом в согласовании, где также было указано, что проект сфальсифицирован. Истец возражает против данного факта, поскольку проект составлен ИП ФИО5, прошел проверку в Департаменте ЖКХ, транспорта и связи, и он не может быть сфальсифицированным. Незаконные действия ответчика нарушают права истца.

Административный истец ФИО4 в судебном заседании не участвовал. Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске и в дополнении к пояснениям, просил решение об удовлетворении иска обратить к немедленному исполнению.

Представитель административного ответчика МБУ ГО г. Рыбинск «Управление городского хозяйства» по доверенности ФИО3 в судебном заседании административный иск не признала по доводам, изложенным в отзыве, пояснила, что истцу отказано в согласовании, поскольку в проекте истца нет парковки. Необходимость парковки предусмотрена градостроительным законодательством.

Также к материалам дела приобщен письменный отзыв МБУ ГО г. Рыбинск «Управление городского хозяйства» на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Департамента ЖКХ, транспорта и связи Администрации ГО г. Рыбинск, ГИБДД МУ МВД России "Рыбинское", ИП ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещались о дате судебного разбирательства, уважительных причин неявки суду не представили.

В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен главный инженер МБУ «Управление городского хозяйства» ФИО1, который показал, что для организации парковки в целях безопасности дорожного движения необходимо обратиться с заявлением в департамент имущественных и земельных отношений.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что на основании уведомления Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа г. Рыбинск от 18.12.2017г. помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежащее ФИО4, переведено из жилого в нежилое для использования в качестве магазина непродовольственных товаров при условии:

1. проведения работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в соответствии с предоставленным проектом и с соблюдением требований жилищного и градостроительного законодательства, срок производства работ – в течение одного года со дня выдачи или направления заявителю документа, подтверждающего принятие решения о переводе помещения;

2. выполнения мероприятий по благоустройству прилегающей территории в соответствии с представленным проектом;

3. осуществления приемочной комиссией приемки выполненных ремонтно-строительных работ и подписания в установленном порядке акта о завершении переустройства и (или) перепланировки переводимого повешения при наличии заключения организации, подготовившей проект переустройства и (или) перепланировки, о соответствии выполненных работ заявленному проекту.

Для выдачи справки о завершении благоустройства после переустройства и перепланировки помещения по адресу: <адрес>, переведенного из жилого в нежилое для использования в качестве магазина непродовольственных товаров, представитель ФИО4 – ФИО2 обратился в МБУ «Управление городского хозяйства».

По результатам рассмотрения МБУ «Управление городского хозяйства» отказало заявителю в выдаче справки о благоустройстве по следующим причинам:

- проект благоустройства не был согласован МБУ «Управление городского хозяйства»;

- предусмотренное проектом решение по обустройству парковочных мест вдоль существующей проезжей части не соответствует требованиям обустройства парковочных мест на отдельно отведенной территории.

Кроме того, МБУ «Управление городского хозяйства» усомнилось в подлинности представленного истцом проекта, поскольку на проекте отсутствовала подпись руководителя проектной организации и печать.

Административный ответчик также ссылается на то, что согласно проекту перепланировки истец предлагает переоборудовать парковочное место «вдоль края проезжей части с твердым асфальтовым покрытием». При этом административный истец не учитывает, что проезжая часть автомобильной дороги по ул. Радищева является собственностью городского округа г. Рыбинск и по своему усмотрению использовать данный участок дороги истец не имеет права. В обоснование своей позиции административный ответчик ссылается на ст. 39.36 ЗК РФ, согласно которой регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Кроме того, ссылаясь на приказ Минстроя России от 30 декабря 2016 года /пр, ответчик полагает, что приложение К (нормы расчета стоянок автомобилей), на которые ссылается истец в своем проекте, не применяются с 01 июля 2017 года. Количество парковочных мест необходимых при оборудовании магазина определяется приложением Ж СП . Действующие технические нормы для площади нежилого помещения, используемого истцом по проекту, устанавливают необходимость иного количества парковочных мест. Согласно п. 3 Постановления Правительства ЯО от 02.04.2015 N 366-п (ред. от 07.05.2018) "Об утверждении Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ярославской области» размещение объектов осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - разрешение), выданного органом исполнительной власти Ярославской области или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно сообщению отдела ГИБДД МУ МВД России «Рыбинское» установлено, что порядок проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства установлен Градостроительным Кодексом РФ. Госавтоинспекция МВД России не осуществляет функции выдачи технических условий, согласования проектов, схем и иной документации по организации дорожного движения. Дополнительно сообщают, что парковочные места и их обустройства должны соответствовать требованиям Государственным стандартам РФ, а также другим техническим нормам и правилам, действующим при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог.

Исследовав материалы дела, оценив позиции сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Муниципальная услуга по переводу жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое, а также выдаче соответствующих решений о переводе или об отказе в переводе оказывается в соответствии административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Прием документов, необходимых для согласования перевода жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое, а также выдача соответствующих решений о переводе или об отказе в переводе», разработанном в целях повышения качества предоставления и доступности муниципальной услуги по приему документов, необходимых для согласования перевода (далее по тексту - муниципальная услуга).

Административный регламент определяет порядок приема документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при предоставлении муниципальной услуги, порядок взаимодействия между органами, организациями, должностными лицами, физическими и юридическими лицами, обратившимися с заявлением о предоставлении муниципальной услуги.

В п. 2.4 административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, представляемых самостоятельно заявителем, а именно:

- заявление о переводе помещения (приложение 2 к настоящему административному регламенту);

- правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);

- план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым - технический паспорт такого помещения);

- поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.

Если для перевода помещения используется часть общего имущества собственников жилого дома, необходимо предоставить согласие собственников помещений в соответствии с ч. 3 ст. 36, ст. ст. 44 - 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В п. 2.4.1 регламента указано, что для получения заявителем акта приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки переводимого нежилого (жилого) помещения заявитель предоставляет в МКУ "Жилкомцентр" заявление о приемке законченного переустройством и (или) перепланировкой переводимого жилого (нежилого) помещения приемочной комиссией (приложение 4 к настоящему административному регламенту) на бумажном носителе лично, посредством факсимильной связи, по почте, курьером, по электронной почте либо в электронном виде. Заявление о приемке законченного переустройством и (или) перепланировкой переводимого нежилого (жилого) помещения приемочной комиссией также может быть сделано заявителем в устной форме с использованием телефонной связи.

Требования к заявлениям и документам содержатся в п.. 2.4.2 административного регламента.

Согласно п. 2.4.4 административного регламента МКУ "Жилкомцентр" не вправе требовать от заявителя:

- представления документов, информации или осуществления действий, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами, непосредственно регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги;- предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных органов, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги предусмотрен в п. 2.5 регламента, в том числе:

1) отсутствие документа, удостоверяющего личность заявителя или его уполномоченного представителя (при личном обращении);

2) отсутствие документа, подтверждающего полномочия представителя;

3) представление документов, имеющих подчистки, приписки, исправления, не позволяющие однозначно истолковать их содержание, кроме случаев, когда допущенные нарушения могут быть устранены органами и организациями, участвующими в предоставлении муниципальной услуги.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги прописан в п. 2.6 регламента.

К ним относятся:

1) непредставление документов, предусмотренных пунктом 2.4 настоящего административного регламента (которые заявитель обязан предоставить);

2) несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства Российской Федерации;

3) текст заявлений, предоставляемых в электронной форме, не поддается прочтению;

4) установление факта предоставления заявителем недостоверных сведений по результатам запросов в органы и организации, в распоряжении которых находятся документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги;

5) несоблюдение предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения;

6) несоответствие выполненных работ проекту переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения.

Результатом административной процедуры является выдача заявителю уведомления о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение либо письменного отказа с указанием оснований (п.3.1 регламента).

Тем самым, согласно стандарту предоставления муниципальной услуги установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое и исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении данной муниципальной услуги.

Уведомлением от 18.12.2017 года Департамент ЖКХ, транспорта и связи Администрации ГО г. Рыбинск сообщил о решении, принятом 14.12.2017 года за , о переводе жилого в нежилое помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для использования в качестве магазина непродовольственных товаров при условии выполнения, в числе прочего, мероприятий по благоустройству прилегающей территории в соответствии с представленным проектом.

28..05.2018 года представитель ФИО4 – ФИО2 обратился в МБУ «Управление городского хозяйства» с заявлением о подготовке и выдаче заключения по благоустройству территории в связи с переводом квартиры в нежилое помещение.

06.06.2018 года МБУ «Управление городского хозяйства» письмом сообщило ФИО4 о невозможности выдачи справки о выполнении благоустройства в связи с тем, что проект благоустройства, во-первых, не согласован МБУ «Управление городского хозяйства» и, во-вторых, проектом благоустройства не предусмотрена парковка автотранспорта.

09.06.2018 года письмом , направленным в адрес директора Департамента архитектуры и градостроительства и ФИО4, МБУ «Управление городского хозяйства» подтвердило отказ в выдаче справки о благоустройстве по указанным основаниям, уточнив, что предусмотренное проектом решение по благоустройству парковочных мест вдоль проезжей части не соответствует требованиям обустройства парковочных мест на отдельно отведенной территории, дополнительно пояснив, что есть сомнения в подлинности проекта.

В судебном заседании представитель административного ответчика также пояснил, что парковка автомобилей на проезжей части нарушает правила безопасности дорожного движения.

Оценивая данный отказ, суд учитывает следующее.

В рассматриваемом случае все, документы, предусмотренные Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Прием документов, необходимых для согласования перевода жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое, а также выдача соответствующих решений о переводе или об отказе в переводе», необходимые для получения муниципальной услуги по переводу жилого помещения в нежилое, истцом были представлены, что ответчиком не оспаривается.

При этом сведения о том, в чем заключается несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства Российской Федерации, какие нормы действующего законодательства, в том числе Правил дорожного движения, Правил землепользования и застройки городского округа город Рыбинск, названного Административного регламента или иных, административным ответчиком не указаны.

Факт предоставления заявителем недостоверных сведений либо недостоверного проекта перепланировки жилого помещения в судебном заседании не установлен. Иные основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги перевода жилого помещения в нежилое судом также не установлены.

В отзыве на административный иск ответчик указывает, что в соответствии с расчетом, приведенным в проекте истца, у планируемого магазина должно быть обустроено одно парковочное место, что нарушает действующие технические нормы, устанавливающие необходимость иного количества парковочных мест, а именно: приложение Ж СП .

Вместе с тем, в соответствии с СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2016 года /пр, в приложении Ж предусмотрены нормы расчета стоянок автомобилей в зависимости от площади здании и сооружений.

Так, для магазинов-складов (мелкооптовой и розничной торговли, гипермаркеты) общей площадью 30-35 кв.м, для объектов торгового назначения с широким ассортиментом товаров периодического спроса продовольственной и (или) непродовольственной групп (торговые центры, торговых комплексы, супермаркеты, универсамы, универмаги и т.п.) общей площадью 40 – 50 кв.м, а также для специализированных магазинов по продаже товаров эпизодического спроса непродовольственной группы (спортивные, автосалоны, мебельные, бытовой техники, музыкальных инструментов, ювелирные, книжные и т.п.) общей площадью 60-70 кв.м. – предусматривается 1 машино-место.

В данном случае общая площадь магазина с учетом торгового зала, подсобных помещений и санузла, согласно проекту составляет 14,73 кв.м, для чего достаточно предусмотреть одно парковочное место.

Пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе в случаях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения (подпункт 3); а также для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6).

Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи - нестационарные торговые объекты и рекламные конструкции), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без установления сервитутов утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300. В п.4 данного перечня предусмотрены элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.

Пунктом 36 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено, что под элементами благоустройства понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Сведения о том, что предоставление места для парковки на одно машино-место, относится к элементам благоустройства территории, для чего необходимо получение соответствующего разрешения, материалы дела не содержат.

Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа город Рыбинск, разработанным ОАО "Российский институт градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор", утвержденным решением Муниципального Совета ГО г Рыбинск второго созыва 29.07.2010 года , размещение автостоянок предусмотрено для многоэтажной жилой застройки, ряда объектов торговли (торговых центров, торгово-развлекательных центров (комплексов)), для предприятий по обслуживанию автотранспорта, для станции технического обслуживания. Обязанность по созданию парковки для помещения торгового зала площадью менее 15 кв.м. в Правилах землепользования и застройки городского округа город Рыбинск не содержится.

В составе проектной документации на перепланировку жилого помещения в нежилое, в схеме планировочной организации земельного участка предусмотрено место для временной парковки. Требование о выполнении парковочного кармана проектом благоустройства не заложено. Приказом заместителя Главы ГО г. Рыбинск по городскому хозяйству от 14.12.2017 года «О переводе жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое» предусмотрен перевод при условии выполнения мероприятий по благоустройству прилегающей территории.

Обстоятельства невыполнения указанного требования в судебном заседании не установлены.

При этом, вопреки мнению представителя административного ответчика, действующими правилами не запрещается размещение парковки на проезжей части дороги. Так, в соответствии с п. 21 ст. ГрК РФ парковка (парковочное место) может являться частью автомобильной дороги. Согласно п.12.1 Правил дорожного движения - остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.

Сведения о том, что остановка или временная стоянка автомобилей на проезжей части участка дороги по ул. Радищева, обозначенного в схеме планировочной организации земельного участка проекта перепланировки жилого помещения и организации торгового помещения по указанному выше адресу, запрещена в соответствии с Правилами дорожного движения, в материалах дела отсутствуют и административным ответчиком не представлены.

Поскольку обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3, 4 части 9, части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, принявший оспариваемые решения либо совершивший оспариваемые действия (бездействие), а доказательства обоснованности отказа не представлены, суд приходит к выводу о правомерности заявленного требования и удовлетворении административного искового заявления ФИО4

Согласно частям 1 и 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных названным кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению, в том числе по просьбе административного истца, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.

Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

На основании представленных документов и ходатайства представителя истца, суд полагает возможным решение в части возложения на МБУ ГО г. Рыбинск «Управление городского хозяйства» обязанностей устранить допущенные нарушения закона и выдать заключение по благоустройству территории в связи с переводом принадлежащей истцу квартиры по адресу: <адрес>, в нежилое помещение, обратить к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия МБУ ГО г. Рыбинск «Управление городского хозяйства», выразившиеся в отказе выдаче заключения по благоустройству территории в связи с переводом принадлежащей истцу квартиры по адресу: <адрес>, в нежилое помещение.

Обязать МБУ ГО г. Рыбинск «Управление городского хозяйства» устранить допущенные нарушения закона и выдать заключение по благоустройству территории в связи с переводом принадлежащей истцу квартиры по адресу: <адрес>, в нежилое помещение.

В соответствии с п. 2 ст. 188 КАС РФ решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Г.С. Ломановская.