ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-312/17 от 17.01.2017 Аксайского районного суда (Ростовская область)

Судья: Малород М.Н. Дело №2а-312/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 января 2017 года г. Аксай

Аксайский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Малород М.Н.

при секретаре Банниковой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к административному ответчику Администрации Аксайского городского поселения Аксайского района Ростовской области, о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,

у с т а н о в и л :

Административные истцы обратились в суд с настоящим заявлением и указали в его обоснование следующие обстоятельства.

Истцы являются собственниками и арендаторами земельного участка с <адрес>.

В июле 2015 года истцы решили на вышеуказанном земельном участке совместно осуществить строительство четырех объектов капитального строительства с общим названием - «Культурно-Досуговый центр».

Для этих целей ДД.ММ.ГГГГ между истцами и ООО «ТК Стройсервис» было заключено Соглашение о безвозмездном использовании вышеуказанного земельного участка на неопределенный срок.

В процессе подготовки проектной документации, сбору необходимых документов и согласований, а также подаче заявления о выдаче разрешения на строительство одна из сторон по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, вышла из состава лиц, участвующих в строительстве, в результате чего ДД.ММ.ГГГГ было подписано Дополнительное Соглашение к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.

В результате произошедших изменений, истцы также решили изменить название объекта и ДД.ММ.ГГГГ направили в администрацию Аксайского городского поселения <адрес> заявление о выдаче им разрешения на строительство объекта капитального строительства – Спортивная площадка (крытая) по адресу: Россия, <адрес>.

Между тем, ДД.ММ.ГГГГ Администрация Аксайского городского поселения отказала истцам в выдаче разрешения на строительство, обосновав отказ нарушением со стороны истцов требований ч.7 ст. 51 ГрК РФ и ст.ст. 46,47 Воздушного кодекса РФ.

Однако, с указанным отказом Администрации истцы не согласны, т.к. к заявлению о выдаче разрешения на строительство с их стороны были приобщены все необходимые документы, предусмотренные ч. 7 и ч.9 ст. 51 ГРК РФ, в том числе, и согласования с Южным МТУ Росавиация, заключение центральной комиссии филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», согласование со стороны ПАО «Росвертол» и Войсковой частью 41497.

Считая, данный отказ Администрации в выдаче Разрешения на строительство необоснованным, нарушающим права, истцы обратились в суд с настоящим административным заявлением и просят признать данный отказ незаконным и обязать Администрацию Аксайского городского поселения <адрес> выдать им разрешение на строительство объекта – Спортивная площадка (крытая) по адресу: Россия, <адрес>.

В отношении административных истцов дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.

В судебном заседании заявитель административных истцов по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 полностью поддержал доводы административного иска и настаивал на его удовлетворении по основаниям и обстоятельствам, изложенным в иске. При этом, просил обратить внимание, что фактически в данной ситуации произошло лишь изменение названия объекта, иные его характеристики (площадь, высота и т.п.) не изменились. Также обратил внимание, что строительство объекта было согласовано Южным МТУ Росавиации ДД.ММ.ГГГГ и действует оно в течение 5 лет. Также согласования были получены и от других заинтересованных лиц.

Представитель административного ответчика Администрации Аксайского городского поселения Аксайского района Ростовской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 возражала против удовлетворения заявления. Не отрицала, что истцами действительно были представлены все необходимые документы для получения разрешения на строительство, предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса. Между тем, сославшись на положения ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, ст.ст. 46, 48 Воздушного кодекса РФ полагала, что заявитель также должен был представить письменное согласование строительства с собственником аэродрома, т.к. земельный участок на котором ведется строительство находится в границах приаэродромной территории, являющейся зоной с особыми условиями использования территории.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, представленные административными истцами, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска истцов по следующим основаниям.

Согласно под. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что административные истцы являются собственниками и арендаторами земельного участка, с <адрес>. Право собственности подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности 61-АИ от ДД.ММ.ГГГГ и договором аренды земельного участка б/н от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям градостроительного плана земельный участок с КН 61:02:0120103:798 расположен в зоне общественно-делового назначения в пределах которого возможно строительство объектов розничной торговли, общественного питания, бытового ремонта, и т.д., в том числе спортивные площадки, спортядра, спортивные корпуса, бассейны.

В июле 2015 года истцы решили на вышеуказанном земельном участке совместно осуществить строительство четырех объектов капитального строительства с общим названием - «Культурно-Досуговый центр».

Для этих целей ДД.ММ.ГГГГ между истцами и ООО «ТК Стройсервис» было заключено Соглашение о безвозмездном использовании вышеуказанного земельного участка на неопределенный срок.

В процессе подготовки проектной документации, сбору необходимых документов и согласований, а также подаче заявления о выдаче разрешения на строительство одна из сторон по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, вышла из состава лиц, участвующих в строительстве, в результате чего ДД.ММ.ГГГГ было подписано Дополнительное Соглашение к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.

В результате произошедших изменений, истцы также пришли к выводу о необходимости изменения названий объекта – Спортивная площадка (крытая) .

ДД.ММ.ГГГГ направили в администрацию Аксайского городского поселения <адрес> заявление о выдаче им разрешения на строительство объекта капитального строительства – Спортивная площадка (крытая) по адресу: Россия, <адрес> (л.д. 6).

Между тем, ДД.ММ.ГГГГ Администрация Аксайского городского поселения отказала истцам в выдаче разрешения на строительство, обосновав отказ нарушением со стороны истцов требований ч. 7 ст. 51 ГрК РФ и ст.ст. 46,47 Воздушного кодекса РФ (л.д. 7).

В соответствии с ч.1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Под. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ указывает, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с ч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определен порядок обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство и указан исчерпывающий перечень документов, предоставляемых одновременно с заявлением.

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр.

К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная соответствии с градостроительным планом земельного участка, с указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

При этом, суд обращает внимание, что истцами в Администрацию были представлены все документы, указанные в части 7 и 9 ст. 51 Гр Кодекса РФ (л.д.6 – копия заявления о выдаче разрешения на строительство, л.д. 8 – копия распоряжения об утверждении градостроительного плана, л.д.9-13 – копия градостроительного плана, копия чертежа градостроительного плана, л.д. 14 – копия Согласования Южного МТУ Росавиация, л.д. 17 – копия заключения центральной комиссии филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», л.д. 18 – копия согласования со стороны ПАО «Росвертол», л.д. 19 – копия согласования строительства со стороны Войсковой части 41497, л.д.26-39 – копия проекта Спортивной площадки (крытой) – Общая пояснительная записка, л.д.40-53 - копия проекта Спортивной площадки (крытой) – Схема планировочной организации земельного участка, л.д.54-66 - копия проекта Спортивной площадки (крытой) –Архитектурное решение, л.д.67-104 -копия проекта Спортивной площадки (крытой) – Проект организации строительства).

Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Перечень указанных в статье 51 ГрК РФ оснований для отказа в выдаче Разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Согласно ч. 10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения Разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

При таких обстоятельствах, когда в судебном заседании, бесспорно установлено, что со стороны административных истцов в Администрацию были представлены все требуемые законом документы, отказ Администрации в выдаче Разрешения на строительство нельзя признать законным и обоснованным.

В данном случае суд не принимает во внимание доводы Администрации относительно необходимости в обязательном порядке представления истцами также письменного согласования строительства со службами аэропорта и аэронавигации.

Т.к. как следует из представленных истцами документов, такое согласование ими было получено ранее, недействительным оно не признано и действует в течение пяти лет.

То обстоятельство, что произошло изменение названия объекта строительства никак не говорит о том, что в данной ситуации от истцов необходимо повторно требовать новое согласование. При этом, суд обращает внимание, что объект строится на том же месте, его основные характеристики (площадь, высота и т.д.) согласно представленным проектам не изменились.

Как уже было указано выше, Градостроительный кодекс РФ предусматривает случаи отказов в выдаче Разрешений на строительство.

Согласно ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу Разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Т.е. данной нормой не предусмотрен отказ в выдаче Разрешений на строительство на основании отсутствия документа подтверждающего наличие согласования строительства с собственником аэродрома.

В соответствии с положениями части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В материалы дела, в нарушение положений ст. 62 КАС РФ, административным ответчиком не представлено доказательств, тому, что со стороны административных истцов при подаче ими заявления на выдачу разрешения на строительство были нарушены требования ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а также ст.ст. 46, 47 Воздушного кодекса РФ.

В силу под. 1 ч.2 ст. 227 КАС РФ если суд признает решения, действия (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих не соответствующими нормативным актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, то он выносит решение об удовлетворении полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушение права, свободы и законные интересы административного истца, или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано, соответствующее административное исковое заявление.

С учетом изложенного, суд полагает отказ администрации Аксайского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче административным истцам Разрешения на строительство объекта – Спортивная площадка (крытая) №<адрес> <адрес>, является незаконным и действительно нарушающим предусмотренные законодательством права собственников земельного участка. Защиту прав заявителей суд полагает возможным осуществить путем обязания Администрации городского поселения выдать административным истцам Разрешение на строительство объекта – Спортивная площадка (крытая) <адрес> <адрес>

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

р е ш и л :

Признать незаконным отказ администрации Аксайского городского поселения Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче ФИО1, ФИО2, ФИО3Разрешения на строительство объекта – Спортивная площадка (крытая) №<адрес> <адрес>

Обязать администрацию Аксайского городского поселения выдать заявителямФИО1, ФИО2, ФИО3Разрешения на строительство объекта – Спортивная площадка (крытая) <адрес> <адрес>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 23 января 2017 года.

Судья Аксайского районного суда

Ростовской области М.Н. Малород