ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3129/2021 от 21.12.2021 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-3129/2021

УИД 18RS0005-01-2021-004444-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«21» декабря 2021 года г. Ижевск

Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Нуртдиновой С.А., при секретаре судебного заседания Побалковой С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 8 по Удмуртской Республике к Чувакину А.Ю. о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 8 по Удмуртской Республике (далее по тексту МРИ ФНС России № 8 по УР) обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Чувакину А.Ю. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 8 426 руб., пеня в размере 16,71 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 32 448 руб., пеня в размере 64,36 руб.

Требования мотивированы тем, что Чувакин А.Ю. состоит на учете в МРИ ФНС России №8 по УР в качестве налогоплательщика. Исходя из выписки из ЕГРИП, состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязан был на основании п.1 ч.2 ст.28 ФЗ №212-ФЗ, главы 34 НК РФ правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы. На основании представленных в налоговый орган сведений, исчислены суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за ДД.ММ.ГГГГ, направлены требования. В установленный законодательством о налогах и сборах срок обязанность по уплате задолженности налогоплательщиком не исполнена, в связи с чем были начислены пени. П.1 ст.45 НК РФ предусмотрено взыскание налогов с физических лиц в судебном порядке. Порядок взыскание налогов производится в соответствии со ст.48 НК РФ.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена МИФНС России №11 по УР.

В судебном заседании представитель административного истца Семенова Н.В., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным ранее представленном письменном отзыве. Суду пояснила, что ответчик состоял на учете в налоговой инспекции в качестве индивидуального предпринимателя, снят с учета ДД.ММ.ГГГГ В связи с этими обстоятельствами, ему были начислены страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ, которые не были уплачены. В адрес налогоплательщика направлено требование, оставленное без удовлетворения. Сумма задолженности за ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не уплачена, в связи чем, налоговый орган обратился за принудительным взысканием в суд.

Административный ответчик Чувакин А.Ю. исковые требования не признал, поддержав ранее представленные письменные возражения, согласно сути которых, наличие задолженности в заявленном размере он не оспаривает. Между тем, ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя ранее, деятельность индивидуального предпринимателя в ДД.ММ.ГГГГ не осуществлял, но налоговый орган своевременно его с учета не снял, имеющуюся задолженность не списал. Полагает, что со стороны налоговых органов имеет место бездействие, требования основаны исключительно на данных ЕГРИП и не учитывают всех обстоятельств дела, в том числе, затягивание и игнорирование вопроса по списанию с него имеющейся задолженности. Согласно ранее данным пояснениям, до ДД.ММ.ГГГГ у него образовалась задолженность, которую он неоднократно просил списать, писал соответствующие жалобы. ДД.ММ.ГГГГ. он подал заявление об изменении вида деятельности, планировал начать новый вид деятельности, однако задолженность, которая по его расчетам имелась, подлежала списанию. Списание не произведено, что препятствовало осуществлению его деятельности. Был осведомлен, что налоги ему продолжают начисляться как индивидуальному предпринимателю, статус не прекратил, поскольку надеялся получить ответы на свои обращения. При этом, соответствовал всем условиям, позволяющим исключить его из ЕГРИП, однако МИФНС России №11 бездействовала, своевременно его статус не прекратила.

Представитель заинтересованного лица Хамидуллина Э.Г., действующая на основании доверенности, доводы административного ответчика полагала необоснованными. Согласно представленным письменным пояснениям заинтересованного лица, в отношении Чувакина А.Ю. были выявлены признаки недействующего ИП, установленные п.1 ст.22.4 Закона №129-ФЗ, на основании которых регистрирующим органом принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из ЕГРИП. Сообщение о предстоящем исключении Чувакина А.Ю. из ЕГРИП было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» а также на электронном интернет ресурсе www.vestnik-gosreg.ru. В связи с отсутствием заявлений (возражений) заинтересованных лиц относительно предстоящего исключения Чувакина А.Ю. из ЕГРИП регистрирующим органом принято решение от о государственной регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. В ЕГРИП внесены запись от ДД.ММ.ГГГГ. ГРН об исключении недействующего индивидуального предпринимателя на основании ст.22.4 Закона №129-ФЗ. Изменение даты исключения Чувакина А.Ю. из ЕГРИП с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ противоречит положениям ст.22.4 Закона №129-ФЗ, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Также обращает внимание на то, что исключение ИП из ЕГРИП на основании ст.22.4 Закона №129-ФЗ является правом, а не обязанностью регистрирующего органа.

Выслушав позицию сторон, заинтересованного лица, разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В силу ч.1 ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с ч.3 ст.84 КАС РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ч.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкции, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Изучив материалы административного дела, выслушав позицию сторон и заинтересованного лица, оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данному требованию корреспондирует содержание п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

С 01 января 2017 вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

В соответствии с ч.2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п.п.2 п.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Как следует из материалов дела, Чувакин А.Ю. состоит в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Исходя из представленной выписки из ЕГРИП, состоял на учете в инспекции в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., и, следовательно, в указанный период являлся плательщиком страховых взносов.

Доводы Чувакина А.Ю. об обратном, суд отклоняет на основании следующего.

Статьей 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В частности, названной нормой закона определено, что государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется регистрирующим органом на основании заявления этого лица о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, и представленных документов, перечень которых указан в пунктах "б" - "и" статьи 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ.

Статьей 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Названной нормой закона определено, что государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в следующих случаях: в связи с принятием физическим лицом решения о прекращении предпринимательской деятельности; в связи со смертью физического лица; в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом); по решению суда о прекращении деятельности данного лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке; в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок; в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа (пункты 1 - 6 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Иных оснований для прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не было предусмотрено.

Соответственно, прекращение Чувакиным А.Ю. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя возможно путем подачи им необходимых документов в регистрирующий орган в соответствии с положениями указанного выше закона.

Между тем, статья 22.4 Федерального закона N 129-ФЗ предусматривающая исключение индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по решению регистрирующего органа, была введена Федеральным законом от 12 ноября 2019 года N 377-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данной статьей регламентируется порядок исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП по решению регистрирующего органа.

В соответствии с п. 1 статьи 22.4 Федерального закона N 129-ФЗ индивидуальный предприниматель признается фактически прекратившим свою деятельность, если к моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения одновременно соблюдаются следующие условия: истекло 15 месяцев с даты окончания действия патента или индивидуальный предприниматель в течение последних 15 месяцев не представлял документы отчетности, сведения о расчетах; индивидуальный предприниматель имеет недоимку и задолженность.

По правилам указанной нормы права недействующий индивидуальный предприниматель может быть исключен из реестра в порядке, установленном настоящим Федеральным законом N 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22.4 Федерального закона N 129-ФЗ при наличии одновременно всех указанных выше условий признания индивидуального предпринимателя недействующим регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из ЕГРИП. Полномочия по принятию такого решения и последующего исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП возникли у регистрирующего органа с ДД.ММ.ГГГГ

При этом принятие решения об исключении недействующего индивидуального предпринимателя из ЕГРИП является правом налогового органа, а не обязанностью, а административный ответчик не был лишен возможности самостоятельно обратиться в регистрирующий орган с заявлением об исключении из ЕГРИП и прекращении статуса ИП. Кроме того, ответчиком неоднократно с ДД.ММ.ГГГГ направлялись обращения в налоговые органы о перерасчете задолженности, возникшей до ДД.ММ.ГГГГ, из которых следовало, что он возобновил свою деятельность как ИП.

Согласно выписке из ЕГРИП, которая содержит общедоступные сведения об индивидуальном предпринимателя, деятельность Чувакина А.Ю. в качестве индивидуального предпринимателя прекращена ДД.ММ.ГГГГ Соответственно, на момент возникновения спорных правоотношений (задолженность по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ.) Чувакин А.Ю. являлся действующим индивидуальным предпринимателем, исключен из ЕГРИП в спорный период времени не был, и являлся плательщиком страховых взносов.

Несогласие Чувакина А.Ю. с датой исключения его из ЕГРИП правового значения при рассмотрении настоящего административного дела не имеет. Административный ответчик не лишен права обратиться в суд с самостоятельным административным иском по оспариванию соответствующих действий (бездействия) налогового органа.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов установлен статьей 432 НК РФ, в силу которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

С 1 января 2018 года установлен фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование для плательщиков указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 430 НК РФ (в редакции, действующей на момент рассматриваемых правоотношений) плательщики, указанные в п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

В соответствии с ч.2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Исходя из положений Федерального закона №63-ФЗ и статьи 430 НК РФ календарным месяцем начала деятельности признается: для адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, - календарный месяц, в котором адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающийся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, поставлены на учет в налоговом органе.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

По сведениям налогового органа Чувакин А.Ю. не произвел уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в полном объеме за ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем и в соответствии с положениями действующего законодательства, налоговым органом произведен расчет по обязательным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 32 448 руб. и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 руб.

Каких-либо сумм, направленных на погашение страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ, от административного ответчика не поступало. Доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, задолженность административного ответчика по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за ДД.ММ.ГГГГ составляет 8 426 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за ДД.ММ.ГГГГ составляет 32 448 руб.

Расчет, составленный стороной истца в части недоимки по обязательным страховым взносам судом проверен и признан соответствующим как периоду образования задолженности, так и требованиям законодательства регулирующего порядок исчисления суммы налога, при этом является арифметически верным, составленным в соответствии с ч. 1 ст. 430 НК РФ и принимается судом при вынесении решения.

Достоверность и правильность представленного административным истцом расчета административным ответчиком не оспорена, доказательства, подтверждающие, как отсутствие задолженности, так и иной её размер, суду не представлены. Факт наличия оснований для освобождения административного ответчика от уплаты обязательных взносов в установленном законом порядке не подтвержден, доводы административного ответчика в данной части отклонены.

Совокупность представленных административных истцом доказательств подтверждает факт того, что налогоплательщиком обязанность по уплате обязательных страховых взносов не исполнена, что привело к формированию задолженности за ДД.ММ.ГГГГ по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ, неисполнение административным ответчиком в срок обязанности по уплате налоговой недоимки, пеней, штрафов является основанием для взыскания указанных сумм в судебном порядке.

На основании п. 3 ст. 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае неуплаты причитающихся сумм налогов или сборов, или уплаты в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Из приведенных норм следует, что пени являются мерой, обеспечивающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора, и их начисление производится до фактического исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

Порядок исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога в случае нарушения им установленных законом сроков уплаты, предполагает обязанность налогового органа направить в адрес налогоплательщика в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ требование с указанием суммы недоимки и срока для ее добровольного погашения. В случае неисполнения налогоплательщиком налогового требования в установленный срок, обязанность по уплате возникшей недоимки реализуется путем принудительного взыскания с должника налога в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ.

Изложенное в совокупности с положениями ч.5 ст.75 НК РФ, регулирующей порядок уплаты пеней, позволяет суду прийти к выводу о том, что налоговое требование об уплате пеней может быть направлено в адрес налогоплательщика как одновременно с требованием об уплате налоговой недоимки, так и после погашения налогоплательщиком задолженности по налогу.

В случае добровольного исполнения налогоплательщиком требования налогового органа об уплате недоимки, обстоятельством, имеющим значение для решения вопроса о принудительном взыскании начисленных на сумму недоимки пеней, является соблюдение налоговым органом досудебного порядка предъявления к должнику требования об уплате пеней, а также фактический срок погашения недоимки по налогу.

В случае неисполнения налогоплательщиком в установленный в налоговом требовании срок обязанности по погашению недоимки, взыскание пеней допускается только в случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию соответствующего налога, а именно соблюдены досудебный порядок предъявления указанного требования и установленные ст.48 НК РФ сроки принудительного взыскания налога.

Разрешая требование административного истца о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии на сумму 64,36 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС на сумму 16,71 руб., суд исходит из того, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный в налоговом требовании срок обязанности по погашению недоимки, взыскание пеней допускается только в случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию соответствующего налога, а именно соблюдены досудебный порядок предъявления указанного требования и установленные ст.48 НК РФ сроки принудительного взыскания налога.

В соответствии со ст.ст.14, 62 КАС РФ, бремя доказывания наличия оснований для взыскания с административного ответчика пеней в заявленном в иске размере, возлагается на административного истца.

По смыслу ст. ст. 48, 69, 70 НК РФ решение о принудительном взыскании налога может быть принято налоговым органом по тем суммам, в отношении которых налогоплательщиком был пропущен установленный налоговым требованием срок для их добровольной уплаты.

Доказательств того, что в отношении сумм недоимок, на которые начислены взыскиваемые в рамках настоящего дела пени, административным истцом утрачено право на взыскание, суду не представлено.

Как указано выше, в связи с неуплатой административным ответчиком обязательных взносов, налоговым органом согласно представленному в исковом заявлении расчету исчислены пени, которые составили:

-по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму недоимки 8 426 руб. в размере 16,71 руб. (8 426 руб. * 4,25%/300*14 дней);

-по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму недоимки 32 448 руб. в размере 64,36 руб. (32 448 руб. * 4,25%/300*14 дней).

В силу п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ). Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ). В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ). В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абз. 4 пункта 4 статьи 31 НК РФ). Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа (абзац 5 пункта 4 статьи 31 НК РФ).

Во исполнение указанных норм налоговым органом направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., в том числе, об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017г. – недоимка в размере 8 426 руб. и пени в размере 16,71 руб., об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ – недоимка в размере 32 448 руб. и пени в размере 64,36 руб. В указанном требовании установлен срок уплаты страховых взносов – до ДД.ММ.ГГГГ

До настоящего времени, суммы, указанные в требованиях, административным ответчиком в срок не оплачены, что административным ответчиком не оспаривалось. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца в суд с настоящим заявлением.

Проверив представленный истцом расчет суммы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на сумму 64,36 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС на сумму 16,71 руб., суд признает его соответствующим, как периоду образования задолженности, так и требованиям законодательства, регулирующего порядок исчисления суммы налога и пени, является арифметически верным и принимается судом при вынесении решения. Достоверность и правильность представленного административным истцом расчета административным ответчиком не оспорена, доказательства, подтверждающие, как отсутствие задолженности, так и иной её объем, суду не представлены.

В соответствии с ч.3 ст. 48 НК рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Как указано выше, в адрес ответчика налогоплательщика направлено требование о необходимости уплаты обязательных взносов со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

С заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ. (сдано в почтовое отделение связи ранее), то есть в установленный законом шестимесячный срок.

В силу ч.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно истребованным по запросу суда материалам гражданского дела , хранящегося в архиве судебного участка №5 Устиновского района г. Ижевска, налоговым органом исчислены недоимки за ДД.ММ.ГГГГ. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии и пени по ним; страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС и пени по ним.

В связи с неисполнением обязанности по уплате суммы налога, налоговым органом подано заявление о выдаче судебного приказа.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №5 Устиновского района г. Ижевска вынесен судебный приказ по требованию Межрайонной ИФНС России №8 по УР о взыскании с Чувакина А.Ю. недоимки по налогам и сборам.

Определением мирового судьи судебного участка №5 Устиновского района г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ. судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ. отменен в связи с поступившими от должника возражениями.

Учитывая, что судебный приказ о взыскании с должника Чувакина А.Ю. в пользу МРИ ФНС №8 по УР задолженности отменен определением мирового судьи судебного участка №5 Устиновского района г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ., а с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ (сдано в почтовое отделение ранее), суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд, предусмотренный ст.48 НК РФ административным истцом не пропущен.

Таким образом, поскольку административный ответчик имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за ДД.ММ.ГГГГ., размер которых ответчиком не оспорен, а административным истцом соблюден установленный действующим законодательством порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, постольку в условиях доказанности приведенных юридически значимых обстоятельств, исковые требования административного истца подлежат удовлетворению – с административного ответчика подлежат взысканию страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии на сумму 32 448 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС на сумму 8 426 руб., а также пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии на сумму 64,36 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС на сумму 16,71 руб.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая, что административный истец на основании п.7 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ в размере 1 429 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 8 по Удмуртской Республике к Чувакину А.Ю. о взыскании задолженности- удовлетворить.

Взыскать с Чувакина А.Ю. (<адрес>) в доход бюджета на единый казначейский счет (ЕКС) 40102810545370000081, казначейский счет 03100643000000011300, получатель Отделение НБ Удмуртская Республика г. Ижевск, БИК 019401100, ИНН 1834030163 УФК по Удмуртской Республике (Межрайонная ИФНС РФ №8 по Удмуртской Республике), код ОКТМО 94701000 задолженность за ДД.ММ.ГГГГ в размере 40 955 (Сорок тысяч девятьсот пятьдесят пять) руб. 07 коп., в том числе:

-недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 32 448 руб. 00 коп.;

-пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 64 руб.36 коп.;

-недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 8 426 руб. 00 коп.;

-пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 16 руб. 71 коп.

Взыскать с Чувакина А.Ю. в бюджет Муниципального образования «город Ижевск» государственную пошлину в размере 1 429 (Одна тысяча четыреста двадцать девять) руб. 00 коп.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики.

В окончательной форме решение принято «27» декабря 2021 года.

Судья С.А. Нуртдинова